В Москве прошел круглый стол «Теологическое образование в универсуме современной России»

21 декабря 2012 года в РИА «Новости» прошел круглый стол «Теологическое образование в универсуме современной России». В рамках круглого стола состоялся показ документального фильма «Университет», посвященного 20-летию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Ведущий круглого стола священник Георгий Ореханов, проректор Свято-Тихоновского университета, представил журналистам участников круглого стола: ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева, генерального директора благотворительного фонда «Ладога» Марию Морозову, известного литературного критика и телеведущего, профессора ГУ «Высшая школа экономики», руководителя проекта создания фильма «Университет» Александра Архангельского, сценариста фильма Ксению Лученко.

Предваряя показ фильма «Университет», А. Архангельский рассказал, что фильм возник как попытка ответить на вопрос, каким образом можно «преодолеть трагедию разъединения светского и духовного образования, которое провел еще император Петр I и которое сыграло свою роль в разрушительных событиях два века спустя?». По его словам, одной из причин создания фильма, посвященного предыстории и истории создания вуза, было желание проследить «как не по указу сверху, но по доброй воле в наши дни были предприняты усилия по возвращению нас к этому утерянному единству».

Университет начинал свое существование с открытых лекций богословских курсов в кинотеатрах, но, по мнению создателей фильма, в этом было преимущество ПСТГУ: в то время как в тяжелых условиях 1990-х годов все университеты «выкарабкивались из советской образовательной системы», Свято-Тихоновский университет, начав с нуля, легко вошел в мировое образовательное пространство, получил признание со стороны зарубежных вузов.

Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в своем выступлении подчеркнул, что развитие в сегодняшних условиях теологического образования — это способ преодоления сложившегося в нашем сознании, у нашего народа трагического разделения между верой в Бога и нашей жизнью: «Так случилось, что именно в истории нашей страны этот проект разделения веры и жизни осуществился в наибольшей степени. Не без крови, конечно, но это смогли сделать те, кто, кстати, тоже во что-то верили. Только предмет их веры был абсурдным. Значит, перед нами стоит задача объяснить, во что верить правильно. Надо вернуть нашему народу способность правильно верить и правильно мыслить, и не только о бытовых и обыденных предметах, но, главным образом, о жизни как таковой. Наше дело — показать, что возможно религиозное светское образование». 

«Теология — это не клерикализация нашего общества, государства или университетов, но это возвращение к нормальной жизни, к нашей культуре, к общеевропейской культуре, общеевропейской гуманитарной науке, которая основана на христианстве», — подчеркнул ректор ПСТГУ.

Между тем в этой области сегодня очень много проблем. Это и сложное положение немногочисленных кафедр теологии в российских вузах, большинство которых пребывает на грани закрытия из-за недостатка финансирования, и отсутствие теологии в списке рабочих специальностей и научной номенклатуры ВАК. Возможности выпускников кафедр теологии не используются в деле подготовки учителей по ОРКСЭ, что начинает негативно сказываться на уровне преподавания этого предмета в средней школе.

Недавно ПСТГУ наряду с некоторыми другими крупными столичными вузами был внесен Министерством образования в список вузов, обладающих «признаками неэффективности», притом что в университете работают высококвалифицированные преподаватели, активно ведутся научные исследования, издаются научные журналы и монографии, а выпускники успешно трудоустраиваются. Как объяснил отец Владимир, в этот список вуз попал в связи с тем, что он не входит в число бюджетных государственных вузов и при этом не является с точки зрения чиновников прибыльным, но предоставляет возможность молодым людям получить бесплатное высшее образование. «Мы эффективность понимаем по-другому, — рассказал ректор. — У нас, например, очень эффективно развивается наука. Мы университет, а не коммерческое предприятие. У нас не стоит задачи получения прибыли, выжимания денег из студентов, которые благодаря нашим жертвователям имеют возможность учиться бесплатно».

Рассуждая об эффективности вуза, отец Владимир привел в пример факультет церковного пения ПСТГУ. Из 176 человек выпускников этого факультета 94% работают по специальности — регентами и певчими. Эта цифра, которой вряд ли может похвастаться любой другой вуз страны.

Что касается богословов, то отсутствие теологии в списке научных и трудовых специальностей обуславливает невозможность формально устроиться дипломированным теологам на работу по специальности: «Эффективность вуза следует оценивать по востребованности его выпускников, — отметил отец Владимир, — но эта оценка не так проста, как кажется. Если спросить формально, кто работает теологом, то ответом будет "никто". Например, отсутствуют ученые советы по теологии, и наши выпускники защищают диссертации по философии, истории и т.д.»

Проректор ПСТГУ, доктор исторических наук священник Георгий Ореханов сказал во время круглого стола, что, например, в России до революции 1917 года, несмотря на все более углублявшийся раскол между Церковью и тогдашним образованным обществом, все же существовало единое образовательное и интеллектуальное пространство гуманитарной и богословской науки. Это выражалось в возможности чтения лекций профессорами как в светских учебных заведениях, так и в духовных школах, в свободном обмене мнений между представителями светской гуманитарной и богословской науки и др.

На сегодняшний день задача по восстановлению подобного единого пространства в нашей стране не решена до сих пор, и впереди еще предстоит огромная работа в этом направлении.

Патриархия.ru

24 декабря 2012

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

17 октября 2017 г. 4 октября ст.ст. вторник. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Иерофей
Святитель Иерофей

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Совершается служба со славословиемОбретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Казанских Святых. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба свтт. Гурия и Варсонофия, то на литургии чтения дня и святителей: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 11 зач., V, 14-19.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 6, 37-45). Не суди, отпускай, давай. . . по-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи