Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

Настоятель: епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Ключарь: священник Виктор Тихонов.

Престолы: Главный — во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе — во имя святой великомученицы Екатерины, левый — упразднен.

Освящен: В мае 1825 года иерейским чином. Главный придел переосвящен в 1990 году иерейским чином, Екатерининский придел — 12 апреля 1998 года иерейским чином.

Богослужения: с понедельника по субботу литургия в 8.00, вечернее богослужение в 17.00; в воскресенье и праздники ранняя литургия в 7.00, поздняя литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. Дежурный священник находится в храме ежедневно с 8.00 до 13.00.

Адрес: 413100, Саратовская обл., г. Энгельс, пл. Свободы, 5, тел. (8453)56-83-50, факс (8453) 56-92-03.

Проезд до храма: автобус №№ 247, 247А, 284.

Службы, действующие при храме: воскресная школа, церковная библиотека. Преподаются: Закон Божий, катехизис, церковнославянская грамота, изучаются жития святых, духовные песнопения, музыкальная грамота.

Церковно-социальная деятельность: на приходе осуществляется сбор одежды и денежных средств для домов престарелых и детских домов города Энгельса.

Построен: в 1825 году.

Из истории: Каменная Свято-Троицкая церковь в Покровской слободе Саратовской губернии была заложена в 1816 году. Строительство закончилось к началу 1825 года. В мае того же года церковь была освящена по указу Пензенской Духовной консистории архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря Арсением. Церковь была построена тщанием прихожан. Колокольни у церкви первоначально не имелось, престол в ней был один — во имя Живоначальной Троицы. После освящения в церковь был назначен причт в составе двух священников, диакона, трех дьячков и пономаря. Большинство прихожан новопростроенной церкви составляли государственные крестьяне Покровской слободы.

В 1846 году при участии старшего священника храма, Алексия Львовича Любенского, был подготовлен проект реконструкции Троицкой церкви, утвержденный Саратовской строительной комиссией. В это время при храме действовала церковно-приходская школа, в приходе также была земская школа, законоучителем в которых был настоятель храма. В 1850 году церковь была перестроена и стала трехпрестольной. По-видимому, тогда же были возведены каменные колокольня и ограда. Состав причта изменился и включал двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1853 года причт, на который первоначально никаких средств не отпускалось, начал получать жалование от казны. Здание церкви было застраховано санкт-петербургской компанией «Надежда».

1 января 1851 года заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский, в который входила Покровская слобода, и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном — переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской.

В 1859 году в приходе Троицкой церкви было открыто первое училище, в 1889 году — второе, содержание им давалось от Новоузенского земства. В сторожке при храме долгое время располагалась канцелярия отделения Самарского епархиального Училищного Совета. В приходе были две школы грамоты, первая из которых была открыта в 1890 году. Ктитор храма, покровский купец Николай Алексеевич Ухин (1836 – 1914), передал приходу один из своих домов, в котором была устроена женская второклассная школа. В 1904 году при ней была открыта домовая церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского, приписанная к Свято-Троицкому храму. Н. А. Ухин в знак признания его заслуг перед Церковью был удостоен чести быть погребенным в ограде храма; ныне на его могиле установлен Крест.

В годы Советской власти: В 1921 году в Свято-Троицкой церкви состоялась диаконская, а год спустя — иерейская хиротония святого Иоанна Игошкина (в монашестве Гавриила), определенного на служение в этот храм. В 1930-е годы храм был закрыт, были снесены колокольня и купола. Оставшаяся часть здания также постепенно разрушалась. Длительное время в здании Троицкой церкви располагались читальный зал и хранилища центральной энгельсской городской библиотеки, в одном из зданий храмового комплекса располагалась станция юных техников.

В наши дни: В 1990 году полуразрушенное здание храма было передано в собственность православной общине, 25 марта 1992 года приходу было передано здание, в котором ныне размещаются крестильня, храмовая библиотека, трапезная и подсобные помещения. Степень износа здания составила 100%, поэтому его, фактически, пришлось полностью перестраивать. Решением Энгельсского городского Совета народных депутатов от 11 июля 1990 года земля общей площадью 3,014 га была передана Троицкой церкви в бессрочное пользование, ныне эта земля находится в собственности прихода.

Труды по восстановлению храма легли на плечи его первого настоятеля, приснопоминаемого протоиерея Александра Керимова (†2003). Он погребен в ограде храма, возвращению которого Церкви отдал столько сил.

7 декабря 1997 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины, в Екатерининском приделе храма был установлен и освящен новый иконостас. Чин освящения совершил благочинный Центрального округа Саратовской епархии архимандрит Никон (Лысенко). Чин малого освящения придела был совершен в Вербное воскресенье, 12 апреля 1998 года. На Страстной седмице 1998 года был установлен и освящен новый иконостас в Казанском приделе храма. В январе 1999 года в центральном приделе был установлен двухъярусный иконостас, созданный бригадой художников-резчиков под руководством Владимира Шихова, который в дальнейшем был наращен до пяти ярусов.

К храму приписан храм во имя святителя Николая Чудотворца в энгельсской ИТК №13.


В 2007 году в храме сделана роспись центрального свода. Закончено  строительство нового здания воскресной школы. В 2008 году покрашены купола, благоустроена прихрамовая территория.

С января 2012 года на территории храма находится здание Епархиального Управления Покровской епархии.

В связи с образованием Покровской епархии, Указом Патриарха Московской и всея Руси Кирилла от 8 февраля 2012 года Свято-Троицкому храму г. Покровска (Энгельса) присвоен статус кафедрального собора.

В 2015 году на территории Троицкого собора был построено двухэтажное здание, в котором располагается Покровский епархиальный образовательный центр, мастерская по пошиву церковных облачений, Архиерейская ризница.

В 2016 году начались реставрационные работы Свято-Троицкого кафедрального собора, установлены купола, завершен первый этап ремонта фасада. К храму пристроены крещальня и свечная лавка. Закончены работы по отделке фасада нового здания Епархиального управления, произведен запуск котельной. Продолжились работы по благоустройству территории.


Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи