Свято-Троицкий храм, г. Балаково

Настоятель: архимандрит Амвросий (Волков).

Престолы: главный — во имя Животворящей Троицы, второй придел — во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Имеется приставной престол, в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Освящен: главный - в 1989 году иерейским чином, 2 мая 2009 года  Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения придела во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Богослужения: c понедельника по субботу литургия в 8.00, вечернее богослужение в 17.00; в воскресенья и праздники ранняя литургия в 7.00, поздняя литургия в 9.00, вечернее богослужение в зимнее время в 17.00, в летнее время в 18.00. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 20.30. Священник дежурит в храме с 7.00 до 15.00.

Адрес: 413840, г. Балаково, ул. Набережная, д. 1, тел. : (845-3) 44-15-03, 44-55-67.

Сайт: http://troickiy.cerkov.ru/

Проезд до храма: автобус №№ 5, 7, 10, 10а, 21.Расписание движения: начиная с 5.00 до 23.00 каждые 15 минут ежедневно. Из новых микрорайонов города до храма можно добраться за 45 минут. Расстояние от г. Саратова до г. Балаково 190 км.

Службы, действующие при храме: воскресная школа для взрослых и для детей. Преподаются: Закон Божий, литургика, церковно-славянский язык, культура православной церкви. При школе действует кружок иконописи, библиотека.

Церковно-социальная деятельность: ведется проповедническая деятельность через местную районную газету «Балаковские вести», местное радио и телевидение. Выпускается ежемесячное приложение к газете «Балаковские вести» — «Троицкое слово». Приход взаимодействует с МУЗ "Психоневрологический диспансер", домом ветеранов Великой Отечественной войны, детскими домами г.Балаково, детским приютом "Забота" и ведет совместную церковно-социальную деятельность.

Построен: В 1911 году.

Архитектор: Ф. О. Шехтель.

Из истории: После Указа о веротерпимости 1905 года балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежавший к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию, задумал построить в селе Балаково храм во имя Пресвятой Троицы, «в параллель» к уже существовавшему в Балаково Свято-Троицкому храму Русской Православной Церкви, где настоятелем некогда был святой праведный Александр Юнгеров. По данным 1905 года, к балаковской «белокриницкой» общине принадлежал 741 человек, в том числе 334 мужского пола. С целью разработки проекта храма А.М. Мальцев обратился к академику архитектуры Ф.О. Шехтелю, бывшему хорошим знакомым брата Анисима Михайловича, Паисия, входившего в старообрядческую общину на московском Рогожском кладбище. Мастер выполнил проект в 1909 году и несколько раз в течение 1910 – 1914 годов лично приезжал в Балаково для контроля за ходом строительства. Строительство вел инженер Антонов.

Основное здание храма было закончено к 1911 году, но колокольня и крестильня, а также внешняя отделка храма были завершены только к 1913 году. Слева от главного входа была построена зимняя шатровая церковь. Для экономии топлива в будни зимой там совершались богослужения и крещение. В 1911 году по картонам И.О. Чирикова петербургский мастер В. А. Фролов выполнил наружные мозаики храма — Рублёвскую Троицу над западными вратами храма, икону Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный Образ Спасителя над южными. В 1914 – 1916 годы крестильня храма была перестроена. В 1914 году храм был освящен, предположительно старообрядческим епископом Саратовским Мелетием (Картушиным; †1934). В 1915 году купола храма были покрыты сусальным золотом.

В годы Советской власти: Приход был, по обычаю богоборцев, обложен непосильными налогами, и в 1929 году община храма была вынуждена подписать документ о «добровольной» передаче храма властям ввиду неуплаты долгов государству. После закрытия храма специально вызванный из Москвы И. Грабарь «установил», что храм «не представляет никакой архитектурной ценности» и подлежит уничтожению, но, Промыслом Божиим, он, единственный из всех балаковских церквей, сохранился до нашего времени.

В 1931 году была произведена реконструкция храма под драматический театр: были разрушены алтари, на месте главного, Троицкого, алтаря была пристроена сцена со всеми необходимыми для ее функционирования помещениями, кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Вместо него по проекту В. П. Зябкина был сделан второй этаж, заканчивающийся фронтоном над балкончиком с балюстрадой, и все здание стало трехэтажным. Был также снесен главный шатер и срублен шатер колокольни, а свод укрыли обычной железной кровлей.

Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но краска не удерживалась на мозаике. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной. В 1932 году эти две работы были поставлены на государственный учет Главнауки как памятники монументального мозаичного искусства, а само здание признано памятником архитектуры рубежа XIX – XX веков и взято под охрану государства.

В 1964 году начата вторая перестройка здания под клуб завода им. Ф. Э. Дзержинского.

В наши дни: В 1961 году в Балаково был открыт молитвенный дом, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1977 году был освящен престол, на который был возложен антиминс разрушенного в 1930-е годы храма во имя Пресвятой Троицы. В 1989 году здание старообрядческого Троицкого храма было передано Русской Православной Церкви, и на престоле его был положен антиминс, торжественно перенесенный из молитвенного дома. В том же году в храме был освящен приставной престол в честь Казанской иконы Божией Матери. К началу 1997 года была восстановлена звонница храма, повешены колокола, и на Рождество 1997 года впервые после десятилетий молчания над Балаково зазвучал колокольный звон. В 1999 году в приделе был освящен престол во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, но богослужения в приделе начались только с июля 2003 года.

В апреле 2013 года был установлен новый четырехъярусный иконостас, изготовленный тверскими мастерами. А в июне того же года в храме были установлены новые колокола.

В 2014 году в храме проведены масштабные работы по  благоустройству территории.

В 2016 году закончено строительство южного портала храма. 


Православный календарь

20 ноября 2017 г. 7 ноября ст.ст. понедельник. Седмица 25-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним.
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского и ихже с ним

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние", Угрешской (1795).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31). "Кто поставил Меня судить или делить вас?" - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: "не заботьтесь", что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: "ищите прежде Царствия Божия". Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.
(2 Фес. 1, 10-2, 2; Лк. 12, 42-48). Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи