Священномученик Иоанн Новоузенский

свящ Иоанн (Днепр).jpgПамять 15(2) декабря.

Иван Михайлович Днепровский родился 18 сентября 1875 года в селе Старый Чирчим Камешкирской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне в Камешкирском районе Пензенской области) в семье церковного пономаря. В 1891 году по прошению выбыл из 1 класса Саратовской духовной семинарии. 5 ноября 1892 года он стал псаломщиком Казанской церкви села Улыбовка Вольского уезда Саратовской губернии, где учительствовал также в церковно-приходской школе: до 1894 года он преподавал по всем предметам, до 1895 года — был учителем пения. С 28 сентября 1894 года по 20 октября 1903 года он — учитель пения в школе грамоты села Улыбовка. 14 февраля 1899 года он был посвящен в стихарь.

3 декабря 1905 года святым Гермогеном, епископом Саратовским и Царицынским, представлен, а 1 января 1906 года преосвященным Палладием, епископом Вольским, рукоположен во диакона в село Терса Вольского уезда, где служил в Богоявленской церкви. 5 ноября 1906 года он утвержден законоучителем терсской церковно-приходской школы, а также учителем церковно-славянского языка и пения. 1 августа 1908 года он утвержден законоучителем в одноклассном училище Министерства народного просвещения в селе Девичьи Горки. Отец Иоанн был женат на дочери священника села Полчаниновка Илии Аткарского Александре (†1933) и имел дочь Серафиму (1899 – 1945 гг.) и трех сыновей: Михаила (1900 г. р.), Николая (1902 – 1963 гг.), Сергия (1904 г. р.).

После посвящения в сан священника святой Иоанн с 1911 по 1929 годы служит в Свято-Троицком храме села Полчаниновка (Новонатальино тож) Вязовской волости Саратовских уезда и губернии (сейчас в Татищевском районе Саратовской области). Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Он обвинялся в том, что под престолом в храме хранил две ручные бомбы, обнаруженные сотрудниками ВЧК. Видимо, даже сотрудники «чрезвычайки» понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении 18 суток, был отпущен без последствий. В 1929 году, в связи с начавшимися гонениями на веру, он оставил открытое служение. В настоящее время на месте разрушенной полчаниновской церкви выстроен магазин.

Внук святого Иоанна, Владимир Сергеевич Днепровский, вспоминает, что еще в начале 1920-х годов его дед купил на окраине Саратова, в районе Соколовой горы, небольшой деревянный дом, для того, чтобы подрастающие дети могли жить и учиться в городе. Дом был записан на дочь новомученика, которая жила в нем до самой смерти, последовавшей в 1945 году. По семейному преданию, именно в этом доме в голодный 1933 год отошла ко Господу супруга святого Иоанна Александра Ильинична. Она похоронена на Воскресенском (так называемом «Старом») кладбище Саратова.

Безместный священник устроился наблюдателем на Нижне-Волжской испарительной метеорологической станции, где и проработал до самого ареста; проживал в городе Новоузенске. Его приютила у себя монахиня Акилина (Шилина), которой принадлежал дом по адресу ул. Калачевского, д. 24. 8 декабря 1937 отец Иоанн был арестован местной милицией по обвинению в «распространении контрреволюционной клеветы о новой советской конституции и руководителях Советской власти» и «проведении антисоветской агитации против Советской власти» и заключен в тюрьму в городе Саратове. Реальной же причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих.

При обыске у священника был обнаруже только паспорт, более ни вещей, ни ценностей у служителя алтаря Господня не было.свящ Иоанн (Днепр) 3.jpg

На следующий день новомученик был допрошен.

— Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР.

— Виновным себя в этом не признаю.

— Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это?

— Это я также категорически не признаю.

— Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден, — будете ли это отрицать?

— Не признаю и это.

— Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство, — признаете ли это?

— Да, это я действительно говорил — что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.

— Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь?

— Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее.

— В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях — вы дали согласие действовать заедино?

— Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует, — с этим и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было.

— Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы — Япония, Германия. Признаете ли это?

— Нет, этого я не признаю.

— Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии.

— Это я категорически отрицаю.

свящ Иоанн (Днепр) 2.jpgВ тот же день следствие было закончено, дело святого Иоанна, заведенное на него в милиции, по рассмотрении помощником оперуполномоченного Новоузенского РО НКВД, было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Саратовской области, а еще день спустя, 10 декабря, постановлением тройки священномученик был приговорен к расстрелу. Постановление тройки было приведено в исполнение 15 декабря 1937 года в Саратове, место захоронения осталось неизвестным. Близко общавшийся со святым Иоанном священник новоузенской Свято-Екатерининской церкви Алексий Иванович Попов попал в жернова НКВД еще раньше — после «следствия», продолжавшегося всего девять дней, он был расстрелян в Саратове 21 сентября 1937 года.

В 1961 году сын святого Иоанна Николай обратился в МВД с просьбой о реабилитации новомученика. В следственном деле были обнаружены «показания» трех свидетелей, положенные в основу обвинительного заключения. К моменту пересмотра дела в живых осталась лишь одна из них, при проведении передопроса которой выяснилось, что в далеком 37-м никаких показаний на Днепровского И. М. она не давала и вообще не была знакома с этим человеком. По протесту прокуратуры Саратовской области Президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал страдальца за недоказанностью обвинения. При реабилитации было отмечено, что дело было сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства.

Однако дети отца Иоанна, хотя и добились его реабилитации, так и не узнали о судьбе своего отца. Правда стала известна лишь в 1991 году, когда на запрос внуков святого, Владимира и Ирины, Управление КГБ СССР по Саратовской области сообщило, что святой Иоанн был расстрелян. Иерей Алексий Попов был реабилитирован уже в наши дни — в 1989 году. 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского.


Возврат к списку

Православный календарь

21 января 2017 г. 8 января ст.ст. суббота. Седмица 31-я по Пятидесятнице. Суббота пo Богоявлении. Поста нет.

Икона дня

Прп. Георгий Хозевит
Прп. Георгий Хозевит

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Георгия Хозевита (VII). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Домники (ок. 474). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Емилиана исп (IX). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Григория, чудотворца Печерского (1093). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Григория, затворника Печерского (XIII-XIV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Капподакийской (304). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Прп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (786) (Груз.). Прп. Паисия Угличского (1504). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пахомия Кенского (XVI). Сщмч. Виктора пресвитера (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Владимира пресвитера (1938). Прмч. Пафнутия (1938). Мч. Михаила (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939). Мч. Иоанна (1940). Св. Михаила исп., пресвитера (1941).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Еф. 6, 10-17; Мф. 4, 1-11). Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это в след за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны "все старание"; то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир, - мир за это начнет теснить его: он спасся от власти диавола, диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, - но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии, и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде. Три врага, - каждый с безчисленным полчищем, - но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, - противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так как бы прочих не было совсем. Говорит: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных". Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит. Итак смотри всякий, куда следует направлять стрелы, или по крайней мере с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. - И ограждай! - Апостол прописал несколько орудий; но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Иисуса бей ратников.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил праздничные богослужения в день памяти преподобного Серафима Саровского
Все фоторепортажи