Таинства

Митрополит Филарет писал в Пространном Катехизисе: «Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами»[1]. В определении основополагающим является то, что Церковь есть сообщество людей, соединенных таинствами. Таинства являются одновременно и связующими звеньями для членов Церкви, и определяющие этих членов как таковых, поэтому все остальные элементы определения необходимо входят в эти два слова: таинства и люди.

С «веры в Господа Христа начинается христианское освящение благодатью, которое совершенствуется в дальнейшем святыми таинствами и святыми добродетелями», [2] — пишет преподобный Иустин (Попович). Церковь создана Богом для человека и поддерживает человека посредством благодатных даров Духа Святого, которые подаются через ее святые таинства. Таинства на Земле осуществляют и определяют Церковь как таковую. Но, несмотря на это, проявления Духа в Церкви многочисленнее, чем ее святые таинства, так как вся жизнь Церкви и все, что в ней совершается, имеет благодатный характер[3].

Человек не может и не обретает в Церкви благодатных даров, если не участвует в таинствах. Таинства — это установления Бога о действиях благодати на Земле через людей, посредством Духа Святого в Церкви.

Таинства являются священнодействиями, совершаемыми в Церкви и Церковью. В них через молитвенный призыв Церкви ниспосылаются Богом благодатные дары Духа[4]. Все таинства неотделимы от Церкви и совершаются внутри нее. Таинства приоткрывают перед людьми, приступающими к ним, реальность иного мира, Небесной Церкви, а также способствуют духовному перерождению всего человечества[5]. Святая Православная Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Все единство Церкви осуществляется в таинствах. В таинствах наше человеческое существование соединяется с вечностью божественной жизни, или, скорее, возвышается до нее Духом Животворящим[6].

Человек является психофизическим существом, т.е. видимым по телу, невидимым по душе, — соответственно и каждое святое таинство имеет две стороны: видимую и невидимую. Зримую сторону составляют: все действия священника, его слова, молитва и всё, что необходимо для совершения таинства, а незримую сторону таинств составляет Божия благодать. Известные нам таинства могут осуществляться при трех условиях: Бог, человек, Церковь. Без одного из этих условий, таинства, в известной нам мере, несостоятельны. Божия благодать делает человека способным соединиться с Христом. Для такого соединения необходимым является усовершаться таинствами, омываться, помазываться, наслаждаться святой трапезой. К делающим это приходит Христос и водворяется в них, и соединяется с ними, и исторгает из них грех, и влагает Свою жизнь и силу, и делает общниками Своей победы[7]  и, несомненно, будет вечерять с ними (см. Откр. 3:20) в будущем веке.

Таинство Крещения

Крещение — единственное таинство, которое упомянуто в Символе веры, потому что оно является дверью в Церковь Христову. «Единственное таинство вселенной — сама Церковь»[8], — утверждал митрополит Антоний Сурожский. После принятия крещения можно пользоваться другими таинствами.

Относительно Таинства Крещения в Церкви были споры и сомнения: следует ли некоторых людей, как, например, еретиков, при возвращении их в Церковь крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершаться над человеком только один раз, т.е. «исповедую едино крещение». Поэтому крещение относится к т.н. неповторяемым таинствам, как и миропомазание и священство. В известном смысле Таинство Покаяния называется вторым крещением. Крещение возрождает нас Святым Духом. Возрождает потому, что мы когда-то наше первое рождение погубили и теперь зачинаемся в беззакониях. Святой пророк и псалмопевец Давид писал, что во грехах рождает каждого из нас матерь наша[9].

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая его от прежних грехов и освящающая его. Как и Господь Иисус Христос, мы должны быть освящены. Как Он, крещены. Таинства — это Бог, Себя дающий нам.

Святитель Филарет Московский говорит об этом таинстве: «Человек рождается зараженным прародительским грехом. Святое Крещение возрождает его в новую жизнь, но не уничтожает тотчас жизни ветхого человека, ибо вседействующая благодать Божия дает место действию веры и подвигу человека, дабы милость была не без правды и дабы мы добровольно приняли спасение»[10].

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и ото всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова[11].

В Православной Церкви крестят младенцев по вере их родителей и восприемников, подобно как Иисус Христос, видя веру принесших больного, исцелил его (см. Мф. 9:2). Для этого и бывают при крещении восприемники, которые обязаны научить крещаемого вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Восприемники обязаны поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Это священный долг восприемников. Если они пренебрегают этим долгом, то тяжко грешат.

В настоящее время в Русской Православной Церкви активно возрождается практика огласительных бесед перед крещением для взрослых, желающих вступить в Церковь, и для восприемников крещаемых младенцев. Имя человека, проходящего беседы перед крещением, вносится в молитву Церкви «об оглашенных». Этимология слова «огласительные» несложна. «Оглашать» — значит сделать гласным. В церковном смысле огласить — объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Огласительные беседы — это подготовка, во время которой изучаются основы христианской веры.

В самом Таинстве Святого Крещения священник молит Господа изгнать из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый должен в таинстве отречься от дьявола, дать обещание служить Христу и подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога посредством чтения Символа веры.

Таинство Миропомазания

Миропомазание — это единственное таинство, для которого основную составляющую (миро) приготовляет Патриарх. Среди многих обрядов и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, только приготовление и освящение мира (мироварение) совершается самим Патриархом Московским и всея Руси.

Через святое миро в Таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого. Как через возливание мира на голову царя пророки сообщали ему благоволение и благословение Бога, так и посредством миропомазания священники невидимо подают крещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. В современной практике Таинство Миропомазания неразрывно связано с Таинством Крещения. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни[12].

Таинство Покаяния

Таинство Покаяния — второе крещение. В этом таинстве Господь прощает человеку все то, что человек совершил против заповедей после вступления в лоно Церкви. Через Таинство Покаяния человек способен вновь обрести душевный покой. Преподобный Иустин Попович в своей «Пневматологии» пишет: «Христос Единый Человеколюбец вверил нам всемогущее средство, безошибочно исцеляющее всякий грех в человеческом естестве. Таким всемогущим средством является покаяние»[13].

Таинство это уходит корнями своими в Ветхий Завет, когда люди через возложение рук своих на козла тем самым как бы возлагали на него грехи всего народа. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, …и понесет козел на себе все беззакония их» (Лев. 16:21-22).

Теперь, чтобы человеку были прощены грехи, он должен исповедовать (открыть устно) свои грехи Богу в присутствии священника. Человек получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Господь заповедовал Своим ученикам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Так Господь дал Своим ученикам дар исповедовать, а те в свою очередь передали дар своим ученикам, и так по преемству дошел этот дар до священников.

Для того чтобы человеку были прощены все исповедуемые им грехи, перед исповедью он должен примириться со всеми ближними, иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не повторять сделанных грехов, веровать в Господа Иисуса Христа и надеяться на Его милосердие. В некоторых случаях, с целью исправления, на кающегося налагается епитимья (с греч. запрещение).

Таинство Причащения

Причащение (евхаристия) — это таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Через это человек таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни, получает благодать обожения через единение со Христом. Хлеб и вино после преложения на Литургии невидимо становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, т.к. таинства в Церкви не могут быть просто внешними признаками проявления религиозности или всего лишь внешними вещами.

Таинство Причащения в нашей Церкви — это не внешнее проявление религиозности, а внутреннее устроение Богом нас через внешние действия. Святитель Кирилл Александрийский писал: «Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру»[14].

Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-56).

В настоящее время Таинство Причащения и Таинство Исповеди связаны между собой. Перед Таинством Причащения православный христианин должен поговеть, т.е. поститься три дня, прочитать молитвы ко Причащению и приступить к Таинству Покаяния.

Таинство Брака

В Таинстве Венчания человек рождается заново, рождается в семье. Человек становится не одним, но лишь половиной целого, второй половиной целого является его супруг. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

В настоящее время Церковь признает регистрацию брака в ЗАГСе. Однако регистрация брачующихся в ЗАГСе не подразумевает венчания. Венчание — это таинство, в котором брачующимся преподается через священника Божие благословение. «В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество»[15].

В христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе. В самом начале таинства совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами одевает брачующимся обручальные кольца, как символы бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной[16]. Сам Господь Иисус Христос благословил брак в Кане Галилейской (см. Ин. 2:1-11).

Таинство Священства

Таинство Священства — единственное таинство, которое не может совершить иерей. Таинство это совершается архиереем во время Литургии. Епископ молится Господу, при Его незримом присутствии, об избрании выбранного человека священником, помощником епископа. Поставляемый в этом таинстве человек получает благодать Святого Духа, подобно апостолам, получившим благодать от Господа Иисуса Христа. Сам Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11-12).

Таинство Священства, рукоположения или хиротонии, имеет три вида: во дьякона, священника, архиерея. Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств[17].

Таинство Елеосвящения

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), — так писал о Таинстве Елеосвящения апостол Иаков.

Таинство Елеосвящения, или Соборования, принято считать последним таинством в жизни православного христианина. Однако это глубокое заблуждение. Связано это с тем, что люди прибегают к соборованию чаще тогда, когда человек уже испробовал все медицинские средства для поддержания физической жизни. Это неправильно и опрометчиво — прибегать к помощи Божией в самый последний момент, т.к. и Иисус Христос сказал дьяволу: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал прибегать к Таинству Соборования хотя бы раз в год. Вот что он писал заболевшим людям: «Хорошо бы к обычному лечению Вашему добавить и духовное врачество — Таинство Соборования. Многие, очень многие испытали на себе его чудодейственную силу. Соборное масло надо пить и им помазываться». «Умудряйтесь, после соборования и врачи умудрятся на помощь вам»[18].

В таинствах осуществляется, возможно, самое всеобъемлющее единение с Богом, происходит соединение Бога с человеком в земной жизни. Происходит это таким же непостижимым образом, как вочеловечение Бога во Христе Иисусе. «В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество — и душу, и плоть — приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти»[19].

Святые таинства евхаристии, исповеди, рукоположения представляют собой и определяют, и составляют путь Христа — путь соединения всех людей. Через евхаристию человек органически соединяется со Христом, а также и со всеми верными. Согласно утверждению святого преподобного Иустина: «Весь смысл богочеловеческого домостроительства спасения — это восставить целостность личности человека, которую он имел до падения»[20]. А средствами восстановления является не что иное, как Церковь, святые таинства в их взаимном отношении.


1. Николай Кавасила. Цит по: Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие Т. II — Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — С. 559, 560.
2. Семинарская и святоотеческая библиотеки. Антоний, митрополит Сурожский.
Церковь и Евхаристия // http://otechnik.narod.ru/surojcev.htm
3. Блаженный Симеон Солунский. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Изд-во «Оранта». 2010. С. 4.
4. Пространный христианский катехизис Православной кафолической восточной Церкви // http://pravosludm.narod.ru/lib/filaret/katexizis/part1.html#a9
5. Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios. Иустин (Попович) , прп. Толкование на послание к ефесянам святого апостола Павла.// http://agios.org.ua/wiki/index.php
6. Афанасьев Николай, протопресвитер, профессор Православного Богословского Института в Париже. Вступление в церковь. //http://www.golubinski.ru/ecclesia/vstup1.htm
7. Афанасьев Николай, протопресвитер, профессор Православного Богословского Института в Париже. Вступление в церковь. //http://www.golubinski.ru/ecclesia/vstup1.htm
8. Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие Т. II — изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 559, 560.
9. Высшие богословские курсы при Московской православной духовной академии. —
Богословские статьи протоиерея Георгия Флоровского о церкви. //http://www.kursmda.ru/books/theology_church_florovsky.htm#_toc62788927
10. Московская православная духовная академия. Святые Отцы о Таинстве Покаяния. —
http://www.mpda.ru/site_pub/82546.html
11. Символ веры. — http://simvol-veri.ru/xp/tainstva-pravoslavnoie-cerkvi.html
12. Храм всех святых. Семь таинств Православной Церкви. — http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/sem_tainstv_pravoslavnoj_cerkvi/0-105
13. Московская православная духовная академия. Святые Отцы о Таинстве Покаяния. —
http://www.mpda.ru/site_pub/82546.html
14. Православие.ru. Таинство причащения. Часть 5. Святые отцы о таинстве причащения. — http://www.pravoslavie.ru/put/31496.htm
15. Персональный сайт священника Вячеслава Романова. Таинства Церкви. — http://www.duhovnik.com/node/739
16. Храм всех святых. Семь таинств Православной Церкви. — http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/sem_tainstv_pravoslavnoj_cerkvi/0-105
17. Символ веры. — http://simvol-veri.ru/xp/tainstva-pravoslavnoie-cerkvi.html
18. Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина). — http://www.ioann.org/pisma/tainstvo-soborovaniya.html
19. Персональный сайт священнкика Вячеслава Романова. Таинства Церкви. — http://www.duhovnik.com/node/739
20. Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия. — Православная электронная библиотека. — http://lib.pravmir.ru/library/readbook/


Православный календарь

31 марта 2017 г. 18 марта ст.ст. пятница. Седмица 5-я Великого поста. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Святитель Кирилл Иерусалимский
Святитель Кирилл Иерусалимский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386). Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300). Прп. Анина монаха. Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Прошел епархиальный конкурс чтецов Покровской епархии «Хвалите имя Господне»
Все фоторепортажи