Патриаршее слово в день памяти святителя Петра Московского в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра Московского в Успенском соборе Московского Кремля 6 сентября 2017 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи святителя Петра. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья-архипастыри! Всечестные отцы! Матушка Филарета, игумения Пюхтицкого монастыря! Дорогие братья и сестры! 

Сегодня Святая Церковь молитвенно чтит память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Далекая эпоха, в которую довелось нести свое служение сему Предстоятелю, была непростой — то было время покаяния и осмысления ошибок прошлого, трудного поиска согласия и путей преодоления междоусобной розни, накопления сил для духовного возрождения и сплочения народов Руси. Результаты этого процесса всем ныне хорошо известны: страна окрепла, освободилась от чужеземного ига и вышла на собственный путь исторического развития. Важно подчеркнуть, что наша свобода, наши победы созидались на камне православной веры, неусыпными трудами духовных вождей Святой Руси, их молитвами, незыблемой верой в силу Божиего Промысла и попечением о своем народе. 

Церковная история есть история действия этого Всеблагого Промысла, который осуществляется через людей и обстоятельства; она творится с терпением и упованием людей на Бога, с верностью и преданностью Ему. Это справедливо и в отношении важной памятной даты, которую мы отмечаем сегодня, — 100-летия учреждения Ревельского, по нынешнему словоупотреблению — Таллинского викариатства. Ныне, спустя век, оно именуется Таллинской епархией и составляет основу самоуправляемой Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. 

Совершая богослужение в стенах главного храма нашей Церкви, посвященного Успению Пресвятой Богородице, мы вспоминаем историческое название Эстонии — Маарьямаа, то есть «земля Марии». Успению Пресвятой Богородицы посвящен и Пюхтицкий монастырь, созданный на месте явления Девы Марии пастухам на горе Куремяэ. Церковь наша памятует об обретенном на том месте чудотворном образе Божией Матери, о Ее явлении святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Сей великий святой был духовником сестер Пюхтицкой обители и туда советовал поступать многим вопрошавшим его, говоря: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного»

Защищаемое покровительством Преблагословенной Владычицы Православие, насажденное на эстонских землях русскими миссионерами и засвидетельствованное кровью святых мучеников Юрьевских, несмотря на многочисленные невзгоды и испытания, произросло, окрепло и принесло сторичный добрый плод. Воистину, подвиг мучеников — это семя христианства. И совершая сегодня празднование 100-летнего юбилея Ревельского викариатства, мы осознаем, сколь многим мы обязаны мужеству и стойкости архипастырей и пастырей, которые в тяжкое время гонений исповедали Господа Иисуса Христа словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр. 12:11). Среди этих угодников Божиих — и первый святитель из уроженцев Эстонской земли епископ Ревельский священномученик Платон, и пострадавшие с ним пастыри протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве, также ныне почитаемые нашей Церковью в лике священномучеников, которые приняли жестокую смерть от безбожников, вступивших на их землю. 

Пастырям, трудившимся на эстонской земле в годы господства богоборческой власти, дано было ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1:29). Таков был и жизненный путь, пройденный Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Высокопреосвященнейшим митрополитом Таллинским и Эстонским Корнилием, который также являет собой пример верности Богу в те нелегкие времена, когда для всякого верующего человека следование за Христом Спасителем было сопряжено с риском для жизни. 

Владыке Корнилию, пережившему немало притеснений со стороны безбожной власти, довелось защищать Церковь и в новых условиях, пришедших на смену эпохе гонений. Изо дня в день он с терпением несет нелегкий крест архипастырских забот о сохранении церковного единства. На его долю выпала и горечь необоснованных обвинений, и скорбь утраты святынь, которые созидались на земле Эстонии многими поколениями наших благочестивых предков. 

Благодарение Богу, что, несмотря на все испытания, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата объединяет сегодня абсолютное большинство православных жителей страны. Она является хранительницей веры и традиций для сотен тысяч людей. Мне памятен день, когда я освящал замечательный новый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Таллине. Сколько было верных на этом богослужении, какой молитвенный настрой царил среди нас! О собравшемся народе можно было бы сказать словами Писания: у них было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32). 

Благодарю владыку Корнилия за послание, которое он направил нам и которое было только что оглашено Преосвященным Лазарем, епископом Нарвским. 

Обращаясь к вам, собратья-архипастыри, и к присутствующему здесь духовенству Эстонской Церкви, хочу всех вас призвать бережно хранить и приумножать сей драгоценный дар — святую отеческую веру и строго блюсти канонический порядок и единство нашей святой Церкви-мученицы, к которой принадлежали первые мученики Эстонской земли, ревельские мученики во главе с приснопамятным святителем Платоном, принявшим смерть в особо тяжких условиях. Как учит апостол Павел, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны — и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13:11). 

Пусть же Господь Иисус Христос всегда посылает делателей на жатву Свою (Мф. 9:38), силой Всесвятого Духа воздвигая для Эстонской Церкви людей высокого пастырского призвания, способных подражать святому праведному Иоанну Кронштадскому, ревностному поборнику устроения церковной жизни среди православных эстонцев, и священномученику Платону, епископу Ревельскому, и направлять, подобно им, усердные труды свои к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12). Молюсь, чтобы Бог ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:47) и милость Его всегда пребывала с Его словесным стадом, совершающим земное шествие на земле Маарьямаа. Аминь.

Патриархия.Ru

Возврат к списку

Православный календарь

20 сентября 2017 г. 7 сентября ст.ст. среда. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Мч. Созонт Помпеольский
Мч. Созонт Помпеольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.
(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи