В главном должно быть единство

В главном должно быть единство

Раскол Русской Православной Церкви и наложение клятв на старые обряды Московским Собором 1656 года вызвали противостояние, продолжающееся вот уже более 360 лет. Истоки раскола связаны с Церковной реформой 1650-1660 годов, ставившей своей целью изменение существующей обрядовой традиции и приведение ее в соответствие с греческой. Что за этим последовало, как отразилась литургическая реформа на состоянии Русской Православной Церкви – об этом рассказывает настоятель Свято-Троицкого храма г. Балаково, председатель комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством архимандрит Амвросий (Волков).

– Отец Амвросий, говоря о расколе, невозможно умолчать о Патриархе Никоне. Личность неоднозначная и очень сложная, споры о нем до сих пор не утихают. Каков же он был на самом деле?

– Мне лично он очень близок. Еще митрополит Антоний (Храповицкий) говорил о том, что нет человека в русской истории более крупного, более значимого, более мощного. А русский историк Василий Осипович Ключевский дал Патриарху Никону такую характеристику: он «словно парус, который только в буре бывает самим собой, а в затишье треплется на мачте бесполезной тряпкой». Патриарх Никон был очень одаренным и глубоко верующим человеком. В свое время он входил в кружок ревнителей благочестия вместе с теми, кто впоследствии стал его врагом. Цель у них была, в общем-то, одна – поднять авторитет Русской Православной Церкви путем возрождения христианского благочестия среди духовенства и мирян. Кружок этот распался после вступления Патриарха Никона на патриарший престол. Но даже после разделения никто не мог поставить ему что-либо в упрек, привести примеры какого-то недостойного поведения.

Патриарх Никон ревностно заботился о нравственности русского народа – сколько он сделал только для борьбы с пьянством! Он сумел убедить государя Алексея Михайловича, чтобы на время постов все кабаки были закрыты. Абсолютно все. Можно сейчас себе это представить? А в больших городах точку торговли спиртным оставляли всего одну. И она не имела права работать в двунадесятые праздники. У нас сейчас на День молодежи, День защиты детей спиртное не продают, а ведь во времена Патриарха Никона чуть ли не больше половины года им не торговали. Уже в то время пьянство было серьезной болезнью. Даже поговорка существовала: «До креста допился» – то есть оставался у человека один нательный крест, а все остальное в кабаках пропивали… Патриарх Никон с этим жестко боролся.

Он заботился и об уровне нравственности самого духовенства: если священник зашел в кабак, просто зашел, Патриарх Никон ссылал его в дальний монастырь на какие-то работы.

– По словам митрополита Антония (Храповицкого), «строгость Святейшего Патриарха, которую не все могут понять и которой многие смущаются, не была жестокостью и объясняется величайшей ревностью святителя о благе Церкви и государства»...

– Действительно, дисциплина при нем была очень строгая. Естественно, многим это не нравилось, и они становились врагами Патриарха. С врагами он был жесток, но прощал любую вину, если видел раскаяние и желание пойти навстречу. Патриарх Никон был абсолютно непримирим в вопросах дисциплины и веры, требователен к себе и к тем, кто окружал его. Строгость его доходила до того, что он даже одежду западного образца у бояр сжигал. В Успенском соборе в праздник Торжества Православия иконы, неправильно писанные, разбивал, а потом сжигал, объявляя для позора во всеуслышание, чья это икона. Столько ревности у него было!

Но он был и милостив, и благотворительностью занимался, и кормил очень многих, и помогал слабым, больным, нуждающимся…

Надо ли было проводить эту литургическую реформу, осуществлять «книжную справу», заменять двоеперстие троеперстием и т.д., если это вызвало такое сопротивление и привело к расколу Церкви?

– Конечно, надо. Ведь пути, которыми к нам приходили источники, были разные: они шли через Великий Новгород, северные страны, Болгарию, Грецию. Это сегодня коммуникации работают настолько совершенно, что можно все необходимое проверить, прочитать, а в то время в Новгороде, например, были свои какие-то обычаи, в том числе и богослужебные, и переводы были свои, так же как и в Киеве, в Москве, во Владимире. Появилась необходимость привести все к единообразию. Бесспорно, реформа была нужна. И Патриарх Никон взялся. То, что время само по себе было сложное – и в экономическом плане, и в социальном (свирепствовала моровая язва) – обострило ее проведение, и люди пытались через бунтарство, протест найти какой-то выход, в том числе в старообрядчестве.

Кстати, иеромонах Иоанн (Кологривов) писал, что само по себе старообрядчество частично было предопределено еще за 100 лет до Патриарха Никона – во время спора преподобного Иосифа Волоцкого с преподобным Нилом Сорским. Каким путем пойдет монашество – путем ли тех заповедей, которые дал преподобный Нил Сорский, заботясь только о чистоте сердца, вверенного Господу, или путем, предложенным преподобным Иосифом Волоцким, который в экономической мощи монастырей видел будущее монашества. Кстати, в обители преподобного Иосифа Волоцкого тысячи людей кормились во время голода. Было два пути развития монашества, и вот то, что великие государи предпочли путь, который предлагал преподобный Иосиф Волоцкий, в какой-то мере предопределило в дальнейшем появление старообрядчества.

Патриарх Никон не успел завершить реформу. А личность была, конечно, яркая, незаурядная, и вместить его очень трудно.…

– «Книжная справа»… Почему она вызвала такую негативную реакцию среди представителей Русской Церкви?

– Богослужебные книги исправляли и до Патриарха Никона. Украина, например, шла далеко впереди по поводу исправления книг. Москва и другие наши епархии намного отставали. Украина была поближе и к Болгарии, и к грекам, и общение у них было разностороннее, и монастыри там были довольно крупные. По поводу исправления они шли впереди.

Патриарху Никону надо было все привести в одну систему. Он видел, что на Востоке, в странах греческих, везде было принято троеперстие, хотел, чтобы Москва стала центром православного мира, как бы Третьим Римом, и могла претендовать в духовном (и не только) плане на роль защитника всего Православия – Константинополь пал, держав мощных, могущих бы поддерживать Православие, не было, кроме России. Реформы, которые шли с Запада, могли изменить, преобразить и Россию, и дух русского народа. Поэтому и царь Алексей Михайлович, и Патриарх видели миссию государства Российского вместе с Русской Церковью именно в спасении Православия. Естественно, раз общение должно было проходить с восточными странами, то и богослужение, и книги нужно было привести в соответствие этому уровню.

После избрания на Патриарший престол Никон первой задачей видел исправление богослужебных книг и церковной обрядности. Митрополит Московский Макарий пишет, что исправления начались еще при Патриархе Иосифе, но правились книги в основном по славянским «добрым переводам», которые не были лишены многих погрешностей. Стало понятно, что без греческих текстов не обойтись. И государь Алексей Михайлович обратился в Киев с просьбой прислать ученых мужей, знающих греческий язык.

В богослужении у нас творилось крайнее бесчиние, начиная с хомового пения, когда одновременно чтецами читались несколько разных текстов, произносились ектении и песнопения. Греческие митрополиты, посещая Русь в то время, недоумевали от увиденного и услышанного.

К сожалению, пишет митрополит Макарий, после удаления Патриарха Никона с кафедры обстоятельства совершенно изменились. Проповедники раскола, найдя себе сильных покровителей, начали резко нападать на Церковь и ее иерархию, возбуждая народ, и своей деятельностью вынудили церковную власть употребить против них канонические меры. Вот тогда-то и возник, образовался и утвердился русский раскол, который существует и доныне. Но свое начало он получил не при Святейшем Патриархе Никоне, а уже после него.

– У нас со старообрядцами одна вера, одни догматы, одни Таинства, одно богослужение. Поместный Собор 1971 года отменил клятвы на старые обряды и признал оба обряда спасительными, но примирения не происходит. Почему? Как Вы считаете?

Surikov_Boyaryinya-Morozova[1].jpg– Я боюсь обидеть старообрядцев, но мне кажется, у них сохраняется еще менталитет некой обиженности, которую они несут вот уже четыре столетия. Они привыкли к своему положению, и даже когда им протягивают руку, встречают это настороженно. Много им пришлось пережить, конечно, даже храмов своих не было – только в 1905 году государь Николай II разрешил строить храмы.

Александр Исаевич Солженицын говорил о старообрядчестве, что это огромный духовный, социальный, культурный и в какой-то мере лучший, трудолюбивый пласт. Сколько они сделали и для промышленности России, и в сфере культуры, и как меценаты! Их нельзя упрекнуть ни в распущенности, ни в лени, ни в недостатке хозяйственной хватки. Тем более – в равнодушии к духовным вопросам. Мы вот, кстати, служим в Свято-Троицком храме, который построен их трудами. Начало города Балаково тоже связано со старообрядчеством…

Бесспорно, обида есть, и легко она не проходит. Происшедшее разделение – трагедия русского народа, это понятно любому просвещенному человеку.

Окончание беседы следует

Беседовала Валентина Николаева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

22 октября 2017 г. 9 октября ст.ст. воскресенье. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Совершается служба с полиелеемАп. Иакова Алфеева (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Андроника и супруги его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361-363). Св. Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (IV). Прп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Константина пресвитера (1937). Обретение мощей прп. Севастиана Карагандинского исп (1997). Корсунской иконы Божией Матери (988, XII).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 7, 11-16). Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи