История епархии

До учреждения самостоятельной Покровской епархии, ее территория в разное время входила в состав разных епархий Нижнего Заволжья.

Во второй половине XVIII в. правительство Екатерины II с целью усиления вассальной зависимости и заинтересованности населения германских княжеств от России, укрепления своего влияния на российских окраинах, провело ряд мероприятий по привлечению в малонаселённые приграничные районы нижнего Поволжья жителей из стран Западной Европы. Так 4 и 14 декабря 1762 г., 22 июля 1763 г., в 1764 г. через русских посланников в Швейцарии, Голландии, Германии и других государствах Европы были обнародованы манифесты Екатерины II, приглашавшие граждан этих стран и ранее бежавших из России старообрядцев переселиться на территорию нижнего Поволжья. 

Расселение переселенцев производилось округами (окружность их была определенна в 60-70 вёрст, а площадь – такою, чтобы на ней могли поселиться до 1000 семей). Переселенцам гарантировалась свобода в отправлении религиозных обрядов.

Началось массовое заселение территории нижнего Поволжья. Поселения первых колонистов имели русские названия: Нижняя Добринка, Усть-Залихинская, Лесной Карамыш, Каменская и др. Это говорит о том, что они селились в русских селениях, а также о желании первых поселенцев мирно сосуществовать с коренным русским населением, об их стремлении вжиться в культуру российских народов и не противопоставлять себя волжанам. [1]

Покровск (Энгельс)

В 1678 г. в черте современного города Покровска (Энгельса) находился левобережный Саратов, впоследствии перенесенный на правый берег реки Волга.

В 1747 г. на пути доставки соли с озера Эльтон как важный перевалочный пункт была основана Покровская слобода. Управлялась она по образцу казачьих семей головой и атаманом.

1.jpg

Учрежденное в 1747 г. соляное комиссарство пригласило в Поволжье украинских чумаков-возчиков соли из Киевской, Полтавской и Харьковской губерний.

В 1770 г. на собранные жителями деньги в слободе была построена деревянная церковь. Во время одного из пожаров она сгорела. В 1781 г. выстроена на деньги прихожан церковь «зданием каменная, с такой же колокольнею крепка …». Престол был в ней один, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И за слободой укрепилось название Покровской.

К 1801 г. Покровскую церковь перестроили, она стала двупрестольная. Второй престол освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
При церкви было открыто 3 училища – первое мужское (в 1840 г.), второе – женское (в 1854 г.) и земское трехклассное для мальчиков и девочек (в 1866 г.).

В 1857 г. Покровская церковь имела около 3 тысяч прихожан. В 1805 г. на средства местной сельской общины была основана Петропавловская церковь с тремя престолами: главный – во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, южный – в честь усекновения главы Иоанна Предтечи и северный – во имя святителя Николая Мирликийского, чудотворца.

В 1825 г. тщанием прихожан была построена Троицкая церковь.

В 1850 г. церковь была перестроена и стала трёхпрестольной. Главный престол был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, правый – во имя святой Великомученицы Екатерины, левый – в честь Казанской иконы Божьей Матери.2.jpg Тогда же были возведены каменная колокольня и ограда. В приходе имелись три училища: мужское двухклассное, приходское земское мужское и приходское земское женское. 

В 1861 г. была возведена каменная церковь в честь Вознесения Господня с колокольней. При церкви существовала земская и женская школы грамоты.

В 1884 г. построена каменная Крестовоздвиженская церковь с колокольней. В ней имелось три престола: главный – в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня; с правой стороны предел в честь Преображения Господня, с левой стороны – предел во имя Иоанна Предтечи Господня. В каждой из этих церквей существовала библиотека. [2]

12 июня 1914 г. Покровская слобода получила статус города и стала именоваться городом Покровском. В 1931 г. город Покровск получает новое название Энгельс. [3]

Новоузенск

В 1760 г. при слиянии рек Большой Узень и Чертанла основана деревня, названная также Чертанлой, которой впоследствии суждено было стать городом. Для охраны этих мест от нападений кочевников по указанию правительства от Камышина между Волгой и Уралом возводится линия кордонов, а в урочище Узеней сооружается крепость. Крепость эта, называвшаяся также городом Узенем (ныне село Крепость Узень), вскоре оказалась на 75 километров позади основанного русскими переселенцами Александрова Гая и не могла считаться форпостом. Просуществовала она недолго. Остатки земляного вала вокруг села Крепость Узень заметны и сейчас как свидетели далекого прошлого. При упразднении крепости имевшаяся там церковь была перенесена в деревню Чертанлу, туда же переселилась и часть жителей Старого Узеня. По царскому указу 1835 г. административным центром обширного Новоузенского уезда определялось село Чертанла, которое переименовывалось в город Новый Узень, позже названный Новоузенском.

3.jpg

В 1850 г. была учреждена Самарская губерния, и город Новоузенск и его уезд, принадлежавшие ранее Саратовской губернии, были отнесены к Самарской. Территория Новоузенского уезда равнялась почти 40 тысячам квадратных километров.

 По своей величине он превосходил каждую из четырех губерний: Московскую, Тульскую, Калужскую и Кутаисскую - и составлял более половины площади Италии. Он простирался от границ с Уральской областью до берегов Волги. В настоящее время на этой территории расположены десять заволжских районов Саратовской области.

В 1895 г. в уезде было 219 различных церквей. В центре Новоузенска располагался огромный Покровский собор. А в одном из самых живописных уголков города, на его северной окраине, находился женский монастырь со своими землями, водоемами, хозяйственными постройками и большим садом. Действовало в городе и еще семь церквей и молелен. [4]

Балаково

Историческое прошлое г. Балаково прослеживается с первой трети восемнадцатого века: в архиве Санкт-Петербурга был обнаружен документ, датированный 1738 г., в котором упоминается казачье луговое владение Балаков юрт, расположенное в двух верстах от Волги.


Традиционно годом рождения Балакова считается 1762 г. Селом оно стало называться после того, как в нем построили первый храм, в честь святых Косьмы и Дамиана, в 1765 г. По преданию, сама Екатерина II прислала серебряную утварь богослужебные книги и облачение первому балаковскому храму: в то время императрица одаривала многие новые церкви в России.

4.jpgНа рубеже XVIII-XIX вв. село находилось под огромным влиянием старообрядчества. Центром села считалась Христорождественская площадь с одноименной церковью, сельским приказом и сельским училищем.


К 1857 г. оно становится огромным, по тем временам, селом. Построено две церкви: одна – деревянная, другая, в честь Рождества Христова, – уже каменная. Она была построена по проекту архитектора Меера в 1848 г., на месте одноименной деревянной, в стиле русского классицизма середины XIX в. [5] Церковь имела три престола: главный – в честь Рождества Христова, два других – во имя святителя Николая чудотворца, и в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Была разрушена в 1932 г. В 1877 г. была построена Иоанно-Богословская церковь. [2]

Центром села считалась Христорождественская площадь с одноименной церковью, сельским приказом и сельским училищем. На рубеже XVIII-XIX вв. село находилось под огромным влиянием старообрядчества. После указа о веротерпимости 1905 г. балаковский купец Анисим Михайлович Мальцев, принадлежащий к старообрядцем, задумал построить храм во имя Пресвятой Троицы, «в параллель» к уже существующему в Балаково Свято-Троицкому храму Русской Православной Церкви. В 1911 г. по проекту академика архитектуры Ф.О. Шехтеля возведен Троицкий храм. Тогда же выполнены наружные мозаики храма – Рублёвская Троица над западными вратами храма, икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворный Образ Спасителя над Южными.[6]

В начале XX в. село значительно расширило свои границы, и в мае 1911г был подписан Высочайший указ о присвоении Балакову статуса города с правами самоуправления.

Николаевск (Пугачев)

5.jpgВ 1764 г. старообрядцы образовали слободу Мечетную. Назвали так, потому что здесь еще от Золотой Орды оставались развалины мусульманских храмов. Слобода Мечетная в ту пору представляла собой одну улицу. По переписи 1765 г. в ней числилось 264 души мужского пола.

Одновременно с возникновением слободы выше и ниже её по течению реки Большой Иргиз образовалась группа старообрядческих монастырей, скитов и тяготеющих к ним селениями крестьян. Впоследствии монастыри приобрели громкую известность: мужские – Верхний Спасо-Преображенский, Средне-Никольский и Нижне-Воскресенский, и женские - Покровский и Успенский.

Впоследствии, в 1828 г., саратовский губернатор А.Б. Голицын с помощью военной силы сумел обратить часть иргизских старообрядцев в единоверие.
Слобода Мечетная тем временем росла и развивалась. В начале XIX века население на Иргизе настолько увеличилось, что императорским указом от 18 декабря 1835 г. слобода Мечетная получила статус уездного города и была переименована в Николаевск.

В последнее дни уходящего, 1835 г., император Николай I подписал в числе прочих и указ об учреждении в Саратовском Заволжье трех новых уездов – Николаевского, Новоузенского и Царевского. Торжественное открытие нового уездного города состоялось 9 мая (22 мая по новому стилю) 1836 г.  1 января 1851 г. заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном – переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской.

6.pngВ 1843 г. был построен Иоанно-Предтеченский градской собор (не сохранился). В 1845 г. трудами Преосвященного Иакова (Вечеркова), епископа Саратовского, было открыто Духовное училище. [2]

По инициативе почетного гражданина города купца С.О. Локтева, более двадцати лет бывшего церковным старостой Иоанно-Предтеченского собора, председателем попечительства и городским головой было решено возвести еще один собор с главным приделом в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Проект на постройку Воскресенского собора был рассмотрен и одобрен техническим строительным комитетом 12 июня 1875 г. Автором проекта собора является Алексей Маркович Салько. В 1899 г. был возведен величественный каменный пятиглавый собор с отдельной трехъярусной колокольней и двумя часовнями на углах. Собор был освящен 25 сентября епископом Самарским и Ставропольским Гурием (Буртасовским).

В 1901 г. было учреждено Николаевское викариатство, и первым его епископом стал преосвященный Тихон (Оболенский).

7 ноября 1908 г. в пределах Николаевского викариатства Самарской епархии и присоединении к ней выделенной из Оренбургской епархии Уральской области была учреждена Уральская епархия. Изначально как Самарское викариатство, а затем с 5 октября 1916 г. как самостоятельная Уральская и Николаевская епархия.[7] 11 ноября 1918 г. город Николаевск переименован в Пугачёв.

В марте 1919 г. Новоузенский и Николаевский уезды вошли в состав Саратовской губернии. В 1920 г. образованы Покровский и Дергачёвский уезды, которые в церковно-административном отношении подчинялись не Саратовской, а Самарской епархии.

Годы гонений

После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро. Строго секретно») от 19 марта 1922 г.: «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» 

Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. Счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, было от 500.000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших.[8]

Гонениям подвергались священники и миряне – прихожане храмов, церковные старосты, члены приходских советов. Людей, открыто исповедавших православную веру, расстреливали или отправляли в лагеря и ссылки. Храмы закрывались, разрушались, приспосабливались под зернохранилища, склады, кинотеатры, клубы. Приходы облагались непосильными налогами. В 1929 году община Троицкого храма г. Балаково была вынуждена подписать документ о «добровольной» передаче храма властям ввиду неуплаты долгов государству. После закрытия храма специально вызванный из Москвы И. Грабарь «установил», что храм «не представляет никакой архитектурной ценности» и подлежит уничтожению, но Промыслом Божьим, он, единственный из всех балаковских церквей, сохранился до нашего времени. [6]

В это трудное время Николаевскую кафедру занимал викарный епископ Павел (Флеринский). С 1926 по 1931 годы Покровск и Николаевск (Пугачев) входят в состав Уральской и Покровской епархии. 

В 1931году Заволжские земли вошли в Саратовскую епархию и   учреждено Покровское викариатство. 3(16)мая 1931г. в Саратове архимандрит Серафим (Зборовский) хиротонисан во епископа Покровского, викария Саратовской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Саратовский Серафим (Александров), архиепископ Досифей и епископ Енотаевский Алексий. [9] В этом же году город Покровск получает новое название Энгельс.

7.jpgГонения на Православие в Заволжье были особенно люты в первой половине 1930-х годов. Так, в 1932 году в городе Балаково в одну ночь были взорваны храм Преображения Господня, Троицкий собор, Христорождественская церковь, Иоанно-Богословский собор и часовня на Базарной площади, были национализированы все церковные дома и усадьбы.[10] Похожая судьба ожидает многие храмы епархии. В конце 1935г было арестовано практически все духовенство г. Пугачева во главе с викарным епископом Стефаном (Виноградовым). В 1936г была уничтожена колокольня Воскресенского собора, подлежал уничтожению и собор, но он сохранился. В конце 30-х годов ХХ века здание переоборудовали под зернохранилище. 

Церковная жизнь в Заволжье возобновляется лишь в октябре 1942 года. В это время епархией управлял преосвященный Григорий (Чуков) архиепископ Саратовский и  Сталинградский. Снова стали открываться храмы, в том числе в 1945 году  Воскресенский собор г. Пугачева, который с тех пор не закрывался. [11]  

В первый же день после начала Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь устами Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия выразила безоговорочное осуждение вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну и призвала православных верующих встать на защиту Родины. С первых дней войны в действующих храмах Советского Союза развернулась работа по сбору средств на нужды обороны. Свой весомый вклад в дело спасения Отечества внесли и верующие Саратовской епархии. Вот, например, один из указов преосвященного епископа Саратовского Паисия (Образцова): "Предлагаю церковным советам Саратовского кафедрального собора, городов Вольска, Петровска, Пугачева и Ртищева отчислить ко дню Святой Пасхи все свободные церковные денежные средства и сдать на текущий счет Фонда помощи детям и семьям павших в Великую Отечественную войну бойцов Красной Армии. Пастыри и миряне! В преддверии великого христианского праздника - Светлого Христова Воскресения - проявим чувство деятельной любви и христианского долга в этом великом и святом деле. Этим мы явимся участниками подвига многих святых, подвизавшихся в вере и любви. Раскроем сердца наши для участия к ним, откроем щедрую руку помощи детям и семьям наших родных воинов, которые защитили и отстояли нашу веру, нашу Родину, наш родной народ, наш покой и безопасность и благо всего человечества.

В годы войны, церковный совет Пугачевской церкви сдал в сберегательную кассу: на счет Пугачевского детского дома облигации госзайма на сумму 200 000 рублей и внес четырнадцать тысяч рублей наличными на его ремонт; пожертвовал Пугачевской средней школе № 3 пять тысяч рублей и раздал бедным три тысячи рублей. Также, как дословно сообщал в своей телеграмме на имя Преосвященного настоятель храма протоиерей Чумаков, "передано семьям воинов на месте один бычок и четыре козы". [12]

В конце 50 – начале 60-х годов в Советском Союзе принимаются законодательные акты, направленные на ужесточение положения религиозных организаций, и прежде всего, Русской Православной Церкви.  

Духовенство отстраняется от финансово-хозяйственной деятельности, управление приходом передается органам, выбранным из числа верующих. Прекращается государственное социальное и профсоюзное обслуживание гражданского персонала церкви, налогообложение духовенства производиться по повышенным ставкам. Церкви запрещается проводить благотворительную деятельность и проповедывать, особенно среди молодёжи. К концу 1965 года, во время управления Саратовской епархией епископа Пимена (Хмелевского), в Саратовской области действующими были: два собора в Саратове, 7 храмов (в Вольске, Петровске, Пугачёве, Хвалынске, Аркадаке, Ртищеве, Дергачах) и молитвенные дома (в Энгельсе, Балашове и Балаково). Это количество не изменится до юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. [13] 

Наше время

Возрождение церковной жизни с конца 1980-х годов в нашей стране коснулось и нижнего Заволжья.  Постепенно восстанавливаются духовные ценности. Церкви были возвращены некоторые храмы и монастыри. В 1989 году официально передано Русской Православной Церкви здание храма Святой Троицы в городе Балаково. В 1990 возвращен храм в Покровске (Энгельсе). Поруганные, полуразрушенные они восстают из небытия, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

8.jpgВ 2000 году в посёлке Монастырский Пугачёвского района был возрождён Свято–Никольский женский монастырь. 20 сентября 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную Литургию в восстановленном храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 2005 году близ села Криволучье Балаковского района открыт Нижне-Воскресенский мужской монастырь. На месте, где некогда процветала одна из Иргизских обителей, возобновилась монастырская жизнь, был освящен храм во имя святого апостола Иоанна Богослова.

В Ивантеевском районе обустроен Вавилов Дол – который находится на месте мужского монастыря, братия которого была расстреляна в годы  гонений. В июле каждого года жители Саратова, Вольска, Балакова и других городов совершают многодневный крестный ход в Вавилов Дол, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских.

За последние 20 лет, тщанием архипастырей, священнослужителей и прихожан построены десятки новых храмов, идет  реставрация старых.

Большое внимание уделяется миссионерско-просветительской деятельности. При храмах создаются Воскресные школы. Проводятся конкурсы творческих работ, фестивали, научные конференции, культурно-просветительские программы. В общеобразовательных школах вводится предмет «Основы православной веры». С каждым годом увеличивается количество приходов.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года путём выделения из состава Саратовской епархии образована Покровская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Покровский и Николаевский, а также постановил включить Покровскую епархию в состав Саратовской митрополии.

Покровская епархия объединила приходы в административных границах Александрово-Гайского, Балаковского, Дергачевского, Духовницкого, Ершовского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Марксовского, Новоузенского, Озинского, Перелюбского, Питерского, Пугачевского, Ровенского, Советского, Федоровского и Энгельсского районов области. Кафедральные центры в городе Энгельсе (Покровске) и Пугачёве (Николаевске).

Правящим архиереем назначен епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)

Литература:

  1. Бочкарев  В. П. За Волгой для нас земли нет?//Гонец. Саратов, 1992. №6. С. 28.
  2. СЕА. Опись церквей по Самарской епархии за1895г. Т 1, 2.
  3. Сайт МО Город Энгельс 
  4. Портал Саратовского региона
  5. СЕА
  6. Попова Н. А. Белокаменный феникс.//Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2009. №10(26). С. 113 
  7. Открытая православная энциклопедия "Древо"
  8. Сайт Православный Иерусалим
  9. Благотворительный фонд «Русское Православие»
  10. Попова Н.А. Историко-архитектурное наследие степного края Заволжья и проблемы его возрождения. Православная культура как основа духовного возрождения России/ Под ред. прот. Дмитрия Полохова, И. А. Дорошина. – Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2007. С.225. 
  11. Свящ. Кирилл Краснощеков. Открытие храмов в Саратовской и Сталинградской епархии в период Великой Отечественной войны//Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2007. №2(18).С. 106. 
  12. Саратовская епархия в годы Великой Отечественной войны
  13. Теплов В., Яковлев А. Сердце, полное любви. Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского). 1965-1987 годы.//Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2009. №10(26). С. 92.

Православный календарь

18 октября 2017 г. 5 октября ст.ст. среда. Седмица 20-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Московские святители
Московские святители

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи