«Сказ о Петре и Февронии». Послесловие
«Этот мультфильм… плохого впечатления не оставит. Научит ли он тому, что такое любовь, семья и верность? Сложно сказать. Но он точно расскажет интересную историю, о которой, возможно, захочется узнать чуть больше», – прочитала я в одном из отзывов, после того как 8 июля вернулась из кинотеатра. А ведь и правда – хорош мультфильм или плох, каждый судит об этом по-своему. Но, безусловно, хорошо, когда после его просмотра хочется узнать о чем-то больше. И когда он предлагает темы для серьезных разговоров.
Семь лет творческого поиска
Первое, о чем захотелось узнать – как был создан этот полнометражный мультфильм и кто его создатели. Кажется, такая простая вещь – мультик! Но с большим удивлением я узнала, что его снимали на протяжении семи (!) лет при поддержке Фонда социально-культурных инициатив, а также администрации Владимирской области и округа Муром.
Сценарий Юрий Кулаков и Юрий Рязанов писали вместе. С 2010 года они изучали древние источники, чтобы с максимальной точностью восстановить костюмы, архитектуру и настроение времени, в котором развивается сюжет. За это время создатели фильма несколько раз посещали Муром, где в Свято-Троицком женском монастыре покоятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.
В мультфильме использовано минимальное количество компьютерной графики. Художники на протяжении долгого времени работали в мастерской, создавая картины вручную. «Сценарий мы переписывали несколько раз. Юрий Кулаков и вся команда художников не останавливались, создавали и пробовали новые образы персонажей – и за это им честь и хвала. Надо сказать, что образ Петра мы нашли довольно быстро, а вот на создание образа Февронии у нас ушло почти четыре года. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что зрители увидят героиню, в которой сочетаются красота, душевная сила, смирение и простота», – говорит Юрий Рязанов.
Для певицы Валерии и композитора Виктора Чайки это был первый опыт работы в мультипликационном фильме. Валерия впервые для себя исполнила саундтрек «Свет моих глаз» к мультфильму, а Виктор исполнил давнюю мечту – написал музыку для мультфильма. Вместе им удалось создать очень мелодичные композиции, с нотками русского фольклора, но в то же время подходящие для современных слушателей.
Да и весь мультфильм получился какой-то очень легкий (несмотря на обильные происки злой силы – очень активного персонажа), добрый и светлый. После таких просмотров выходишь из зала с тихой улыбкой и радостью от того, что время потрачено не зря.
Поговорить о зле…
Для тех, кто только собирается посмотреть мультфильм, сразу скажу – это не экранизация жития Муромских чудотворцев. Не литературные вариации на тему их благочестивой жизни. Это даже не «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую митрополит Макарий поручил после канонизации святых написать Ермолаю (Еразму) Прегрешному, известному в то время русскому писателю, чтобы литературно оформить устное народное предание о Петре и Февронии. Это именно сказ, порой переходящий просто в сказку.
Но, как известно, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И, на мой взгляд, самый полезный и добрый урок из фильма может быть извлечен, если серьезно поговорить с детьми о том, что такое искушение. Ведь для этого разговора мультфильм предлагает множество ярких иллюстраций.
Кто из читателей не становился свидетелем такого диалога? Малыш отказывается делиться с мамой и папой (братьями и сестрами) конфетами. «Разве ты жадина?» – восклицают родители. «Я – жадина, не дам», – отвечает юный прагматик. Реальная конфета для него важнее абстрактных определений. Повзрослев, дети лучше понимают «что такое хорошо, а что такое плохо» и так откровенно не отвечают. Но как часто «хорошо» остается для них простой абстракцией, а «плохо» – способом получить желанные блага.
Вот муромская княгиня Анна, жена князя Павла, просто захотела красивое ожерелье. Что в этом плохого? Тем более и денег платить не надо: ожерелье – подарок иноземного купца. Но слышит княгиня от мужа: «Что бояре подумают? Княгиня от соблазна удержаться не может. Скромность – вот твое лучшее украшение». Диалог довольно жизненный, кто-то и посочувствует невинному вроде бы желанию женщины. Но за отказом – обида, а где обида, там и ропот – на мужа, на его доброту к бедным и невнимание к жене. А тут и змий, который является княгине в образе мужа и дарит желанное ожерелье. Только становится оно не украшением, а цепью, лишающей княгиню свободы.
Но разве не также с любыми – и большими, и малыми – искушениями? Разве не столь же хитроумно и зло плетет враг рода человеческого эти цепи, прислушиваясь к нашим нечистым помыслам и недобрым желаниям? А в запретах и ограничениях, которые заповедует человеку Церковь, на самом деле путь к истинной свободе – свободе во Христе.
Для детей это пример наглядный, а для взрослых – серьезный повод задуматься о своих «ожерельях». Главное – понять: нет поступков нейтральных, в мире, по слову святителя Григория Паламы, борется тайна Креста и тайна беззакония. И мы нередко, даже порой вовсе того не желая, выступаем на стороне зла.
Злу можно служить осознанно и цинично, как родовитая боярыня Ираида. Просто потому, что оно заплатит больше или, по крайней мере, больше пообещает. Этот персонаж, понятно, отталкивающий, тут детям долго ничего объяснять не надо. «Сама ты ведьма!» – в сердцах вскрикивает сидящая рядом со мной девочка в ответ на несправедливые обвинения, на которые в адрес Февронии не скупится боярыня.
Но можно служить ему и незаметно для самого себя. Добряк Фома просто шутит над князем: «А говорил, что только на византийской принцессе женишься». Подкалывает, как любит говорить молодежь. Вот только следствие этого словесного укола не шуточное – раздосадованный князь отказывается от своего слова. А это уже не зарисовка из жизни очень злой боярыни. Это про каждого из нас. Кто из нас, сболтнув чего-то лишнего, пошутив не к месту, не готов был прямо-таки язык прикусить. Да слова не воротишь. И становится это слово также на руку той самой «тайне беззакония».
…и о добре
Благо поводов и для таких разговоров много. С девочками можно обсудить образ Февронии – живой и мудрой, доброй и твердой девушки. С удивлением прочитала в Интернете отзывы, в которых святая предстает расчетливой шантажисткой, которая воспользовалась ситуацией и женила на себе Муромского князя. Вот уж действительно, каждый видит в жизни то, что способен увидеть. А ведь создатели мультфильма, на мой взгляд, очень наглядно показали, в чем дело. Князь Петр Февронии Богом дан в мужья. Для спасения души, для спасения княжества. И упрямиться, смущаясь мирской выгодой, неправильно. Это очень большая тема для разговора с детьми – зачем муж и жена Богом даны друг другу, какие качества главные, а какие и вообще не важны. И о том, как далеко может завести воспаленное самолюбие.
С мальчиками хорошо бы поговорить о чести. О том, что словами не разбрасываются, что настоящий мужчина должен хорошо подумать, давая обещание, а дав, сделать все, чтобы его исполнить. О том, что делает отношения между людьми прочными, а что разрушает даже государства.
Очень бережно показан опыт молитвы святых. Но очень понятно даже маленькому ребенку, для чего человек молится. Что молитва – это и общение с Богом, и защита от врага.
А еще в лучших традициях русских мультфильмов красной нитью проходит мысль – только милосердный получит возможность одолеть зло. Когда все уже совсем плохо, помочь может только Бог в ответ на наши молитвы, любовь и веру.
А еще – съездить в Муром
После просмотра мультфильма возникает желание отправиться в путешествие (реальное или хотя бы на первый раз виртуальное) в этот удивительный город. Побродить по его замечательным старинным улочкам. Помолиться у мощей святых супругов в очень красивом Свято-Троицком монастыре. Он на самом деле создает впечатление просто сказочное. Подойти к памятнику святым Петру и Февронии и с удивлением увидеть у ног княгини знакомого зайчика.
А еще помолиться у мощей преподобного Илии Муромца (и тоже поговорить о том, как жизнь рождает былины и предания), праведной Иулиании Лазаревской. В ее житии также есть и чудеса, и милосердие, и помощь свыше. Думаю, и детям, и взрослым запомнится рассказ о хлебе из лебеды, который слуги святой пекли в дни страшного голода. А также о том, что по молитвам праведницы становился этот хлеб вкуснее пшеничной сдобы.
Такой он – старинный Муром, напоминающий нам о том, что верность и честь дороже золота, что милосердие и любовь – главные христианские добродетели, что по-настоящему сильным может быть только добрый и мудрый. Может быть, потому и тянет так сюда многочисленных паломников и туристов. Погреться – в наше холодное время.
8 июля 2022 г.