Святыни собора
Ковчег с частицей мощей святого преподобноисповедника Гавриила Мелекесского
Ковчег с частицей мощей и чудотворная икона святителя Николая Чудотворца
Ковчег с частицей мощей святого преподобноисповедника Гавриила Мелекесского
Ковчег с мощами святого был преподнесен в дар Покровской епархии от митрополита Саратовского и Вольского Лонгина 28 мая 2012 года.
Преподобноисповедник Гавриил, (в миру Иван Иванович Игошкин), родился в 1888 году в деревне Самодуровка Сердобского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье. Закончил Духовное училище. В 15 лет поступил послушником в Жадовскую мужскую пустынь Симбирской епархии.
В 1921 г. архиепископом Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским) рукоположен в сан диакона в Свято-Троицкой церкви г. Покровска (ныне Свято-Троицкий кафедральный собор г. Энгельса), а в 1922 г. — в сан иерея в том же храме. В 1923 г. архиепископ Тихон переехал в Москву и забрал с собой о. Иоанна, который по приезде в Москву был назначен священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители. В 1929 г. в Богоявленском монастыре иерей Иоанн Игошкин был пострижен в монашество с именем Гавриил, год спустя возведен в сан игумена. 14 апреля 1931 г. игумен Гавриил был арестован и 30 апреля 1931 г. приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. После досрочного освобождения 29 июня 1932 г. поселился в г. Ростове Ярославской области.
В начале 1934 г. архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым) возведен в сан архимандрита. Избран кандидатом на епископство. 19 августа 1934 г. арестован, обвинялся в тайных пострижениях в монашество, но 3 октября того же года освобожден. Прихожане тех московских храмов, где он служил, весьма почитали св. Гавриила, веря в силу его молитв и его заступничество пред Богом. 4 ноября 1936 г. во время праздничного богослужения он был арестован и по этапу препровожден в Ухто-Печерские лагеря НКВД.
Лагерный режим сильно подорвал здоровье старца и несколько лет он не совершал храмового служения. Только в 1946 г. он получил назначение в храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Ульяновске, но не получил прописки как «враг народа», поэтому был переведен в Никольскую церковь г. Мелекесса (ныне г. Димитровград) Ульяновской области.
8 июля 1949 г. по доносу церковного регента св. Гавриил был снова арестован и приговорен к 10 годам лагерей с конфискацией имущества. Он продолжал совершать богослужения и в лагере, за что перенес немало издевательств над собой: его избивали, выводили на мороз босиком, пытались отравить. Но благодатью Божией святому Гавриилу удалось поистине умирить и заключенных, и надзирателей лагеря. Особенно его почитал начальник лагеря, жена которого получила исцеление по молитвам святого. В 1954 г. он подал заявление в Верховный Суд СССР о пересмотре его дела и в 1955 г. освобожден из-под стражи и полностью реабилитирован.
Господь призвал архимандрита Гавриила в Небесные обители 18 октября 1959 г. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а 18 октября 2000 г. были обретены его святые мощи, почивающие ныне в Никольском соборе г. Димитровграда.
Ковчег с частицами мощей преподобных отцев Киево-Печерских
Ковчег с частицами мощей святых преподобных отцев, покоящихся в ближних и дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры был доставлен в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса) в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 27 августа 2014 года.
Киево-Печерская Лавра – первая монашеская обитель на Руси, основанная преподобным Антонием Киево-Печерским в начале ХI века. Ныне в ней почивают нетленно мощи десятков святых иноков-учеников и сподвижников святого Антония.
Преподобные отцы Киево-Печерской Лавры – покровители монашествующих и помощники всем православным христианам в скорбях и обстояниях. К ним прибегают за исцелением в тяжелых недугах, за помощью во время голода и бедствий, за защитой в борьбе со страстями, за поддержкой в различных делах.
Киевские святые как местночтимые были прославлены в 1643 году митрополитом Петром (Могилой). По его поручению протосинкелл Константинопольского патриархата Мелетий Сириг написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым в Малой России просиявшим». В XVIII веке был поднят вопрос об общецерковном почитании киевских святых.
Святейший Правительствующий Синод в 1762 году своим указом (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 годов) разрешил включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печатать им службы в месячных Минеях.
Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.
В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила, сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень или одну сырую», — свидетельствует Киево-Печерский Патерик.
Ковчег с частицей мощей и чудотвораная икона святителя Николая Чудотворца
18 декабря в Свято-Троицкий кафедральный собор Покровска передана частица мощей святителя Николая Чудотворца. Священнослужители и прихожане встретили святыню перед Всенощным бдением, которое совершил епископ Покровский и Новоузенский Фома 18 декабря, в канун памяти любимого всеми святого.
Чтимая в свято-Троицком соборе икона Святителя Николая Чудотворца написана в конце XVIII - начале XIX века. В 2013 году образ был отреставрирован. Реставраторы установили, что поверх первоначального образа нанесен другой, датируемый началом XXI века.
Прихожане собора почитают этот образ святителя Николая, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения за молитвенную помощь.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
По кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестором, папой Римским, Александром Александрийским,Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.
По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345 - 351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая).
Сроки создания иконы, находящейся в Свято-Троицком соборе, – конец XVIII – начало XIX века. Прихожане собора почитают этот образ святителя Николая, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения за молитвенную помощь.
В мае 2013 году икона с чтимым образом святителя Николая была отправлена в Москву на реставрацию, поскольку при осмотре иконы обнаружилось, что поверх первоначального образа был нанесен другой, датируемый началом XXI века. С большим трудом реставраторам удалось восстановить первоначальный образ святителя, практически утраченный во время поновления.
18 декабря 2013 года, в канун дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, во время Всенощного бдения, которое возглавил Епископ Пахомий, в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса) после реставрации возвратилась икона святителя Николая, где и заняла свое место в храме.
• История собора
• Святыни собора
• Духовенство
• Воскресная школа
• Расписание богослужений
• Контакты
18 сентября 2017 г.