Валаам — остров преображения
Лето — время отпусков и длительных каникул, которые православный христианин стремится провести с пользой для души. Чтобы остались не только яркие фотографии и необычные впечатления, но и память о молитвенном общении со святыми, знакомство с непривычным для мирской суеты укладом русских монастырей. Одним из любимых мест паломничества на протяжении нескольких веков для наших соотечественников остается Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
Когда придет конец последнему монастырю,
когда прекратится Литургия, тогда будет всему конец.
Валаамский старец Михаил (Питкевич)
Преподобные Сергий и Герман Валаамские уже более тысячелетия продолжают свое житие на земле, в истории созданного ими валаамского острова благодати, побеждающего темные силы и просветляющего сердца спасительной Христовой верой.
Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении языческих карельских племен, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия на севере Руси. Свидетельством церковного почитания преподобных является упоминание в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке. В ней говорится, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва — непрестанна, нрав — кроток, слез струи — приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие».
К сожалению, житие основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, было потеряно во время опустошительных вражеских набегов. Сохранились только предания об их богоугодной и подвижнической жизни, сам монастырь с его уставом и высокой молитвенной традицией, краткое летописное сведение: «лето 6837 (1329 года) старец Сергий пришел на Валаамский остров».
По преданию, преподобный Сергий был греком, пришедшим из Византии через Новгород, а преподобный Герман был карелом, обращенным в христианство. Они пришли на остров Валаам вместе с первыми православными миссионерами.
Святые Сергий и Герман установили общежительный быт в основанном ими монастыре: «Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга…».
В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части. Иноки монастыря часто становились основателями других прославленных русских обителей. Так, на Валааме начинали монашеское делание основатель Палеостровского монастыря инок Корнилий, преподобные Арсений Коневский, Александр Свирский, Савватий и Герман Соловецкие, Евфросин Синозерский, Афанасий, основатель Сяндемской обители, Адриан Ондрусовский, будущий архиепископ Новгородский Геннадий.
Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси и истинным источником просвещения народов северной России. При игумене Гаврииле (1891–1903) была осуществлена запись на ноты богослужебных песнопений, до этого времени сохранявшихся в устной церковно-певческой валаамской традиции. В это время Валаамский монастырь был школой духовного становления будущих настоятелей русских монастырей. «Без любви нельзя построить ничего, заслуживающего благодарности», — часто повторял отец Гавриил.
Название «Валаам» происходит от финно-угорского слова «валам» — высокая, горная земля. На протяжении веков здесь возводились церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки, прокладывались дороги, были соединены мостами острова, посажены деревья, заложены сады и огороды. Настоящим рукотворным чудом являлись монастырские сады Валаама. На острове не было плодородной земли. Монахи привозили ее в мешках, ящиках, сундуках на лодках за 45 км. Землю перемешивали с хворостом и листьями березок, произраставших в глубине острова. Чуть не горстями собрали столько, что хватило бы для разгрузки нескольких тысяч КАМАЗов. В 1810 году по благословению игумена Дамаскина монахи посадили первые яблони.
Труды иноков не остались безуспешными. Несмотря на суровый климат, в урожайные годы собирали 10–12 ведер плодов с дерева. Валаамские яблоки посылали к столу императоров, где их признавали лучше заморских. Гидрограф А. П. Андреев писал о Валаамском монастыре: «В садах разные яблони и вишни, крыжовник, смородина, малина, приносящие столько плодов, что более нельзя ожидать и при теплом климате». В парниках вызревали дыни, арбузы, а в теплицах даже лимоны и ананасы. Эти монастырские сады, цветущие на холодном каменном острове под северными ветрами, стали настоящим символом, примером того, как терпение, труд и нравственное очищение человека преображают мир вокруг него.
Обитель, расположенную на границе России и Швеции, несколько раз на протяжении десяти веков сжигали дотла враги государства, но монахи с верой и терпением неизменно восстанавливали свой Валаам. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. В конце Северной войны он вновь был возвращен России.
Наивысшего расцвета обитель достигла к середине XIX века. Целой эпохой в жизни монастыря, началом его внешнего процветания при высокой внутренней монашеской жизни стало время правления игумена Дамаскина (1839–1881). Его тщанием было построено несколько храмов, в разных местах острова поставлено 18 часовень. В это время на Валааме действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, скудельный, кирпичный; были конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством.
При игумене Дамаскине значительно выросло число братии. Монастырь был известен в России как один из наиболее благоустроенных. Келья игумена всегда была открыта для посетителей. У него было много учеников из числа братии монастыря, которые со временем стали известными старцами.
С 1811 по 1917 год Валаамский архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории Финляндии. В феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, насельники монастыря, опасаясь репрессий, эвакуировались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. В июне 1944 года, после подписания мирного соглашения СССР с Финляндией, Валаам отошел к СССР. В течение нескольких десятилетий храмы и иные постройки монастыря были в запущенном состоянии. Лишь в 1981 году началась реставрация некоторых храмов, которые были признаны памятниками архитектуры.
13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, четыре монаха и два послушника высадились на острове. С этого началось возрождение Валаамского монастыря. С 1989 по 1995 год Валаамской обители было передано 90% ранее принадлежавшего ему недвижимого имущества. В 2002 году Святейший Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери, празднование которой установлено совершать 14 июля. Сейчас Валаамская икона Божией Матери является одной из главных святынь монастыря.
В наши дни Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь насчитывает около двухсот насельников. Помимо общежительной, возрождается на Валааме иноческая жизнь во Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В Москве, Петербурге, Сортавале и Приозерске действуют подворья. Как и прежде, жизнь в обители регламентируется строгим Валаамским уставом, возобновлена традиция совершать всенощное бдение ночью.
Преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают охранять своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Мощи святых ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере насельников и многочисленных паломников. Их память празднуется 11 июля, 24 сентября (в день перенесения мощей) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Наталия Бондаренко
10 июля 2012 г.