Влияние личности святого равноапостольного князя Владимира на исторический выбор Руси
Доклад Епископа Покровского и Николаевского Пахомия на пленарном заседании Вторых Региональных Покровских Образовательных чтений.
Крещение Руси – событие, значение которого в истории нашего государства трудно переоценить. Но оценивать и выбор святого равноапостольного князя Владимира, и его личность можно по-разному. Все мы еще помним, что, к примеру, в советской исторической науке господствовало представление, что этот выбор князь сделал исключительно из политических и экономических побуждений. Ученые представляли князя дальновидным расчетливым политиком, только из рациональных соображений выбирающим и для себя, и для своего народа веру, которая кардинальным образом изменила и мировоззрение, и повседневную жизнь.
Рассуждая таким образом, мы по сути сводим на нет проблему личного мировоззренческого выбора князя, да и его самого представляем лишь безвольным орудием безликих исторических процессов. В то время как исторические источники сохранили для нас совершенно иной портрет князя Владимира. Он был человеком горячим, ищущим, серьезно задумывающимся не только над политическим и культурным, но и над духовным объединением славянских племен.
Как отмечает известный русский мыслитель Иван Александрович Ильин, «народ, есть великое раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения — единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа» . Такой персоной и стал для нашего народа святой князь Владимир. Подобно тому, как царь Давид создал Иерусалим – город, посвященный Господу, и в этом городе до сих пор ощущается духовное влияние его личности. Так и князь Владимир положил начало Киевской Руси, объединенной Православием.
Однако князь не оказал бы такого заметного влияния на христианизацию Руси, не остался бы в народной памяти как благоверный правитель, если бы он лично не пережил благодатного воскрешения от греха и порока своей души. И этим святой князь отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.
Рассуждая о личности святого князя, святитель Николай Сербский пишет: «Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства – исцелившийся больной. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное – обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда – личного преображения – стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: “Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? Кем стал ты?”»
Святой равноапостольный князь Владимир проявлял себя христианином во всех областях жизни – и в жизни своей личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной. Познав Истину, он служил ей от всего сердца. Он в себе самом являл олицетворение учения Христова, был во всем примером для подражания. Посему так быстро и глубоко Православие проникло во все стороны русской жизни. Князь увлекал всех своим личным подвигом. Он был победителем себя самого, через то властвовал над другими, проповедовал Христа своими деяниями, к какой бы области они ни относились. Он служил истинному Богу как отдельная личность, как глава семейства, как вождь, как судья, как правитель, как государь . Неслучайно его называли «Красно Солнышко» – ни один другой русский правитель не удостоился такого эпитета.
Святой князь Владимир основоположник святости в русском народе, первооткрыватель величия этого понятий, создавший на его основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе. С него начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.
Конечно, нельзя утверждать, что князь принял это судьбоносное для нашего народа решение абсолютно самостоятельно, руководствуясь только личными побуждениями, не имея для этого никаких объективных причин. Ведь личность – это не просто отдельный индивидуум. Личность – это то, что формируется в отношениях.
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он осознавал, что языческий политеизм не соответствует потребностям государства. На выбор князя Владимира повлияли очень многие факторы. Это и геополитика, и возможность породниться с императорским домом Константинополя, и, конечно же, духовные причины. Создавая новое государство, великий князь думал о том, чем объединить разные племена. И беспроигрышным вариантом в то время стала именно духовная составляющая .
Ошибочно было бы представлять, что Крещение Руси «принесло» христианство на Русь. Это было лишь политическим утверждением Христовой веры и Церкви на землях, лежащих вдоль знаменитого караванного пути «из варяг в греки», где христианство не могло не быть известным уже хотя бы в силу активного социо-культурного обмена. Уже в тексте договора с Византией под 944 года упоминается соборная церковь святого пророка Илии . Таким образом, хотя историческим актом принятия Православия явилось крещение киевлян в водах Днепре в 988 году, распространение христианства на Руси началось задолго до крещения.
Предпочтение, отданное Русью греческому христианству, диктовалось целым рядом объективных обстоятельств, но, скорее всего, стало результатом осознанного выбора между различными вариантами, которые, судя по дошедшим до нас свидетельствам, в Киеве рассматривались и обсуждались. Нет достаточных оснований ставить под сомнение летописное предание о том, что Владимир выбирал веру, рассматривая разные варианты. Описание посольств с проповедью разных вероисповеданий и встречных миссий от киевского князя, скорее всего, в специфической форме трактует реальные события и процессы .
Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Это сразу включило ее в определенный и уже сложившийся круг связей и воздействий. Через христианство древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром. Как писал протоиерей Георгий Флоровский: «Мы можем довольно твердо судить, как отозвалось на Руси это усвоение Византино-христианской письменности, это приобщение христианской культуре. Ведь именно на этой литературе воспитались и первые русские летописцы, и первые русские агиографы, эти бытописатели новой и святой Руси. Это были люди с определенным и чутким миросозерцанием, совсем не наивные простачки. В развитии русского летописания мы чувствуем всегда определенную религиозно-историческую тенденцию или идею» .
Византийское влияние не было только прямым и непосредственным. Решающим, по мнению протоиерея Георгия Флоровского, было принятие Кирилло-Мефодиевского наследства. Это было становление и образование самого «славянского» языка, его внутренняя христианизация и воцерковление, преображение самой стихии славянской мысли и слова, славянского «логоса», самой души народа.
Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых днепровских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – записывает летописец .
Принятие Русью христианства сопровождалось не только утверждением церковной иерархии во главе с киевским митрополитом и строительством церквей и монастырей, В страну пришли письменность и письменная культура, возникли библиотеки, складывался слой ценителей книги. Строительство храмов и монастырей создавало предпосылки для формирования отечественной архитектурной и иконописной традиции, а в самих монастырях возникала школа летописания. Культура митрополичьего двора оказывала влияние на княжеский двор и военно-политическую элиту; митрополит стал обязательным советником князя.
Православие фактически сформировало русскую государственность. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие — и политики, и экономики, и тем более культуры. Как отмечает заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессор Алексей Константинович Светозарский: «Время правления князя Владимира не следует считать каким-то случайным историческим эпизодом, после которого все “вернулось на круги своя”. Совершенно очевидно, что выбор веры стал поворотным моментом в жизни молодого государства и во многом определил его будущее» .
Размышляя о смысле истории, Карл Ясперс писал: «Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История — основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека» .
Сегодня нередко можно услышать или прочитать размышления о том, что стало бы с русской цивилизацией, если бы князь Владимир выбрал иную веру, повел наш народ по иному пути. И вопрос этот, наверное, не совсем праздный. Вопрошающие таким образом пытаются понять себя, определить путь дальнейшего развития нашей страны. Однако прошлое на то и прошлое, что изменить его уже невозможно. Право выбирать судьбу русского народа Господь предоставил святому князю Владимиру. Мы же можем выбирать веру для себя, но не вправе менять историю. Мы можем творить сегодняшний день, созидая или разрушая русскую цивилизацию.
Как верно замечает протоиерей Андрей Ткачев: «Сердце царя – в руках Божиих. И Богу часто нужно призвать одного, чтобы через него обратить многих. Так случилось с Владимиром. Но ведь не только он ценен в очах Создателя. Ценен каждый человек. И если тогда вождь выбирал за всех своих подданных, то сегодня каждый выбирает за себя. В наше время небеса замолкают в ожидании поминутно, потому что ежеминутно где-то в мире совершается мировоззренческий выбор, решаются вопросы религиозного самоопределения» . В заключение хотелось бы пожелать, чтобы каждый из нас был честен перед лицом этого выбора. И чтобы однажды выбранное нами Православие также влияло бы на нашу повседневную жизнь, на наши отношения с ближними, как повлияло оно на святого равноапостольного князя Владимира.
+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
15 октября 2014 г.