По молитвам у Казанской иконы

Указующая истинный путь
На Руси, с древности считавшей себя «уделом Пресвятой Богородицы», было множество чтимых образов Божией Матери. Но, как правило, это были либо старинные византийские иконы, либо списки с них. А Казанский образ поистине наше национальное достояние, такой иконы не было прежде.Как известно, все иконы Богородицы при всем различии деталей можно отнести к тому или иному иконографическому типу. Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Будучи очевидцем события, он написал «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани». В этом сказании она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». «Радуйся, Одигитрие, прибежище всем нам и утверждение», – эти слова мы слышим в каноне праздника в честь чудотворного образа.
Что же представляет собой иконографический тип «Одигитрия»? С греческого это слово переводится как «Указующая путь» или «Путеводительница». В соответствии с этим названием, Богородица на иконе правой рукой указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой Ее руке. Путь истинный – путь ко Христу.
Поздние исследователи недоумевали, почему Казанская икона названа Одигитрией, ведь на ней Богородица изображена оплечно и смотрит прямо на молящихся. Но сохранились свидетельства о том, что на образе, явленном в Казани, Богородица указывает на Младенца, но не рукой, а особым поворотом головы и взглядом Она дает нам понять, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.
Обретение и утрата
.jpg)
До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий, чтобы помолиться перед чудотворным образом. До 70% доходов городу приносили паломники. Богородицкий монастырь до революции относился к числу первоклассных, перед началом революционных событий здесь проживало 500 монахинь.
ХХ век можно назвать самым трагичным в истории обители. Еще до начала революционных событий здесь произошла беда: в ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Варфоломей Чайкин (Стоян) и его сожительница Парасковья Кучерова взломали двери главного храма и унесли две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божией Матери. Скорее всего, злоумышленников привлекали драгоценные оклады икон. Как показали на следствии свидетели, образы они порубили и сожгли. Хотя еще долгое время верующие Казани и всей России надеялись, что злоумышленники их продали.
Однако в России к тому времени было уже множество списков Казанского образа, прославленных чудесами по молитвам верующих. В лихие революционные годы некоторые из них были также уничтожены, а некоторые попали за рубеж.
Один из них – так называемый Ватиканский список – 28 августа 2004 года в кремлевском Успенском соборе делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или первой половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился). 21 июля 2005 года Патриарх Алексий II передал образ Казанской епархии. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. С того же 2005 года началось возрождение этого монастыря, но уже как мужской обители.
В помощь ополченцам
.jpg)
22 октября (4 ноября по новому стилю) русские выбили поляков из Китай-города, а затем захватчики сами сдали Кремль. Священнослужители вышли навстречу русскому воинству с московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.
До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее князем Димитрием Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования – казанское 8 июля и московское 22 октября – стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
В годы гонений Москва утратила и Казанский собор на Красной площади, и прославленный образ. В 1990-1993 годах собор был восстановлен по чертежам и обмерам, сделанным в начале ХХ века архитектором П.Д. Барановским. Чудотворный образ из этого собора был утрачен, возможно, он затерялся в запасниках какого-нибудь музея. В Московском Елоховском соборе есть список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади.
Святыня града святого Петра
Другой список с Казанского образа, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, Петр I перенес в град святого Петра. В 1709 году накануне Полтавской битвы Казанский образ по государеву указу был доставлен в стан русской армии. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, затем повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя..jpg)
А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе Санкт-Петербурга пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы.
Вот всего лишь несколько случаев помощи Богородицы по молитвам у Казанского образа. И в ХХ веке, и в наше время их также немало. Матерь Божия помогает всем сущим «в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими». Лишь бы мы молились «умиленною душею и сокрушенным сердцем» и старались следовать по тому пути, который Она нам указывает.
Подготовила Марина Шмелева
4 ноября 2017 г.