Вечные ценности
Что хотят видеть родители в своем ребенке? Большинство современных пап и мам убеждены, что дети «в наше время» должны расти образованными, здоровыми, успешными, уверенными в себе, первыми во всем и везде – и это путь к счастливой жизни. И лишь очень немногие готовы учить своих чад другому: трудолюбию, послушанию, скромности, терпению, смирению и другим христианским добродетелям. О нравственных ценностях и нашем общем будущем размышляли в этом году участники Покровских епархиальных образовательных чтений.
Владыка представил участникам пленарного заседания доклад «Педагогические идеи святителя Иннокентия Московского и равноапостольного Николая Японского в помощь современным учителям» и посоветовал всем педагогам обратиться к описанию житий святителей и к их письменному наследию, в котором, в том числе, содержатся наставления для учителей. «Все педагогические идеи святителя Иннокентия рождены практикой его священнического служения и пронизаны деятельной любовью и стремлением улучшить жизнь как целого народа, так и каждого человека в отдельности», – подчеркнул Епископ Пахомий.
Бог дал человеку совесть или внутренний моральный камертон, помогающий в выборе того или иного поступка. Чтобы ребенок научился слушать свою совесть и выбирать правильные поступки, нужно очень много потрудиться, пока он мал, пока душа его восприимчива и тянется к добру. Поэтому традиционно во время Покровских чтений работает секция для воспитателей детских садов, которые очень хотят познакомить своих маленьких воспитанников с православной культурой. «Приобщение к духовно-нравственным ценностям особенно значимо в дошкольные годы. Академик Д.С. Лихачев назвал этот возраст гениальным. Самое благодатное время, чтобы сеять в душах детей зерна любви и добра», – утверждает куратор секции руководитель отдела молодежного служения Покровской епархии священник Аркадий Махсумов.
Благодаря неравнодушным инициативным педагогам дошкольных учреждений Энгельсского района, которые любят детей и думают об их будущем, родился проект «Формирование нравственных ценностных ориентаций в дошкольном образовательном учреждении». Этот проект еще только апробируется в нескольких ДОУ, и на семинаре воспитатели детских садов делились со своими коллегами наработанным опытом.
«Работа с дошкольниками не терпит излишней требовательности и строгости, и тем более сложных разговоров о вере. В содержание культурологической программы для малышей входят поучительные ролевые игры, знакомство с народными обычаями и традициями, православными праздниками, словом, с культурными истоками нашей народной жизни. Эти знания обогащают, воспитывают, и нужно использовать каждый момент в развитии малыша, чтобы наполнить его ум, сердце, душу добротой, любовью, отзывчивостью», – размышляет отец Аркадий.
«Подача материала через образы искусства позволяет детям лучше понимать сложные библейские тексты. Я вижу, что им это интересно, что им не хватает серьезных разговоров, посвященных нравственности. Этот курс очень нас сблизил. Ребята стали откровенно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. Дети мыслят гораздо шире заданных обществом стереотипов. Когда мы на одном уроке анализировали картину Питера Брейгеля “Избиение младенцев”, один мальчик, кстати, больше увлеченный спортом, нежели гуманитарными предметами, сказал: “Эту картину надо показывать всем женщинам, которые делают аборты”. И это слова шестиклассника!» – делится Наталья Викторовна. Согласитесь, не часто школьники говорят учителю: «Спасибо за урок». Наша собеседница слышит эти слова — значит, то, что она делает, детям нужно.
«”Основы православной культуры” преподаются в школах уже шестой год, и даже в таком сжатом виде (один час в неделю и только в 4-5 классах) курс хорошо принят подавляющим большинством детей, родителей и учителей. Но для того, чтобы он стал полноценным предметом в ряду других школьных дисциплин, следовало бы ввести его в средние и старшие классы. Это ориентир, к которому мы стремимся, и мы готовы работать. К сожалению, законотворческая деятельность депутатов Государственной Думы не успевает за жизнью, и наши народные избранники только еще обсуждают этот проект», – говорит руководитель отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии Юлия Кабдуллаевна Земскова.
Но говорить о нравственных ценностях возможно не только на уроках ОПК. Преподаватель русского языка и литературы п. Мирный Дергачевского района Самига Талеповна Джумакулова убеждена, что каждый учитель должен использовать свой образовательный ресурс для духовно-нравственного воспитания, православного просвещения школьников. Ведь все наши великие писатели и поэты были верующими людьми, их произведения – итог мучительных поисков смысла жизни, поиска Бога. Не зная этого, невозможно понять всю глубину романов Достоевского, повестей Гоголя, поэзию Пушкина и Лермонтова. Николай Бердяев писал, что «вся наша литература ранена христианской темой». «У наших детей сегодня нет никакой духовной опоры, поэтому мы, учителя, должны заполнять этот вакуум. Я для себя такую задачу поставила и стараюсь ее выполнять. К этому и имя мое обязывает: в переводе с татарского языка оно означает “слушающая Бога”», – делится с нами Самига Талеповна.
Когда родители приводят детей в воскресную школу, им предлагают заполнить анкету, содержащую вопрос: «Что вы ждете от нас и что готовы ради этого сделать?». На первую часть вопроса все отвечают примерно одинаково. Родители надеются, что воскресная школа научит их детей быть прилежными в учебе, послушными, воспитанными и т.д. Вторая часть вопроса остается без ответа. Родители ждут от Церкви, школы, чтобы их детей изменили, исправили, воспитали, перекладывая ответственность за будущее своего ребенка на чужие плечи. «Но главная задача родителей не в том, чтобы одеть, накормить, а в том, чтобы образовать своего ребенка. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу. Мало кто это понимает. И наша задача – помочь семье дать ребенку православное воспитание, это будет прививка, духовный иммунитет против всякого зла, которого так много сегодня в окружающей жизни», – убежден отец Алексий.
«Бед в мире очень много, и огромное количество людей нуждается в нашей помощи. Господь призывает нас к состраданию, и в надежде быть помилованными мы сами должны быть милостивы. Недавно в городской больнице на руках наших сестер милосердия умирал бездомный человек. Впервые за долгие годы своей жизни он увидел искреннюю заботу о себе, почувствовал тепло и внимание и упокоился с миром и с Богом в душе. С помощью епархии его по-христиански похоронили, а не зарыли в общую могилу, как это бывает с одинокими, никому не нужными людьми. Это лишь один небольшой эпизод из нашей практики, но он показывает, как влияют дела милосердия на человека. Но не менее сильно они действуют и на тех, кто милосердствует. После этого случая и медперсонал больницы, который раньше мог пройти и не заметить бомжа, стал сострадать этим людям», – рассказывает руководитель отдела по делам благотворительности и социальному служению Покровской епархии Татьяна Германовна Белякова. Очень важно, чтобы человек уже в детстве прошел эту эмоциональную школу, школу добрых чувств. Поэтому в епархии стараются привлекать к этому служению юных волонтеров.
Уроки деятельной любви
Открывая заседание, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий отметил, что «мы живем в мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро часто называют злом, а зло добром. Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать систему нравственных ценностей, основанных на христианском представлении о добре и зле. Дети, подростки и молодые люди в наши дни духовно не защищены. Они нуждаются в поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в их воспитание сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем».Владыка представил участникам пленарного заседания доклад «Педагогические идеи святителя Иннокентия Московского и равноапостольного Николая Японского в помощь современным учителям» и посоветовал всем педагогам обратиться к описанию житий святителей и к их письменному наследию, в котором, в том числе, содержатся наставления для учителей. «Все педагогические идеи святителя Иннокентия рождены практикой его священнического служения и пронизаны деятельной любовью и стремлением улучшить жизнь как целого народа, так и каждого человека в отдельности», – подчеркнул Епископ Пахомий.
Самое благодатное время
Бог дал человеку совесть или внутренний моральный камертон, помогающий в выборе того или иного поступка. Чтобы ребенок научился слушать свою совесть и выбирать правильные поступки, нужно очень много потрудиться, пока он мал, пока душа его восприимчива и тянется к добру. Поэтому традиционно во время Покровских чтений работает секция для воспитателей детских садов, которые очень хотят познакомить своих маленьких воспитанников с православной культурой. «Приобщение к духовно-нравственным ценностям особенно значимо в дошкольные годы. Академик Д.С. Лихачев назвал этот возраст гениальным. Самое благодатное время, чтобы сеять в душах детей зерна любви и добра», – утверждает куратор секции руководитель отдела молодежного служения Покровской епархии священник Аркадий Махсумов.Благодаря неравнодушным инициативным педагогам дошкольных учреждений Энгельсского района, которые любят детей и думают об их будущем, родился проект «Формирование нравственных ценностных ориентаций в дошкольном образовательном учреждении». Этот проект еще только апробируется в нескольких ДОУ, и на семинаре воспитатели детских садов делились со своими коллегами наработанным опытом.
«Работа с дошкольниками не терпит излишней требовательности и строгости, и тем более сложных разговоров о вере. В содержание культурологической программы для малышей входят поучительные ролевые игры, знакомство с народными обычаями и традициями, православными праздниками, словом, с культурными истоками нашей народной жизни. Эти знания обогащают, воспитывают, и нужно использовать каждый момент в развитии малыша, чтобы наполнить его ум, сердце, душу добротой, любовью, отзывчивостью», – размышляет отец Аркадий.
Детям это нужно
Учитель русского языка и литературы балаковской школы № 5 Наталья Викторовна Родкина была среди первых учителей, которые в 2009 году начали эксперимент по внедрению элементов православной культуры в образовательный процесс. Наталья Викторовна разработала программу, которая через различные виды искусства знакомит детей с духовным богатством и красотой библейских сюжетов. С этой программой она стала победителем регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2017 года.«Подача материала через образы искусства позволяет детям лучше понимать сложные библейские тексты. Я вижу, что им это интересно, что им не хватает серьезных разговоров, посвященных нравственности. Этот курс очень нас сблизил. Ребята стали откровенно высказывать свои мысли, делиться переживаниями. Дети мыслят гораздо шире заданных обществом стереотипов. Когда мы на одном уроке анализировали картину Питера Брейгеля “Избиение младенцев”, один мальчик, кстати, больше увлеченный спортом, нежели гуманитарными предметами, сказал: “Эту картину надо показывать всем женщинам, которые делают аборты”. И это слова шестиклассника!» – делится Наталья Викторовна. Согласитесь, не часто школьники говорят учителю: «Спасибо за урок». Наша собеседница слышит эти слова — значит, то, что она делает, детям нужно.
«”Основы православной культуры” преподаются в школах уже шестой год, и даже в таком сжатом виде (один час в неделю и только в 4-5 классах) курс хорошо принят подавляющим большинством детей, родителей и учителей. Но для того, чтобы он стал полноценным предметом в ряду других школьных дисциплин, следовало бы ввести его в средние и старшие классы. Это ориентир, к которому мы стремимся, и мы готовы работать. К сожалению, законотворческая деятельность депутатов Государственной Думы не успевает за жизнью, и наши народные избранники только еще обсуждают этот проект», – говорит руководитель отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии Юлия Кабдуллаевна Земскова.
Но говорить о нравственных ценностях возможно не только на уроках ОПК. Преподаватель русского языка и литературы п. Мирный Дергачевского района Самига Талеповна Джумакулова убеждена, что каждый учитель должен использовать свой образовательный ресурс для духовно-нравственного воспитания, православного просвещения школьников. Ведь все наши великие писатели и поэты были верующими людьми, их произведения – итог мучительных поисков смысла жизни, поиска Бога. Не зная этого, невозможно понять всю глубину романов Достоевского, повестей Гоголя, поэзию Пушкина и Лермонтова. Николай Бердяев писал, что «вся наша литература ранена христианской темой». «У наших детей сегодня нет никакой духовной опоры, поэтому мы, учителя, должны заполнять этот вакуум. Я для себя такую задачу поставила и стараюсь ее выполнять. К этому и имя мое обязывает: в переводе с татарского языка оно означает “слушающая Бога”», – делится с нами Самига Талеповна.
Прививка от зла
Воспитать нравственно здорового человека в отрыве от семьи невозможно. Но как помочь семье, далеко отпавшей от христианского идеала, стать малой церковью? Обсудить эти непростые вопросы за круглым столом собрались педагоги, священники, социальные работники. Помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации Покровского округа Покровской епархии иерей Алексий Талалаев рассказывает нам: «Господь дал четкие ответы на вопросы, возникающие по поводу брака, семейных отношений. Но я замечаю, что люди теряют христианское понимание брака и семьи, они живут в свое удовольствие, забывая об ответственном отношении друг к другу и к своим детям».Когда родители приводят детей в воскресную школу, им предлагают заполнить анкету, содержащую вопрос: «Что вы ждете от нас и что готовы ради этого сделать?». На первую часть вопроса все отвечают примерно одинаково. Родители надеются, что воскресная школа научит их детей быть прилежными в учебе, послушными, воспитанными и т.д. Вторая часть вопроса остается без ответа. Родители ждут от Церкви, школы, чтобы их детей изменили, исправили, воспитали, перекладывая ответственность за будущее своего ребенка на чужие плечи. «Но главная задача родителей не в том, чтобы одеть, накормить, а в том, чтобы образовать своего ребенка. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу. Мало кто это понимает. И наша задача – помочь семье дать ребенку православное воспитание, это будет прививка, духовный иммунитет против всякого зла, которого так много сегодня в окружающей жизни», – убежден отец Алексий.
«Блаженны милостивые»
В древности говорили: «Можно устоять против всего, но не против добра». Одна из заповедей Божиих призывает нас к милосердию, помощи немощным и обездоленным. О многогранности милосердного служения и шел разговор на практическом семинаре «Милосердие как путь воспитания духовности и нравственных ценностей».«Бед в мире очень много, и огромное количество людей нуждается в нашей помощи. Господь призывает нас к состраданию, и в надежде быть помилованными мы сами должны быть милостивы. Недавно в городской больнице на руках наших сестер милосердия умирал бездомный человек. Впервые за долгие годы своей жизни он увидел искреннюю заботу о себе, почувствовал тепло и внимание и упокоился с миром и с Богом в душе. С помощью епархии его по-христиански похоронили, а не зарыли в общую могилу, как это бывает с одинокими, никому не нужными людьми. Это лишь один небольшой эпизод из нашей практики, но он показывает, как влияют дела милосердия на человека. Но не менее сильно они действуют и на тех, кто милосердствует. После этого случая и медперсонал больницы, который раньше мог пройти и не заметить бомжа, стал сострадать этим людям», – рассказывает руководитель отдела по делам благотворительности и социальному служению Покровской епархии Татьяна Германовна Белякова. Очень важно, чтобы человек уже в детстве прошел эту эмоциональную школу, школу добрых чувств. Поэтому в епархии стараются привлекать к этому служению юных волонтеров.
* * *
Во время Покровских чтений священники, педагоги, социальные работники объединяются, обмениваются опытом, знаниями, обсуждают общие темы. Здесь, на мастер-классах, практических семинарах, секциях и круглых столах, разрабатывают полезные для дальнейшей работы рекомендации, обмениваются авторскими разработками, делятся планами на будущее. То самое будущее, которое создается сегодня усилиями многих людей.Ольга Стрелкова
27 октября 2017 г.
Поделиться в: