Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Маленький Покровский богатырь

Маленький покровский богатырьЧудное место эта набережная. Дождливая осень здесь очень красива. Небо заплаканное, но все-таки светлое, Волга неспешно течет расплавленным оловом, мокрая от дождя дорога, как тонкий лед, бежит к храму, белому, высокому, нездешнему, как будто проросшему из-под земли, как будто из другой эпохи. Хороша та задумка, которая удалась.

Историческая память

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Волге г. Покровска (Энгельса) и правда маленький. И по возрасту (с момента открытия — 14 октября — прошло чуть больше месяца), и по размеру. Особенно в сравнении со своим величественным предком, некогда существовавшим здесь. Его история хорошо знакома горожанам, ведь она тесно переплетена с историей самого города, а отчасти даже и является ею. «Многие села и города получили названия от названий храмов, освященных в честь святых или праздников», — рассказывает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. Наш город, основанный в 1747 году как слобода, не стал исключением. Во всяком случае, первая деревянная церквушка появилась в его землях в 1770 году и была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Через 11 лет на ее месте, точнее на черном пепелище после пожара, возвели поистине монументальную постройку в камне, настоящий собор, вмещавший около 3000 человек. И это при численности населения в 20 000! На радость людям храм, занимавший территории, на которых сегодня находится детский сад, торговый центр «Лазурный» и частично городская площадь, стал центром и богослужебной, и образовательной жизни. И казалось, все это здесь всерьез и надолго. Только вот во втором пожаре — пожаре мировой революции — мало кто уцелел. Покровский храм в том числе — его взорвали в августе 1931 года. Позже здесь установили памятник «всесоюзному старосте», революционеру М. И. Калинину.

«Сегодня говорят о возрождении церковной жизни, исконных традиций, национальных корней, но как это возможно без упоминания старинного храма? Задумка построить новый храм, который бы стал памятником, напоминанием современникам и потомкам о том времени, когда мы своими руками разрушили святыни, попытались историю переписать, витала в воздухе задолго до образования Покровской епархии, но, видимо, Господь судил мне претворить ее в жизнь», — продолжает Владыка. Так на месте строительства в тенистой аллее между елей появился Поклонный крест — центр притяжения. На каждый церковный праздник у его подножия появлялись букетики цветов, а в Епархиальное управление все чаще стали обращаться как рядовые жертвователи, так и крупные спонсоры. Однако только один ктитор, Алексей Сергеевич Михайлов, решился завершить начатое — возвести храм. Всего за год.

Встречают по одежке

От богатого наследства остался крошечный участок земли на городской набережной. Лучшее место для лучшего архитектурного творения — мимо крепких снежных стен и золота куполов сложно пройти. Он не просто наследник, он маленькая копия своих прародителей — древнерусских храмов. Монументальный, масштабный. Его наклонные стены, толстые, мощные, напоминают оборонительное сооружение, крепость, а купол — шлем. Это храм-воин, богатырь, вросший в землю, как считает Архипастырь.

Храм выдержан в стиле древнерусского зодчества домонгольского периода. Стиль этот особенный — он сочетает византийские традиции духовной и светской жизни, сложившиеся в V–VIII веках в Восточной Церкви, и самобытность русского мироощущения. За образец наши мастера взяли тип крестово-купольного провинциального храма, появившийся в Византии как раз к моменту Крещения Руси и ставший главенствующим практически во всем православном мире. Первые русские храмы явственно указывали на связь земли и неба во Христе, Богочеловеческую природу Церкви, преображали сознание и подводили к созерцанию мироздания. Потому-то и наш покровский богатырь, несмотря на верность древним традициям, органично вписывается в современность и отвечает ее условиям. Этот храм-часовня совсем крошечный, поэтому его решили оборудовать аудиоаппаратурой, чтобы богослужение можно было слушать, находясь не только внутри, но и снаружи.

Белокаменный, одноглавый, с узкими окошками-бойницами, трехлопастным завершением фасадов, барабаном, украшенным полукружиями, и шлемовидным куполом, Покровский храм эклектичен. В его архитектуре переплетаются особенности Псковско-Новгородской и Владимиро-Суздальской школ. Они обе обращены к внешней структуре и декору. Но вот использование высококачественного белого камня, известняка, — отличительная черта Владимиро-Суздальской школы, чей расцвет пришелся на годы правления князей святого благоверного Андрея Боголюбского и Всеволода III. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня и плоской деревянной резьбы. Но при этом самые древние храмы были скромно украшены.

Воинственный и очень молитвенный

На Покровском храме всего один купол, зато каково его значение — единство Бога, совершенство творения. Его цвет — золотой — знак Небесной славы, царственности, вечности и нетления, а шлемовидная форма — напоминание о духовной брани с силами зла и тьмы. «Многие древнерусские храмы имели шлемовидные купола. К примеру, знаменитый храм Покрова на Нерли, теперь увенчанный луковичным куполом, раньше обладал шлемовидным», — говорит Владыка, отмечая, что на внешний вид одного из самых знаменитых и красивых храмов повлияла поздняя реконструкция.

Знамение победы Христа и свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря искупительной жертве Спасителя, — крест. Православный крест восьмиконечный. По свидетельствам раннехристианского писателя Тертуллиана, святителя Иринея Лионского и святого мученика Иустина Философа, такой крест наиболее достоверно соответствует исторической форме Креста, на котором распяли Господа. Тот факт, что Христос нес на плечах четырехконечный крест, объясняется тем, что на нем еще не было таблички с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» или титла и подножия.

На Покровском храме установлен крест древней формы с четырьмя концами. Такие равносторонние кресты появились в римских катакомбах приблизительно в III веке и до сегодняшнего дня распространены на православном Востоке. Но интересен и необычен крест еще тем, что под ним находится полумесяц, называемый цатой. Владыка Пахомий рассказал, что в давние времена полумесяц на кресте был большего размера и считался символом Церкви-Жены в соответствии со словами из Апокалипсиса: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна (Откр. 12, 1), а также символом вифлеемской люльки Богомладенца, крещальной купели, корабля церковного и безопасного, крепкого якоря надежды, по слову апостола Павла (см.: Евр. 6, 18–19), евхаристической Чаши, в которой находится Тело Христово. Вот сколько значений. И никакой связи с исламом. Почти. В православной Византии цата ассоциировалась с царской властью. Ее изображали на иконах Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и Спасителя, на облачениях святителя Николая Чудотворца, что дает право считать полумесяц символом Господа Иисуса Христа как Царя царствующих и Господа господствующих. Также первые изображения христианских крестов с полумесяцем украшали стены монастыря святой Екатерины (VI век) на Синае, храм Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Только после взятия в 1453 году Константинополя турками полумесяц стал эмблемой Османской империи.

«Заметим, что наш храм и храм Покрова на Нерли хоть и имеют воинственный вид, но зато устремлены к небу. Они легкие, воздушные, парящие, в них царит молитвенная атмосфера», — добавляет Владыка. В старину, на Востоке и на Западе, таинственность, сакральность пространства достигалась полумраком. В зданиях, построенных для богослужений, не предполагалось яркого освещения. Окошки были узенькими и напоминали щели. Кстати, это имело еще и практический смысл — чем меньше окно и дверь, тем меньше потеря тепла. Для русских просторов это вообще во все времена актуально. Впрочем, как и водометы — специальные выносы на кровле, позволяющие не просто удалять воду с крыши, но и как можно дальше отбрасывать ее от фундамента.

…А набережная — место действительно потрясающее. Откуда ни посмотри, отовсюду увидишь его — новый символ нашего города, наш Покровский храм-богатырь.

Близость Бога

Внешность обманчива. С нашим маленьким Покровским богатырем – храмом в честь Покрова Божией Матери на Волге – не все так просто. Воинственный, но только с виду, он имеет очень тонкое и возвышенное устроение. Обезоруживающий любого, но только потому, что хранит в себе и защищает самое сокровенное, что может быть у человека – близость Бога.

О пользе правил

Входящие в храм теряют дар речи. Лишаются своего главного оружия. За тяжелой дверью – другой мир, где нет осуждения и суеты, где тишина, где «только Бог да я». Предстоять перед Творцом, созерцать священную историю, прикасаться к святыне – не привилегия, подарок из глубины веков, от мастеров, ограниченных жесткими рамками. По словам Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, роспись храма выполнена в византийском стиле, переосмысление которого пришлось на IX-XII века – послеиконоборческий период – и выразилось в иконографическом каноне. Согласно ему, в изображении горнего мира и священных сюжетов допустимо опираться только на книги Нового Завета, лишенные подробных описаний. Зато можно смело экспериментировать с оттенками, деталями, ритмическим решением сцен, писать не предмет, а внутреннюю сущность, делать роспись частью церковного действа и диалога с верующими.

Палехское чудо

Чтобы воплотить в Покровском храме многовековой опыт византийских мастеров и вечную красоту, в Покровск приехала палехская артель «Лик». Ею руководит выпускник Палехского художественного училища им. М. Горького Олег Романович Шуркус. По признанию Владыки, это иконописцы высокого уровня, талантливые люди. С середины 90-х годов художники пишут иконы и украшают храмы в России и за рубежом, в 2005 они работают над интерьером Свято-Троицкого собора в Саратове. Само село Палех славится народным промыслом – знаменитой лаковой палехской росписью. В этом направлении мастера и начинали свой путь, но нашли себя именно в византийской традиции. За работой артели было очень интересно наблюдать. Каждый занимался своим делом – один писал лики, другой – одежду, кто-то наносил орнамент и шрифты, а кто-то – позолоту. Вот как облачали в броню нашего Покровского богатыря.

Непрошедшее время

В куполе – центральном месте в системе храмовых росписей – виден детский лик, отмеченный духовной зрелостью. «Это образ Спаса Эммануила – Христа в отрочестве. Изображение довольно редкое, но именно оно украшало древние храмы. Нам этот образ очень подходит, ведь наш храм тоже “древний” – в плане архитектуры, внутреннего убранства и смыслового наполнения», – говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Чуть ниже, в основании купола или барабане, написаны предвозвестившие пришествие Господа великие ветхозаветные пророки – Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. На парусах – стенах, переходящих к куполу, – символы евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна – ангел, лев телец и орел. И это снова следование древней византийской иконографической традиции. Живые существа заимствованы из видения апостола Иоанна Богослова (Откр. 4,7) и всесторонне раскрывают подвиг Спасителя в изложении евангелистов. Ангел означает посланничество в мир, лев – могущество и царственное достоинство, телец – жертвенное, искупительное служение, а орел – высоту учения и божественных тайн.

На темном фоне множество светлых, легких фигур в струящихся одеждах. Ожившая евангельская история под куполом. Вот праведные Иоаким и Анна приводят Отроковицу в храм, вот Архангел Гавриил благовествует Деве, вот Богородица передает Младенца Христа старцу Симеону и Анне Пророчице, а вот Она вместе с ангелами и учениками видит вознесение Божественного Сына. «Храм посвящен Покрову Божией Матери, поэтому и на фресках запечатлены главные события Ее жизни – Введение во храм, Благовещение, Сретение и Вознесение Господне, – продолжает Владыка – хотя подбор изображений обусловлен еще и особенностями пространства. Окно делит стену на две части и каждая должна быть наполнена. Например, на одной стороне художники поместили изображение Архангела Гавриила, на другой – Пресвятой Богородицы».

Изображение Благовещения находится на алтарной стене, здесь пока нет иконостаса, поэтому, если посмотрим чуть ниже, то увидим ярко вызолоченный свод или конху над апсидой – алтарным выступом – и икону Божией Матери «Знамение» – один из первых образов, появившийся в IV веке. В алтаре над Горним местом на престоле восседает Господь Пантократор – Вседержитель. Он держит Евангелие и преподает благословение. Такой образ является центральным в иконографии Христа и представляет Его как Владыку мира, Небесного Царя и Судию.

«С незапамятных времен в алтаре, как идеал для служащих Литургию, изображали преемников апостолов – святителей, предстоящих Христу. В нашем храме это святые Древней Церкви, ближайшие ученики апостола Иоанна – святитель Поликарп Смирнский (рукоположен апостолом во епископа) и священномученик Игнатий Богоносец – муж апостольский, пострадавший за веру и любовь к Богу, а также святители Афанасий Александрийский и Василий Великий, потрудившиеся в утверждении православной истины и борьбе с арианской ересью», – поясняет Владыка.

Проповедники учения Христа, столпы Церкви – двенадцать апостолов со свитками Евангелия в руках – взирают на нас со стен храма. Здесь же заготовлено пространство для кивотов с иконами благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского. Икона Покрова Божией Матери, конечно же, будет находиться в иконостасе.

И вот мы снова лицом к лицу сталкиваемся с удивительными подвижниками, становимся свидетелями поистине уникальных сцен, видим как преподобному Пахомию является Ангел, как безмолвно и величественно предстоят равноапостольные царь Константин и царица Елена, как преподобный старец Зосима причащает Марию Египетскую, а святой Герасим Иорданский совершает почти невозможное – перевязывает лапу раненому льву Иордану. По признанию Архипастыря, эти фигуры объединяет причастность к Древней Церкви, монашеству, подвижнической жизни, полной веры и смирения.

Лучше слов

Над нами темное небо, усыпанное золотыми звездами. Это свод храма украшен по образцу мозаичного убранства в мавзолее императрицы Галлы Плацидии (V век) в Равенне. Филигранное исполнение, пышность и редкая красота сделали мавзолей объектом Всемирного значения ЮНЕСКО, памятником римской культуры и раннехристианского искусства. Как отмечает Владыка, у нас тоже должна быть такая красота и богатство, приличествующее Дому Божиему.

Внутри храм светится, его основной фон, насыщенный, темно-синий, почти черный, цвета арабской ночи, оттенен поверхностями, покрытыми сусальным золотом, словно отражающими божественное сияние горнего мира. Храмовое пространство освещает хорос – одноярусный центральный светильник в форме колеса со множеством свечей и лампад, символизирующий звезды на тверди небесной и являющийся наиболее ранней формой всесвещника. Как и в древних храмах, он подвешен на цепях и повторяет размер купола.

Алтарная апсида расписана под мрамор, тонкий орнамент выведен на окнах и стенах, над дверью вьется текст ктиторской надписи, где указаны дата постройки, имена патриарха, епископа, при которых велось строительство, и ктитора. А на входе в храм стоят строгие Архангелы Михаил и Гавриил. Они стоят на страже и одновременно напоминают – сюда нужно входить с добрыми помыслами, чистым сердцем и жизнью, а выходить с твердым намерением сохранить то доброе, что можно стяжать здесь. «Каждое изображение вызывает много вопросов. А это ведь прекрасная основа для яркой, познавательной, запоминающейся беседы. Особенно с детьми. В нашем храме действительно необычные, редкие фрески, на них изображены древние святые. Мы действительно подражали древней традиции, но при этом не забывали о практической стороне», – говорит Владыка, утверждая, что образы можно использовать в качестве дидактического материала. Тем более что к этому призывают сами византийские летописи: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».

 

Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: