Радость о Небесной Заступнице
Прошлое, особенно если оно касается неповторимых чудес и великих событий, порой кажется нам если не сказкой, то бесконечной далью. И чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют разные столетия и народы, и тогда время, обычно безжалостное для земного, будто перестает существовать. Так и икона Покрова Пресвятой Богородицы объединяет в себе события разных времен и святых, которые послужили Господу разными подвигами в разных уголках мира. Но тем и славна наша Церковь, в которой любовь Божия становится выше границ времени и пространства.
Ребенком будущий святой попал в рабство к знатному константинопольскому начальнику Феогносту. Любимый хозяевами красивый мальчик поражает школьных учителей одаренностью и благоразумием. Повзрослев, обычный раб становится доверенным лицом Феогноста. Перед ним открывается великолепная карьера столичного чиновника. Но Господь предусмотрел иной путь для Своего избранника и однажды в сонном видении сказал блаженному: «Иди на добрый подвиг – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего».
Подвиг юродства для будущего святого был единственным выходом из создавшейся ситуации. Хозяйская семья не была готова расстаться с рабом и помощником. Тогда он притворился лунатиком и попал в психиатрическую лечебницу. Но вскоре его отпустили, посчитав безнадежным. Хозяин отказался от него. Люди видели в нем бесноватого. Единственной опорой во враждебном мире оставался для него Господь.
С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления, вражеские нападки. Однажды во время молитвы предстал перед ним диавол со множеством демонов, держащих в лапах дубинки, мечи и крючья. И все бросились на него. Тогда явился святой апостол и евангелист Иоанн Богослов со святыми ангелами, начертал в воздухе знак креста и посек нечестивцев.
Блаженный Андрей благодушно сносил побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. Однажды в лютый мороз Ангел Господень восхитил святого на Небо, чтобы утешить и укрепить его пребыванием в райских обителях. Позже блаженный рассказал священнику Никифору об увиденном им в раю Честном и Животворящем Кресте, стоящем посреди облаков, распростертым над грешною землею, чтобы защитить ее.
Ко Господу святой Андрей отошел мирно и с улыбкой на лице. А перед этим он благословил своего ученика Епифания и предрек ему патриаршество в Константинополе.
Святитель Епифаний, изображаемый на праздничном образе Покрова рядом со святым Андреем, имел тихий и спокойный нрав. Он умел принимать и смиряться с бурными обстоятельствами своего времени, укрощать страсти и действовать в примирительном духе. Борясь за единство Христовой Церкви, он вел переписку с враждебно настроенным Римом. Одно из его писем римскому папе Хормизду сопровождалось драгоценными дарами. А во время визита в Константинополь римского папы Иоанна I Царьградский патриарх скромно уступал ему первое место на пасхальных богослужениях в столичных храмах.
Это расположение предстоятеля к святому Роману возбудило против диакона нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений они вытолкнули Романа на амвон переполненного храма и заставили петь в присутствии императора и придворной свиты. Диакон, не обладая большим талантом к пению, смущенный и напуганный, всенародно опозорился. Ночью, чтобы избавиться от печали после своего позора, святой Роман долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть. И совершилось чудо: диакон получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар.
Он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова, который исполнил в храме в этот же день. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. Он высоко поднял благолепие православных богослужений, а отцами Церкви он признается первым творцом кондаков. Святому приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста.
Примечательно, что традиция изображения на иконе большого количеств действующих лиц появилась лишь в конце XV века, когда произошло объединение «суздальского» и «новгородского» иконографических вариантов сцены. Ранее же в первом случае Богоматерь изображалась перед храмом, простирающей Свой покров над всеми присутствующими. В «новгородском» варианте плат поддерживали ангелы, а Сама Богородица изображалась внутри храма над закрытыми царскими вратами. Были различными и варианты изображения архитектуры на заднем плане. На одном из новгородских образов Покрова встречается и конная статуя императора Юстиниана, которая является абсолютной исторической реалией. Она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Этот фрагмент иконы просто еще раз подчеркивает подлинность исторических событий праздника.
Почитание Покрова Богородицы на Руси дало основание изображать на иконах праздника и русских святых — об этом говорится в каноне праздника: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия» (8 песнь канона).
Блаженные и мученики, святители и пророки, преподобные и праведные — все они обращены к Предстательнице и Ходатаице за род человеческий. Все они будто и сами образуют собою одухотворенный покров Богоматери над родом человеческим.
На некоторых типах праздничного образа над Богоматерью помещено изображение благословляющего Спасителя в окружении Небесных Сил. Известны композиции Покрова, где событие праздника представлено на среднике, а в клеймах по периметру иконы — события земной жизни Богородицы. Но главное, что в любом из вариантов иконография Покрова – это торжество Христовой Церкви. Это радость всего рода христианского, у которого есть Заступница Богородица, покрывающая его и сберегающая от всякого зла честным Своим омофором.
Юродивый и его ученик-патриарх
Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, который увидел Пречистую Деву, молящуюся во Влахернском храме и раскрывающую Свой омофор над предстоящими людьми, обычно изображают в правой нижней части иконы Покрова Пресвятой Богородицы.Ребенком будущий святой попал в рабство к знатному константинопольскому начальнику Феогносту. Любимый хозяевами красивый мальчик поражает школьных учителей одаренностью и благоразумием. Повзрослев, обычный раб становится доверенным лицом Феогноста. Перед ним открывается великолепная карьера столичного чиновника. Но Господь предусмотрел иной путь для Своего избранника и однажды в сонном видении сказал блаженному: «Иди на добрый подвиг – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего».
Подвиг юродства для будущего святого был единственным выходом из создавшейся ситуации. Хозяйская семья не была готова расстаться с рабом и помощником. Тогда он притворился лунатиком и попал в психиатрическую лечебницу. Но вскоре его отпустили, посчитав безнадежным. Хозяин отказался от него. Люди видели в нем бесноватого. Единственной опорой во враждебном мире оставался для него Господь.
С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления, вражеские нападки. Однажды во время молитвы предстал перед ним диавол со множеством демонов, держащих в лапах дубинки, мечи и крючья. И все бросились на него. Тогда явился святой апостол и евангелист Иоанн Богослов со святыми ангелами, начертал в воздухе знак креста и посек нечестивцев.
Блаженный Андрей благодушно сносил побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. Однажды в лютый мороз Ангел Господень восхитил святого на Небо, чтобы утешить и укрепить его пребыванием в райских обителях. Позже блаженный рассказал священнику Никифору об увиденном им в раю Честном и Животворящем Кресте, стоящем посреди облаков, распростертым над грешною землею, чтобы защитить ее.
Ко Господу святой Андрей отошел мирно и с улыбкой на лице. А перед этим он благословил своего ученика Епифания и предрек ему патриаршество в Константинополе.
Святитель Епифаний, изображаемый на праздничном образе Покрова рядом со святым Андреем, имел тихий и спокойный нрав. Он умел принимать и смиряться с бурными обстоятельствами своего времени, укрощать страсти и действовать в примирительном духе. Борясь за единство Христовой Церкви, он вел переписку с враждебно настроенным Римом. Одно из его писем римскому папе Хормизду сопровождалось драгоценными дарами. А во время визита в Константинополь римского папы Иоанна I Царьградский патриарх скромно уступал ему первое место на пасхальных богослужениях в столичных храмах.
Превративший талант в молитву
В нижней части образа Покрова Божией Матери мы видим преподобного Романа Сладкопевца со свитком в руке. Святой усердно служил в патриаршем храме Святой Софии в Константинополе и был в большом почете у патриарха Евфимия.Это расположение предстоятеля к святому Роману возбудило против диакона нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений они вытолкнули Романа на амвон переполненного храма и заставили петь в присутствии императора и придворной свиты. Диакон, не обладая большим талантом к пению, смущенный и напуганный, всенародно опозорился. Ночью, чтобы избавиться от печали после своего позора, святой Роман долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть. И совершилось чудо: диакон получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар.
Он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова, который исполнил в храме в этот же день. Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. Он высоко поднял благолепие православных богослужений, а отцами Церкви он признается первым творцом кондаков. Святому приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста.
Императоры и нищие, святые и не только
На иконе Покрова возле святого Романа часто изображают Вселенского патриарха Тарасия, защищавшего почитание икон Богоматери. Среди присутствующих можно увидеть императора Льва Мудрого с супругой Феофаной, певчих хора Влахернского храма, других, известных истории людей, а также неизвестных простых иноков и мирян. Одним словом, людей, которые не прославлены Церковью в лике святых. Но и они, взирая на нас с иконы – окна в горний мир, также призывают помнить о единстве Церкви земной и Церкви Небесной.Примечательно, что традиция изображения на иконе большого количеств действующих лиц появилась лишь в конце XV века, когда произошло объединение «суздальского» и «новгородского» иконографических вариантов сцены. Ранее же в первом случае Богоматерь изображалась перед храмом, простирающей Свой покров над всеми присутствующими. В «новгородском» варианте плат поддерживали ангелы, а Сама Богородица изображалась внутри храма над закрытыми царскими вратами. Были различными и варианты изображения архитектуры на заднем плане. На одном из новгородских образов Покрова встречается и конная статуя императора Юстиниана, которая является абсолютной исторической реалией. Она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Этот фрагмент иконы просто еще раз подчеркивает подлинность исторических событий праздника.
«…Покрова праздник в Российстей земли прославльшия…»
В среднем ярусе, слева от Богоматери часто изображаются святой Иоанн Предтеча и евангелист Иоанн Богослов. По правую руку от Владычицы – святители, царь и пророк Давид, рука которого сложена в жесте моления и направлена в сторону Девы. Он представлен на этой иконе и как псалмопевец, возвестив¬ший о Пришествии Сына Божия, и как предок Марии, прообраз Спасителя по человеческому естеству.Почитание Покрова Богородицы на Руси дало основание изображать на иконах праздника и русских святых — об этом говорится в каноне праздника: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия» (8 песнь канона).
Блаженные и мученики, святители и пророки, преподобные и праведные — все они обращены к Предстательнице и Ходатаице за род человеческий. Все они будто и сами образуют собою одухотворенный покров Богоматери над родом человеческим.
На некоторых типах праздничного образа над Богоматерью помещено изображение благословляющего Спасителя в окружении Небесных Сил. Известны композиции Покрова, где событие праздника представлено на среднике, а в клеймах по периметру иконы — события земной жизни Богородицы. Но главное, что в любом из вариантов иконография Покрова – это торжество Христовой Церкви. Это радость всего рода христианского, у которого есть Заступница Богородица, покрывающая его и сберегающая от всякого зла честным Своим омофором.
13 октября 2017 г.
Теги: Покров Божией Матери.
Поделиться в: