Время проявить себя
Верующие держат одни и те же посты, но, тем не менее, вопросы на данную тему не иссякают. Повторять пройденный материал трудно, но необходимо. Еще труднее в хорошо известном открывать что-то новое. Справиться с этой непростой задачей сегодня нам поможет Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
— Владыка, скажите, содержит ли Священное Писание какие-нибудь упоминания о Рождественском посте?
— Рождественский пост существует со времен раннего христианства, примерно с IV века, но по сравнению с Великим он довольно молод и не имеет богатой истории. В Библии о нем ничего не говорится. Его появление связано с большим христианским праздником — Рождеством. Точно так же, как мы готовимся к Пасхе, мы должны готовиться и ко дню пришествия в мир Спасителя.
— В чем заключается отличие Рождественского поста от других постов, установленных Церковью?
— Рождественский пост в народе еще называют Филипповым, так как он начинается сразу после памяти апостола от двенадцати Филиппа. Если говорить об уставных особенностях, то этот пост менее строг, нежели Великий. Это выражается в том, что Великим постом мы отказываемся от любых продуктов животного происхождения, также от растительного масла, которое можем вкушать только в субботу и воскресенье, в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим и в полиелейные праздники.
Рождественским постом в субботние и воскресные дни, в полиелейные праздники, которых больше, чем в Великий пост, разрешается вкушать растительное масло и рыбу. Однако если полиелей выпадает на среду, пятницу или любой день предпразднства, употребление перечисленных продуктов не допускается. В дни предпразднства пост усиливается, не предполагая никаких послаблений. Употребление рыбы, которое разрешалось в течение поста, тоже более не дозволяется. В канун праздника — Навечерие, или Рождественский сочельник, — вкушать пищу, за исключением сочива или колива, не принято до первой звезды, то есть до вечернего времени, но каждый определяет меру поста для себя в этот день по собственным силам.
Рождественский пост, как и другие посты, дает духовную нагрузку, позволяющую внутренне подготовиться к празднику. Человек отказывает себе во многих житейских радостях, научается смирению, терпению и воздержанию, получает надежду на совершенствование. Святые отцы называют пост временем подвига, временем, когда духовные немощи обостряются из-за того, что мы находимся в угнетенном состоянии — ограничиваем и утесняем себя. То есть страсти становятся видны нам, а значит, мы можем потрудиться, побороться с ними и одержать победу.
— Изменяется ли богослужение в Рождественский пост?
— В богослужениях, совершаемых по монастырскому уставу, конечно, есть определенные изменения. На приходах же ничего существенного мы не наблюдаем — совершаются те же утренние и вечерние службы. Единственное, после праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы начинают звучать катавасии Рождественского канона «Христос раждается, славите», стихиры Рождеству Христову. И чем ближе праздник, тем больше появляется стихир.
— Можно ли из года в год открывать для себя что-то новое в богослужении и молитве Рождественским постом? На что бы Вы посоветовали обратить внимание?
— Я советую обратить внимание на утренние и вечерние богослужения периода предпразднства, начинающиеся с вечерни 2 января. Нужно обязательно посетить эти службы, так как они, в особенности утреня, вечерня и малое повечерие, пронизаны глубокими и возвышенными богословскими размышлениями о тайне Боговоплощения, спасении рода человеческого через рождение Христа от Девы, Его страдания и крестную смерть. Эти молитвенные тексты не могут не тронуть.
Конечно, не у всех есть возможность посещать богослужения постом, но в предпразднство действительно стоит бывать в храме чаще, тем более что по Промыслу Божиему в светском календаре это праздничные выходные дни. Это принесет человеку духовную пользу.
— Рождественский пост, несмотря на строгость, почему-то воспринимается как радостный. Согласны ли Вы с этим мнением?
— Для православного христианина время поста — любого, не только Рождественского, — вообще время радостное. Как говорит апостол Павел: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Это значит, что подвиг для христианина — благо. Я знаю людей, с радостью ожидающих пост, потому как для них это время надежды, изменения внутреннего мира, борьбы со страстями.
Пост — это всегда труд и подвиг. Все зависит от отношения человека к своему деланию. Рождественский пост людьми воспринимается как нестрогий. Литургическая жизнь не изменяется, отсюда и прохладное, поверхностное отношение, следствие которого — искушения и даже падения. В монастыре говорят, что Рождественский пост приносит больше трудностей, чем Великий. На мой взгляд, это связано с тем, что мы не тщательно готовимся и не серьезно относимся к этому посту. Я бы пожелал всем Рождественским постом проявить то же усердие, что и Великим — собраться с мыслями, приложить усилия и принять пост не как перемену блюд, а как духовную работу.
— Что нужно сделать, чтобы Рождественский пост стал радостным?
— В данном случае человек должен пересмотреть свое отношение к жизни. Если следовать мирской логике, современному призыву: «Бери от жизни все», если воспринимать свое существование как возможность получить какие-то материальные временные блага, то вряд ли и верующий, и неверующий человек будет счастлив. Почему? Потому что сегодня он что-то получил, а завтра потерял. Какое может быть утешение? А в пост вообще нужно добровольно отказаться от чего-либо, что тоже не в радость.
Но если относиться к своей жизни не как к возможности что-то стяжать, а как к возможности пожертвовать, послужить, принести пользу Церкви, людям, себе, в конце концов, то результат будет иным. Время поста — это время приобретения, время, когда мы можем проявить себя. Святые отцы часто сравнивают духовную жизнь со спортом или военной службой. Тот же апостол Павел уподобляет христиан, подвижников благочестия соревнующимся атлетам. Это действительно удачное сравнение. Хороший воин или спортсмен, если не будет тренироваться, вступать в борьбу, участвовать в соревнованиях, не сможет себя проявить. А хороший военачальник внимательно смотрит за тем, как его воины ведут себя в походах, насколько они доблестны, самоотверженны, насколько стойко переживают лишения ради всеобщего блага. Как правило, именно подвиги, достижения помогают продвинуться по службе, стяжать венцы и награды. То же самое касается и духовной жизни, в частности поста.
— Хотим мы того или нет, вокруг предновогодняя суета, развлекательные мероприятия, праздничное настроение. Мы вынуждены радоваться мирской радостью. Возможно ли совмещать пост с современной жизнью?
— Думаю, да. Мне часто задают вопрос, почему нас постигла такая несправедливость — праздновать Новый год постом. На это можно ответить только одно: не Церковь перешла со старого стиля на новый, не Церковь изменила календарь. В Церкви все как было, так и осталось: сначала христиане готовятся к Рождеству, потом празднуют Новый год. В светском обществе получилось наоборот. Люди готовятся к Новому году, считая пост помехой. Но это ведь неправильно. Ничто не мешает нам готовиться к Пасхе и совершать Великий пост. На Страстной седмице некоторые вообще не вкушают пищи. При этом Пасха и пасхальное богослужение дарят такую радость, с которой никогда не сравнятся никакие чувства, вызванные светскими торжествами.
Другими словами, все возможно, если человек серьезно относится к своей вере, в чем-то сдерживает и понуждает себя, прислушивается к опыту и традициям Церкви, соблюдая порядок, — в пост постится, в дни особого поминовения поминает усопших, в праздники веселится и ликует. Величайшая мудрость Церкви и заключается в том, что всему свое время.
Что касается праздничного настроения, а точнее магазинного ажиотажа, с каждым разом все больше отдаляющегося от Рождества, то это не более чем коммерческий проект. Не секрет, что для жителей Европы и Америки, по сути являющихся христианами, неважно, православными, католиками или протестантами, Рождество ассоциируется не с пришествием в мир Богочеловека и Спасителя, а с огромными скидками на новогодних и рождественских распродажах. Светское общество живет по принципу развития страстей и удобопреклонности ко греху, чем часто пользуются. Мы, христиане, хотя это и понимаем, но, к сожалению, порой не удерживаемся, поддаваясь этому настроению. Но одно дело — быть предупрежденным и останавливать себя, и совсем другое — с головой кидаться в этот омут и ни о чем другом не помышлять.
— Владыка, как Вы думаете, чему учит нас Рождественский пост?
— В Рождественский пост мы ждем чуда — пришествия в мир Богочеловека. На неделе перед праздником все богослужебные песнопения и каноны наполнены духом ожидания: вот Господь рождается, вот Он здесь, рядом с нами. Пост — это всегда ожидание встречи с Богом. А Рождественский пост — еще и наше шествие навстречу Христу подобно волхвам и пастухам.
В это время мы можем научиться смирению. Не в том смысле, что кто-то или что-то нас будет смирять, а в том, что как бы мы ни постились, не всегда все получается. Духовенство и миряне признаются: каждый пост они встречают с надеждой на великие свершения, а в итоге видят, что со многим так и не справились. Не нужно озлобляться и черстветь сердцем. Нужно смиряться: «Да, Господи, я совсем не то, что думал о себе раньше». Смиряясь, мы сможем по-иному отнестись к ближнему — понять, что он так же несовершенен, может ошибаться, ему может быть так же тяжело и плохо, а значит, его можно пожалеть, простить. Вот эти банальные вещи на самом деле являются добродетелями, которые приобрести можно только путем подвига. Потому что, как я уже сказал, чтобы чего-то добиться, нужно вступить в бой. Я приглашаю всех к посту и желаю помощи Божией. Если что-то не получается, не отчаивайтесь, продолжайте, как спортсмены или воины, свою борьбу, ведь главное — не победа, а участие.
— Владыка, скажите, содержит ли Священное Писание какие-нибудь упоминания о Рождественском посте?
— Рождественский пост существует со времен раннего христианства, примерно с IV века, но по сравнению с Великим он довольно молод и не имеет богатой истории. В Библии о нем ничего не говорится. Его появление связано с большим христианским праздником — Рождеством. Точно так же, как мы готовимся к Пасхе, мы должны готовиться и ко дню пришествия в мир Спасителя.
— В чем заключается отличие Рождественского поста от других постов, установленных Церковью?
— Рождественский пост в народе еще называют Филипповым, так как он начинается сразу после памяти апостола от двенадцати Филиппа. Если говорить об уставных особенностях, то этот пост менее строг, нежели Великий. Это выражается в том, что Великим постом мы отказываемся от любых продуктов животного происхождения, также от растительного масла, которое можем вкушать только в субботу и воскресенье, в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим и в полиелейные праздники.
Рождественским постом в субботние и воскресные дни, в полиелейные праздники, которых больше, чем в Великий пост, разрешается вкушать растительное масло и рыбу. Однако если полиелей выпадает на среду, пятницу или любой день предпразднства, употребление перечисленных продуктов не допускается. В дни предпразднства пост усиливается, не предполагая никаких послаблений. Употребление рыбы, которое разрешалось в течение поста, тоже более не дозволяется. В канун праздника — Навечерие, или Рождественский сочельник, — вкушать пищу, за исключением сочива или колива, не принято до первой звезды, то есть до вечернего времени, но каждый определяет меру поста для себя в этот день по собственным силам.
Рождественский пост, как и другие посты, дает духовную нагрузку, позволяющую внутренне подготовиться к празднику. Человек отказывает себе во многих житейских радостях, научается смирению, терпению и воздержанию, получает надежду на совершенствование. Святые отцы называют пост временем подвига, временем, когда духовные немощи обостряются из-за того, что мы находимся в угнетенном состоянии — ограничиваем и утесняем себя. То есть страсти становятся видны нам, а значит, мы можем потрудиться, побороться с ними и одержать победу.
— Изменяется ли богослужение в Рождественский пост?
— В богослужениях, совершаемых по монастырскому уставу, конечно, есть определенные изменения. На приходах же ничего существенного мы не наблюдаем — совершаются те же утренние и вечерние службы. Единственное, после праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы начинают звучать катавасии Рождественского канона «Христос раждается, славите», стихиры Рождеству Христову. И чем ближе праздник, тем больше появляется стихир.
— Можно ли из года в год открывать для себя что-то новое в богослужении и молитве Рождественским постом? На что бы Вы посоветовали обратить внимание?
— Я советую обратить внимание на утренние и вечерние богослужения периода предпразднства, начинающиеся с вечерни 2 января. Нужно обязательно посетить эти службы, так как они, в особенности утреня, вечерня и малое повечерие, пронизаны глубокими и возвышенными богословскими размышлениями о тайне Боговоплощения, спасении рода человеческого через рождение Христа от Девы, Его страдания и крестную смерть. Эти молитвенные тексты не могут не тронуть.
Конечно, не у всех есть возможность посещать богослужения постом, но в предпразднство действительно стоит бывать в храме чаще, тем более что по Промыслу Божиему в светском календаре это праздничные выходные дни. Это принесет человеку духовную пользу.
— Рождественский пост, несмотря на строгость, почему-то воспринимается как радостный. Согласны ли Вы с этим мнением?
— Для православного христианина время поста — любого, не только Рождественского, — вообще время радостное. Как говорит апостол Павел: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Это значит, что подвиг для христианина — благо. Я знаю людей, с радостью ожидающих пост, потому как для них это время надежды, изменения внутреннего мира, борьбы со страстями.
Пост — это всегда труд и подвиг. Все зависит от отношения человека к своему деланию. Рождественский пост людьми воспринимается как нестрогий. Литургическая жизнь не изменяется, отсюда и прохладное, поверхностное отношение, следствие которого — искушения и даже падения. В монастыре говорят, что Рождественский пост приносит больше трудностей, чем Великий. На мой взгляд, это связано с тем, что мы не тщательно готовимся и не серьезно относимся к этому посту. Я бы пожелал всем Рождественским постом проявить то же усердие, что и Великим — собраться с мыслями, приложить усилия и принять пост не как перемену блюд, а как духовную работу.
— Что нужно сделать, чтобы Рождественский пост стал радостным?
— В данном случае человек должен пересмотреть свое отношение к жизни. Если следовать мирской логике, современному призыву: «Бери от жизни все», если воспринимать свое существование как возможность получить какие-то материальные временные блага, то вряд ли и верующий, и неверующий человек будет счастлив. Почему? Потому что сегодня он что-то получил, а завтра потерял. Какое может быть утешение? А в пост вообще нужно добровольно отказаться от чего-либо, что тоже не в радость.
Но если относиться к своей жизни не как к возможности что-то стяжать, а как к возможности пожертвовать, послужить, принести пользу Церкви, людям, себе, в конце концов, то результат будет иным. Время поста — это время приобретения, время, когда мы можем проявить себя. Святые отцы часто сравнивают духовную жизнь со спортом или военной службой. Тот же апостол Павел уподобляет христиан, подвижников благочестия соревнующимся атлетам. Это действительно удачное сравнение. Хороший воин или спортсмен, если не будет тренироваться, вступать в борьбу, участвовать в соревнованиях, не сможет себя проявить. А хороший военачальник внимательно смотрит за тем, как его воины ведут себя в походах, насколько они доблестны, самоотверженны, насколько стойко переживают лишения ради всеобщего блага. Как правило, именно подвиги, достижения помогают продвинуться по службе, стяжать венцы и награды. То же самое касается и духовной жизни, в частности поста.
— Хотим мы того или нет, вокруг предновогодняя суета, развлекательные мероприятия, праздничное настроение. Мы вынуждены радоваться мирской радостью. Возможно ли совмещать пост с современной жизнью?
— Думаю, да. Мне часто задают вопрос, почему нас постигла такая несправедливость — праздновать Новый год постом. На это можно ответить только одно: не Церковь перешла со старого стиля на новый, не Церковь изменила календарь. В Церкви все как было, так и осталось: сначала христиане готовятся к Рождеству, потом празднуют Новый год. В светском обществе получилось наоборот. Люди готовятся к Новому году, считая пост помехой. Но это ведь неправильно. Ничто не мешает нам готовиться к Пасхе и совершать Великий пост. На Страстной седмице некоторые вообще не вкушают пищи. При этом Пасха и пасхальное богослужение дарят такую радость, с которой никогда не сравнятся никакие чувства, вызванные светскими торжествами.
Другими словами, все возможно, если человек серьезно относится к своей вере, в чем-то сдерживает и понуждает себя, прислушивается к опыту и традициям Церкви, соблюдая порядок, — в пост постится, в дни особого поминовения поминает усопших, в праздники веселится и ликует. Величайшая мудрость Церкви и заключается в том, что всему свое время.
Что касается праздничного настроения, а точнее магазинного ажиотажа, с каждым разом все больше отдаляющегося от Рождества, то это не более чем коммерческий проект. Не секрет, что для жителей Европы и Америки, по сути являющихся христианами, неважно, православными, католиками или протестантами, Рождество ассоциируется не с пришествием в мир Богочеловека и Спасителя, а с огромными скидками на новогодних и рождественских распродажах. Светское общество живет по принципу развития страстей и удобопреклонности ко греху, чем часто пользуются. Мы, христиане, хотя это и понимаем, но, к сожалению, порой не удерживаемся, поддаваясь этому настроению. Но одно дело — быть предупрежденным и останавливать себя, и совсем другое — с головой кидаться в этот омут и ни о чем другом не помышлять.
— Владыка, как Вы думаете, чему учит нас Рождественский пост?
— В Рождественский пост мы ждем чуда — пришествия в мир Богочеловека. На неделе перед праздником все богослужебные песнопения и каноны наполнены духом ожидания: вот Господь рождается, вот Он здесь, рядом с нами. Пост — это всегда ожидание встречи с Богом. А Рождественский пост — еще и наше шествие навстречу Христу подобно волхвам и пастухам.
В это время мы можем научиться смирению. Не в том смысле, что кто-то или что-то нас будет смирять, а в том, что как бы мы ни постились, не всегда все получается. Духовенство и миряне признаются: каждый пост они встречают с надеждой на великие свершения, а в итоге видят, что со многим так и не справились. Не нужно озлобляться и черстветь сердцем. Нужно смиряться: «Да, Господи, я совсем не то, что думал о себе раньше». Смиряясь, мы сможем по-иному отнестись к ближнему — понять, что он так же несовершенен, может ошибаться, ему может быть так же тяжело и плохо, а значит, его можно пожалеть, простить. Вот эти банальные вещи на самом деле являются добродетелями, которые приобрести можно только путем подвига. Потому что, как я уже сказал, чтобы чего-то добиться, нужно вступить в бой. Я приглашаю всех к посту и желаю помощи Божией. Если что-то не получается, не отчаивайтесь, продолжайте, как спортсмены или воины, свою борьбу, ведь главное — не победа, а участие.
28 ноября 2016 г.
Теги: Рождественский пост.
Поделиться в: