Поклонение волхвов
Тропарь и кондак передают нам самую суть празднуемого события. И в тропаре, и в кондаке Рождества Христова мы встречаем упоминание о путешествии волхвов, звездам поклонявшихся и звездою же наученных кланяться солнцу правды – Спасителю нашему. Не удивительно, что этот Евангельский сюжет привлекал внимание многих иконописцев и художников.
Вслед за Вифлеемской звездой
Кто же они, таинственные мудрецы, которых Вифлеемская звезда привела ко Христу? Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему, – повествует евангелист Матфей (2, 1-2). Древнегреческий историк Геродот поясняет нам, что в глубокой древности волхвы были членами религиозной общины, жившей где-то на берегах Каспийского моря. В последнем столетии до Рождества Христова они стали жрецами религии Персии – зороастризма. В Вавилоне, главном городе Персидской империи, простиравшейся к востоку от Иудеи, волхвы были не только священнослужителями, но и астрологами, и целителями. Как и евреи, зороастрийцы верили в Единого Бога. А также в то, что Ему противостоит дух зла. И что конечная победа в этой борьбе будет одержана добром благодаря приходу Мессии или Спасителя.
Поэтому неудивительно, что волхвы отправились в дальний путь, чтобы принести дары Царю царей. Ладан, символ божественности, получали из ароматной смолы при подсечке коры очень редкого ладанового дерева. Он использовался во многих священных ритуалах. Золото, знак царственности, в древности считалось земным веществом, обладающим неземными свойствами, ведь его цвет не бледнеет, а поверхность не тускнеет. Смирну, которую получали из пахучей смолы редких деревьев, использовали для бальзамирования умерших знатных лиц.
Путеводная звезда привела волхвов вначале ко двору царя Ирода – маниакально жестокого человека, который пришел в ярость от одного известия о рождении нового Царя. Так в Иерусалиме узнали о рождении Мессии. Коварный Ирод, желающий Его немедленной смерти, направил мудрецов в Вифлеем с поручением разузнать и доложить ему, где родился Спаситель.
С помощью Вифлеемской звезды волхвы разыскали Младенца-Мессию, поклонились Ему и вручили привезенные дары. После этого Ангел открыл им коварный замысел царя Ирода, и потому, не заходя в Иерусалим, волхвы покинули Иудею другой дорогой.
Узнав об этом, царь Ирод пришел в ярость и приказал убить всех младенцев до двух лет, поскольку выведал у волхвов возраст того, кого они искали. Но Ангел сказал Иосифу, чтобы тот вместе с семьей бежал в Египет и оставался там, пока не умрет Ирод. Существует мнение, что именно привезенные волхвами дары помогли Святому Семейству прожить на чужбине не менее двух лет.
Предание сохранило имена волхвов – Мельхиор, Гаспар и Валтасар. А также то, что они приняли Крещение от апостола Фомы, который проповедовал Евангелие в Персии. Память их празднуется в день Рождества Христова.
Фигуры на иконе Христова Рождества изображают этих волхвов, но в то же время глубоко символичны. В них видят язычников, со временем пришедших ко Христу, в отличие от пастухов, символизирующих Израильский народ. Это и три расы, и три части света, и три возраста. Прийти ко Христу может каждый. Причем своей дорогой: кому-то путь в душевной простоте укажет Ангел, а кого-то приведут знания. Но после того, как человек встретил Бога и поклонился Ему, вести по жизни его должен свет Христовой Истины, а не измышления астрологов.
Творение Ботичелли
И на Западе, и в России рождественские сюжеты привлекали внимание многих художников. «Поклонение волхвов» Сандро Ботичелли – одна из самых европейских картин на эту тему. Причем прославленного мастера, видимо, так привлекал этот сюжет, что за свою жизнь он написал не менее семи версий картины. Но, пожалуй, самая известная была написана ориентировочно в 1475-1478 годах, сохранилась до наших дней и находится в галерее Уффици во Флоренции.
В центре многолюдной картины – Богородица с Младенцем. Она восседает среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского. Позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на Спасителя. На этом евангельские герои на картине заканчиваются, остальные персонажи – жители Флоренции и современники Ботичелли.
В образе волхвов он изобразил трех членов семейства Медичи: Козимо Старого, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей – Пьеро ди Козимо (коленопреклоненный волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Все трое ко времени написания картины были уже мертвы, а Флоренцией успешно управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи «Великолепный», также изображенный на картине вместе со своим братом Джулиано. В эти годы во Флоренции зрел заговор против клана Медичи – покровителей наук и искусств. Художник дает понять, что жители города поддерживают правящее семейство.
Картина написана по заказу состоятельного флорентийца Гаспаре ди Дзанобе дель Ламы, члена гильдии искусств и ремесел города Флоренции и придворного Медичи, для часовни в базилике Санта-Мария-Новелла. Считается, что Боттичелли изобразил заказчика справа в светло-синем одеянии, указывающим на себя и смотрящим прямо на зрителя. Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в желтой мантии у правого края картины.
Обращение именно к этому сюжету в творчестве Сандро не случайно. Семья Медичи состояла в одном из самых влиятельных религиозных братств Флоренции – Братстве трех волхвов, которое устраивало проходившее через весь город многолюдное костюмированное шествие, сильно напоминавшее языческий карнавал. А в центре картины – Богоматерь с Младенцем. И как же важно не забыть, к Кому и зачем приходят с востока волхвы.
Фрески Дионисия
Русским современником Сандро Ботичелли был иконописец Дионисий. Считается, что он появился на свет около 1440 года, а умер не раньше 1502 и не позже 1525 года. О юности Дионисия сведений сохранилось очень мало, можно предположить, что отец его был человеком небедным, раз отдал сына учиться изографному ремеслу.
Первая известная современникам работа мастера – роспись храма в честь Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря. Молодой иконописец трудился там в семидесятых годах под началом своего учителя, некоего мастера Митрофана. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия преподобного Андрея Рублева – те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета.
Московский князь Иван III, увидев фрески Дионисия, в 1481 году пригласил молодого живописца работать над росписями Успенского собора Московского Кремля. После выполнения этого заказа иконописец получил официальный титул «преизящный мастер».
«Фрески, принадлежащие кисти великого русского иконописца XV века Дионисия, – высочайшее по степени развития и по самобытности явление нашей национальной культуры. Они увенчивают собой эпоху небывалого расцвета искусства на Руси XIV–XV веков, справедливо называемую Золотым веком иконописи. Творчество Дионисия и его великих предшественников Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева раскрыло поразительную высоту духовной жизни Руси того времени, позволив в полной мере рассматривать иконописание как особый образ выражения богословской мысли», – отмечает Е.В. Данилова, искусствовед и соавтор проекта «Свет фресок Дионисия – миру».
Но не все так благостно было в религиозной жизни Руси XV века. С 1471 года начинает свое распространение ересь «жидовствующих». Еретики отрицали догмат о Святой Троице, Божестве Иисуса Христа, учили, что времена Ветхого Завета еще не закончились, а Дева Мария вовсе не Богородица.
Прославлению Божией Матери, Ее земной жизни и значению для православных христиан посвящены росписи собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Он был основан в 1397 году преподобным Ферапонтом – учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Сегодня именно благодаря этим росписям монастырь известен во всем мире.
Фрески выполнены с учетом архитектурных особенностей здания и отличаются мастерством композиции. Это можно отнести как к размещению фресок, так и к каждому отдельному сюжету. Все изображения выглядят невесомыми, устремленными вверх. Еще одной из особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность.
Среди сюжетов – скачущие волхвы и поклонение волхвов Младенцу Христу. Считается, что Дионисий изобразил в их образе себя и двух своих сыновей-иконописцев Владимира и Феодосия. Они склоняются перед Матерью Спасителя и приносят Богомладенцу дары, призывая современников вспомнить, зачем человеку даются талант, мудрость и знания.
Марина Шмелева
На заставке картина Сандро Ботичелли «Поклонение волхвов», 1745 год.
5 января 2018 г.