Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Можно ли заниматься спортом на стадионе «Динамо»? Как относится Православная Церковь к законопроекту о посмертном донорстве?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Поясните, пожалуйста, можно ли заниматься спортом в спортивном зале стадиона «Динамо» (на дальних от входа трибунах)? На месте стадиона, как Вы знаете, находился Александро-Невский собор, ныне утраченный. Станислав

Уважаемый Станислав! Всем, кто спрашивает моего совета, я не благословляю заниматься спортом или развлекаться на территории ныне варварски разрушенного кафедрального собора Александра Невского, где по сей день находятся захоронения почивших саратовских архипастырей.

Подскажите, как относится Православная Церковь к вопросу о внесенном законопроекте о посмертном донорстве? Если коротко, в Госдуму внесен законопроект, по которому россияне получат право фиксировать свое согласие на посмертное изъятие органов. Будет создана база данных «согласных». Конечно, дело каждого, разрешать или нет использовать свои органы после смерти для пересадки другим людям. Если Бог это допускает, значит, это Ему угодно. А если Богу угодно, то праведно для любого человека. Но не будет ли искушения для нечистых душою медработников сознательно погубить подходящего для изъятия нужного органа человека, чтобы нажиться на трансплантации? Вячеслав

Уважаемый Вячеслав! Я думаю, нет ничего плохого в том, чтобы разрешить посмертно использовать свои органы для трансплантации. Что касается злоупотреблений... Мы живем в такое время и в таком мире, что злоупотребления бывают абсолютно во всем. Но стоит ли ради этого протестовать в принципе против такой возможности — завещать свои органы для спасения других людей? Я не уверен, потому что дело это хорошее, я бы даже сказал, близкое христианскому самопожертвованию.

Я адвокат по уголовным делам и, защищая человека, я невольно становлюсь сопричастным с ним к осуждению свидетелей, потерпевших, судей, следователей, прокуроров. Понимаю, что это грех. Но в моей работе с этим приходится сталкиваться вот уже более 20 лет. Где же та тонкая грань между осуждением и рассуждением, обсуждением?! Священники на мой вопрос говорят: поступайте по закону. А я и поступаю по закону, иначе не могу ни в силу закона, ни в силу адвокатской этики, но это не решает эту проблему и проблему любви к ближнему. Помогите разобраться. Николай

Уважаемый Николай! Я могу ответить Вам то же, что и другие священники: соблюдайте закон и следуйте своей совести. В Вашей работе особенно необходима добродетель рассуждения. Если же Вы видите (а такие случаи бывают), что формальное следование логике закона может повредить человеку невиновному или даже уничтожить его, тогда, я думаю, что единственный для Вас выход — отказаться от участия в этом процессе. Другого выхода я не вижу.

Владыка, Вы привели в одном из своих интервью слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Спасаяй да спасет свою душу... Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно...». Хотелось бы услышать об этом подробнее. Александр

Уважаемый Александр! Дело в том, что человека, приходящего к Богу, подстерегает одно очень распространенное искушение: он начинает видеть, как всё плохо вокруг него. Почему я говорю, что это искушение? Потому что правильный настрой христианина — видеть, как плохо у него внутри, в его сердце, как неправильно живет он сам. Но это трудно и больно, поэтому не каждый человек готов к таким выводам и к внимательному наблюдению за самим собой. Гораздо проще увидеть недостатки вокруг нас — тем более, что их действительно много. И если у человека нет опытного наставника, часто он начинает считать «целью» своей христианской жизни борьбу с другими. Кто-то «спасает» Церковь, кто-то начинает обличать всяческие пороки, на которые у него вдруг открылись глаза, и которые встречаются и в миру, и, к сожалению, в Церкви.

Всем известны примеры, когда уверовавший член семьи начинает с усердием, достойным лучшего применения, насильно «воцерковлять» своих родных: заставляет их поститься, молиться, ходить в храм, совершенно не задумываясь, что они пока еще не готовы к этому; не беря во внимание то, что некоторое время назад он и сам не думал ни о Боге, ни об исповеди и причастии, ни о посещении богослужения. Те, кто сталкивается с таким человеком, не только не приходят в восторг от его усердия, а, наоборот, бегут от него со всех ног…

Это и является более подробным толкованием слов святителя Игнатия. Примерно о том же говорит и преподобный Амвросий Оптинский: «Знай себя, и будет с тебя». Человеку, который пришел к Богу и вступил на путь христианской жизни, заповедано только одно — оплакивание своих грехов и исправление своей собственной жизни. Бросаться сломя голову осуждать и исправлять окружающих — это неправильно, мы к этому не призваны, и мы этого делать не должны. В большинстве случаев это ни к чему хорошему не приводит, а ведет только к конфликтам, разъединению, спорам, немирным отношениям — ко всему тому, в чем нет Христа.

Многие святые говорили об этом. Можно вспомнить и преподобного Серафима Саровского: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Любое исправление окружающей нас действительности начинается с исправления самого себя. Все, что мы можем сделать для наших ближних и дальних — для Отечества, для семьи, для мира — это стать настоящими христианами, жить по евангельским заповедям. Ни в коем случае не покушаясь своей немощной рукой остановить то отступление, которое мы видим вокруг себя.

Здравствуйте! Хотел бы узнать, почему настоятели некоторых приходских храмов стараются использовать труд иноверцев, не приглашая местных жителей на строительные работы или по уходу за участком вокруг храма. Если и приглашают, то во славу Божию. Мы несем в храм свои честно заработанные средства или копейки из своих мизерных пенсий, а батюшка отдает их чужим людям. Не секрет, что их диаспоры привозят в Россию наркотики или производят паленую водку. Поэтому на рынке труда они предлагают самую низкую цену за свои услуги, чем и привлекают работодателей. Александр

Уважаемый Александр! Если Вы живете в нашей епархии, то назовите, пожалуйста, храмы и конкретные случаи, когда такое происходило.

Я во многом с Вами согласен, и лично я всегда стараюсь и призываю других использовать труд местных работников — естественно, если этот труд адекватен. Потому что, к сожалению, мы живем сегодня не только в расцерковленной стране, но и в стране, где забыты основы нормальной трудовой дисциплины, утеряны многие трудовые навыки. Зачастую те, кого Вы называете иноверцами, быстрее, качественнее и дешевле выполняют необходимые работы. А любой настоятель еле сводит концы с концами. И он должен постараться найти тех, кто сделает ту или иную работу максимально качественно и с минимальными затратами. И я не могу осудить его за это. Поэтому если не находится подходящих предложений на рынке труда от наших соотечественников, местных жителей, то приходится нанимать приезжих. Я буду рад, если эта ситуация изменится.

Здравствуйте, Владыка! Скажите, как относиться к тому, когда видишь, что священник и тем более архиерей поступают не по-Божьему? Они же должны служить примером для нас, грешных. Если архиерею священник не понравился, он его начинает притеснять, унижать, говоря: не хочу тебя здесь видеть, езжай в другое благочиние. Отпадает всякое желание жертвовать на храм, когда видишь, что для церкви деньги становятся культом. Я понимаю, что в храм мы идем молиться Богу, но не замечать все это не получается. Когда видишь недобрые отношения между священниками. Может, лучше молиться дома, чтобы всего этого не видеть? С уважением, Николай

Уважаемый Николай! Я думаю, таких выводов делать не надо. Я все-таки считаю, что случаев, когда архиерей начинает притеснять священника потому, что он ему «не нравится», или не бывает, или они бывают крайне редко. Как правило, люди, смотрящие со стороны, не знают всей ситуации — как она развивалась, что произошло на самом деле,— но видят очень небольшую часть, которую можно сравнить с верхушкой айсберга. Честно говоря, я вообще не представляю себе случая, когда архиерей старается избавиться от священника просто потому, что он ему «не нравится» при том жесточайшем дефиците кадров, который у нас есть. Если действительно архиерей употребляет какие-то прещения к священнику, то, как правило, это вызвано объективными причинами.

Еще хочу сказать: ни в коем случае не надо рассматривать снятие священника с настоятельства как наказание. Я уже не раз говорил об этом, отвечая на вопросы: обязанность настоятеля — быть не просто хорошим священником, но и хозяйственником, заниматься большим количеством вещей, которые требуют труда, усилий, забот, хлопот, но не приносят ни морального, ни материального удовлетворения. И иногда бывает так, что настоятели этих обязанностей не выполняют, и даже не хотят себя ими обременять. Поэтому приходится снимать их и переводить на другие приходы.

Уважаемый Владыка! Подскажите, на какие средства наше духовенство бывает за границей? По роду своей работы часто выезжаю за границу в рабочие командировки. Летом одного священника я видел в Италии, а другого в августе или сентябре в Греции. Подскажите, это были рабочие командировки духовенства или отдых? С уважением, Владимир

Уважаемый Владимир! Я думаю, что батюшки, о которых Вы говорите, были на отдыхе. Не вижу в этом ничего плохого. Каждый священник получает денежное вознаграждение, оно не очень велико и примерно равняется средней заработной плате в нашем регионе. Это вполне позволяет священнику накопить денег, скажем, на отдых в той же Греции, который сегодня часто стоит дешевле, чем отдых в Сочи или в Крыму. Поэтому я ничего не имею против этого. Кроме того, у некоторых батюшек есть духовные чада, которые иногда просят сопровождать их в поездках по святым местам — по той же Греции, Афону, Святой Земле, — и оплачивают эти паломничества. В этом я тоже не вижу ничего плохого, если подобные поездки не мешают основным обязанностям священника.

Вопрос по этике внутрицерковных отношений. В церкви идет архиерейское богослужение. Подходим к неучаствующему в богослужении священнику (например, занятому требами) и просим благословение, а он не дает, так как Архиерей на территории церкви. Я понимаю, что по уставу на архиерейском богослужении благословляет только Архиерей. Это не вызывает сомнений. Но причем тут благословение священника вне богослужения, хотя и на территории церкви? Олег

Уважаемый Олег! Наверное, батюшка здесь немного перестраховался. Конечно, строго говоря, в непосредственном присутствии Архиерея батюшка благословлять не должен, просто потому, что источник всех прерогатив и прав священника — это Архиерей. Все, что делает священник, он делает от имени Архиерея: совершает Божественную литургию, таинства и так далее. Поэтому и на архиерейском богослужении его право благословлять упраздняется. На территории храма, в случае, который Вы описываете, священник мог Вас благословить, но, видимо, решил перестраховаться. Дело это понятное и вполне простительное.

 

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
 
 

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Комментарии
Egor
Для разрешения вашего вопроса необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею с прошением о благословении на совершение венчания без государственной регистрации брака. Опишите в прошении ситуацию и приложите, по возможности, копии документов, подтверждающих невозможность заключения государственного брака в настоящее время.
Поделиться в: