Когда брак благословляют
Сегодня многие пары, вступающие в брак, желают укрепить свой союз Таинством Венчания. Однако нередко возникают проблемы, мешающие совершить это таинство. За помощью люди обращаются в епархиальную дисциплинарную каноническую комиссию, которая и выносит свой вердикт. Председателя комиссии протоиерея Александра Писларя мы попросили разъяснить некоторые вопросы, связанные с этим таинством.
– Отец Александр, скажите, чем руководствуется ваша комиссия, вынося то или иное решение, касающееся Таинства Венчания. Гражданский суд опирается на Конституцию и законы, а чем руководствуется Церковь?
– Так же как и в юридической практике, мы в поисках ответа обращаемся к Закону, к церковным источникам, прежде всего к Священному Писанию, к различным церковным документам и постановлениям. Но мы живем в конкретных исторических условиях, и, зная, как следовали тем или иным церковным канонам ранее, должны понимать, как их целесообразно применять в наше время.
– Как вы поступаете, если видите, что люди, пришедшие венчаться, не понимают духовного значения брака, их привлекает лишь красота обряда?
– Поверьте, таких сейчас почти нет. Уходит в прошлое такое поверхностное отношение к Таинству Венчания, когда в нем привлекала лишь внешняя сторона. Это настроение было характерно для 90-х годов, начала 2000-х. Тогда стали открываться храмы, и действительно появилась мода на венчание. Сейчас, к сожалению, возникла другая отрицательная тенденция: люди не только не хотят венчаться, но и регистрировать гражданский брак. Они вообще не желают связывать себя какими-то обязательствами. В Церковь же приходят пары, готовые на духовном уровне связать себя обязательствами перед Богом и друг перед другом. Они приходят не за красотой обряда, как вы говорите, а за благословением их брака, и это радует.
– Скажите, отец Александр, возможно ли венчание без гражданской регистрации брака, если будущие супруги настаивают на том, что им не нужен штамп в паспорте? Они готовы нести ответственность перед Богом, но не перед государством.
– Периодически такие посетители приходят в нашу каноническую комиссию. Наш долг разъяснить им, что такой брак Церковью не благословляется. Сначала надо вступить в брак по закону общества, а затем уже просить Церковь освятить его. Так было везде и во все времена, в том числе и в России до 1917 года. Сведения о браке записывались в метрические книги, это и был акт гражданской регистрации. Поскольку мы жили в православной стране, то этими полномочиями обладал священник, он у себя на приходе вел архивные метрические книги, где и регистрировал основные акты гражданского состояния, т.е. рождение человека, венчание и смерть. После отделения государства от Церкви эта функция была передана государственным учреждениям. Но порядок не изменился. Сначала люди должны зарегистрировать свой брак, что накладывает на них юридические обязательства, показывает серьезность их намерений. И в том случае, если они верующие, супруги приходят в храм для освящения брака через Таинство Венчания. Кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).
– Бытует довольно распространенный предрассудок, что венчанный брак можно «развенчать».
– Непонятно, откуда взялось заблуждение о существовании некого церковного действия, которое называют таким странным словом – «развенчание». Это абсолютно не соответствует действительности. Церковь благословляет браки, но никак не разрушение семьи, апеллируя к Священному Писанию: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). Церковь может только констатировать, что данная семья в результате каких-то человеческих грехов пришла к своему краху, разрушилась. Это была воля людей.
Единственное, в чем участвует Церковь, – это исследование вопроса, насколько расторжение брака было оправдано с точки зрения канонов. Но это происходит тогда, когда люди намереваются вступить в новый брак и вновь венчаться. По церковным канонам, приходской священник не может благословить второбрачную пару, этот вопрос решается только архиереем. И тогда наша комиссия расследует, по каким причинам расторгнут первый брак, кто виновен в этой семейной драме, кто в ней потерпевший.
Невиновный в разрушении семьи имеет право вступить в повторный церковный брак, а виновник должен понести покаяние, возможно, епитимью, и только после этого он получит разрешение архиерея на второй брак. Это правило было впервые принято в синодальный период в 1904 году, причем в этом документе указывался и срок епитимьи – четыре года. Прошло более ста лет, сейчас такого наказания уже не существует, но по-прежнему со стороны виновника требуется глубокое покаяние и искреннее желание не повторять своих ошибок в новом браке.
– И сколько же раз можно ошибаться?
– В виде снисхождения к слабостям человека и трудностям одинокой жизни Церковь по святым канонам — это прежде всего правила святителя Василия Великого — допускает в определенных случаях вступление во второй и в третий церковный брак, но не более.
– А что Вы скажете о возрасте?
– Особое благословение архиерея требуется для людей, желающих венчаться в возрасте от 60 до 80 лет. То есть в этих случаях требуется обращаться в каноническую комиссию. Нижний возраст вступающих в брак совпадает с понятием гражданского совершеннолетия – 18 лет.
– Отец Александр, но в исключительных случаях, а они не так редки, государственные учреждения позволяют регистрировать пары, не достигшие совершеннолетия. Это происходит, когда будущие супруги ждут ребенка. Церковь не откажет им в венчании?
– Церковь с пониманием относится к таким ситуациям, и это не лояльность Церкви, а опять же имеющееся на этот счет каноническое основание. Дело в том, что понятие церковного совершеннолетия в разные времена было разным. В Византии, например, допускался брак в 13 лет, какое-то время в России регистрировали четырнадцатилетних, особенно ранние браки были распространены среди крестьян. И в наше время, если речь идет о рождении ребенка, Церковь, конечно же, признаёт этот брак, но венчание совершается только тогда, когда супругам исполнится 18 лет.
Беседовала Ольга Стрелкова
30 января 2018 г.