Всю жизнь — со Христом
Впервые в Покровске (Энгельсе) проходит выставка, посвященная саратовским новомученикам. Ее открытие прошло 13 сентября в краеведческом музее. Это событие приурочено к празднованию Собора Саратовских святых. Экспозиция «За Христа пострадавшие» — это совместный проект Покровской и Саратовской епархий, Саратовского областного музея краеведения, Энгельсского краеведческого музея, ОГУ «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе».
Наши святые земляки
В рамках экспозиции представлены два выставочных проекта. Выставка «Гонения на Русскую Православную Церковь в Саратовском крае» рассказывает о драматических страницах истории Православной Церкви в Саратовском крае в первой половине ХХ века, о судьбах и подвиге пострадавших за веру подвижников благочестия. Дополняет экспозицию выставка «История православных церквей слободы Покровской», основанная на архивных документах, уникальных фотографиях и печатных изданиях. Она рассказывает о судьбе шести православных храмов Покровска, пять из которых были уничтожены в годы безбожия, о жизни их служителей и прихожан, о церковно-приходских школах и духовных училищах.
Открытие выставки прошло очень торжественно и началось с выступления архиерейского хора Свято-Троицкого собора г. Энгельса. Затем перед собравшимися выступил Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, который обратил внимание на исключительную важность этого события — своими глазами мы можем сегодня увидеть лица тех, кто не отступил от правды, кто остался верен Христу и своим принципам даже перед лицом смерти. Их пример так важен сегодня для нас, и особенно для наших детей, тех, кому еще предстоит выбрать свой путь, свои идеалы.
К лику святых были причислены 12 священнослужителей земли Саратовской: священномученик Гермоген (Долганев; † 1918), епископ Тобольский; священномученик Герман (Косолапов; † 1919); священномученик пресвитер Михаил (Платонов; † 1919); священномученик пресвитер Косма (Петриченко; † 1937); священномученик пресвитер Дионисий (Щеголев; † 1937); священномученик пресвитер Сергий (Кудрявцев; † 1937); священномученик пресвитер Иоанн (Днепровский; † 1937); священномученик пресвитер Петр (Покровский; † 1937); священномученик пресвитер Николай (Амассийский; † 1938); священномученик пресвитер Иоанн (Заседателев; † 1942); преподобномученик Нифонт (Выблов; † 1931); мученик Александр (Медем; † 1931). Стоит узнать об этих людях как можно больше, вглядеться в их лица, запомнить и передать своим детям их имена. В этом может помочь музейная экспозиция.
Но данная выставка рассказывает не только о тех, чья святость подтверждена документально, но и о подвижниках благочестия, чья возможная канонизация еще впереди. Со стендов на нас смотрят люди, которые жили на нашей земле, учились, создавали семьи, радовались простым вещам, были очень разными, со своими слабостями и недостатками, и вряд ли они думали, что им предстоит повторить подвиг первых христиан — выбрать Христа и умереть. На самом деле их было гораздо больше, возможно, тысячи — тех, кто, не сомневаясь, пошел на свой крест. Их имена известны Богу, а нам еще предстоит знакомство с их подвигом.
Лица, ставшие ликами
Фотографии, размещенные на стендах, попали в руки историков из архивов, следственных материалов, семейных альбомов. Потомки саратовских подвижников делились с организаторами выставки всем, что знали, что сохранилось в семейных архивах.
Священник Максим Плякин, один из авторов и создателей экспозиции, рассказал мне, что, изучая архивные материалы, он обнаружил среди новомучеников и своего вероятного родственника по материнской линии. Такие открытия еще больше приближают нас к святым, Господь как бы показывает, что святым может и должен стать каждый христианин, нужна только решимость и верность Богу до последнего мгновения жизни.
Отец Максим поделился также трогательными воспоминаниями о том, как находились изображения новомучеников. Нельзя забывать, что в 30-е годы прошлого века принадлежность к священническому роду могла очень плачевно сказаться на судьбе человека. И многие уничтожали все свидетельства своего родства со священником, все фотографии, документы. Вот и внучка священномученика Михаила Платонова знала о нем только, что у нее был дедушка Миша, а его изображение впервые увидела уже на иконе. Единственное фотографическое изображение святого Михаила удалось найти лишь на общем снимке, сделанном во время позорного судебного процесса над саратовским духовенством.
Когда создавалась икона Собора Саратовских святых, найти изображение святого Николая Амассийского не представлялось возможным, и было принято решение, чтобы иконописец писал некий обобщенный образ, что и было сделано. А вскоре в редакцию газеты «Православная вера» обратились его родственники, которые принесли его фотографии — еще семинариста и семейную. И оказалось, что иконописец, не видя фотографий, ухватил главные черты святого Николая…
На иконе Собора Саратовских святых изображен сонм святых, подвизавшихся в пределах Саратовской митрополии, 12 угодников Божиих. На них исполнилось обещание Спасителя, обращенное ко всем христианам: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10). Двенадцать добрых наставников и учителей саратовской паствы, они были причастны к ней либо по происхождению, либо по трудам, либо по кончине и теперь являются ее Небесными Покровителями.
Несколько историй святости
О ком-то известно достаточно много, подробности жизни других известны меньше. Вот лишь несколько историй святости.
С 1903 по 1912 год Саратовской и Царицынской епархией управлял епископ Гермоген (Долганёв; 1858–1918). Он родился в семье священника, который впоследствии принял монашество и был возведен в сан архимандрита в саратовском Спасо-Преображенском монастыре. Окончил юридический факультет Новороссийского университета, прошел также курс математического факультета, слушал лекции и на историко-филологическом факультете университета. Окончил Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
Служение Владыки отличалось неослабевавшим горением духа: его трудами процветала миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял сам епископ, и он же руководил ими. С большой любовью и уважением относился к святителю Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря, что за судьбу Православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов, память 28 ноября ст. ст.) продолжат его дело. Предрекая мученическую кончину святителя, батюшка писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге, Господь отверзает Небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
С 8 марта 1917 года — епископ Тобольский и Сибирский. 15 апреля 1918 года в Тобольске прошел большой крестный ход, после окончания которого епископ был помещен под домашний арест. Священномученик Гермоген был убит 29 июня 1918 года. Прославлен в лике святых в 1998 году.
5–6 октября 1918 года в Саратове прошло показательное судилище над духовенством и мирянами Саратовской епархии. К смертной казни были приговорены епископ Вольский Герман (Косолапов) и настоятель Свято-Серафимовского храма Саратова священник Михаил Платонов. Они были казнены 10 октября 1919 года.
Епископ Герман (в миру Николай Васильевич Косолапов) родился в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. Окончил Саратовскую первую мужскую гимназию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. До хиротонии занимал должность ректора Владимирской духовной семинарии. После ареста 24 августа 1918 года настоятеля Свято-Серафимовской церкви Саратова священника Михаила Платонова (за проведенную панихиду по царственным мученикам, написание и распространение литературы против советской власти) дал благословение Епархиальному совету прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения.
Ввиду наступления войск А. И. Деникина постановлением Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, заседавшей 8 октября 1919 года, они были приговорены к расстрелу. По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян.
Священномученик Косма Петриченко родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии в 1869 году в крестьянской семье. До революции он занимался крестьянским трудом и не получил духовного образования. В 1928 году он был рукоположен и служил в Рыбушке до закрытия храма в 1935 году. 31 октября 1937 года он был арестован. 14 ноября заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области постановило: Петриченко К. Н. расстрелять. Приговор был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года.
Верные Богу
Сотрудник Саратовского краеведческого музея, один из создателей выставки Андрей Боровский считает, что знать о святых своей земли очень важно уже потому, что невозможно держать в своей памяти имена всех святых Православной Церкви, а Саратовские новомученики — это те люди, чьей кровью освящена наша земля, чьи потомки живут среди нас.
— Когда соприкасаешься в архивах с подробностями их судеб, узнаешь, насколько живыми людьми они были… Это очень трогает, особенно когда убеждаешься, что даже в мелочах, в своей семейной жизни они всегда были со Христом, это и объединяет их такие разные судьбы, — поделился своими переживаниями Андрей Александрович. — Лично мне очень близки святой Косма Рыбушанский — простой крестьянин, принявший на себя священство в самые опасные годы гонений на Церковь, и граф Александр Медем, немец по происхождению, который не был священнослужителем, и чья непоколебимая верность Богу сделала его святым.
Празднование Собора Саратовских святых — это еще одно напоминание о том, что вся наша история стоит на крови мучеников и что все сокрытые до времени подвиги жертвенности и победы над страхом обязательно откроются нам в нужное время и укрепят в вере.
Елена Гаазе
14 сентября 2012 г.