Что нужно для дружбы?
Священника и мирянина? Священника и священника? Мирянина и мирянина? А так ли это важно? Уважай, уступай, прощай – вот что важно, вот те самые «три кита», что поддерживают по-настоящему крепкие человеческие отношения. В этом убежден Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, с которым мы беседуем о правилах жизни в Церкви и за ее пределами.
– Владыка, мы с Вами говорили, что служение священника необычно, его и самого воспринимают как необычного человека. Наверное, его общение с людьми тоже в каком-то смысле необычно и имеет свои особенности. Вот, например, могут ли у батюшки быть друзья, хорошие близкие знакомые из числа прихожан, духовных чад? Есть ли у Вас такие люди?
– Конечно есть! У священника могут и должны быть друзья и знакомые. Потому что священник тоже человек. И ему свойственно проявлять нормальные человеческие чувства, совершать нормальные человеческие поступки. Приходской батюшка должен являть прихожанам пример не только сосредоточенной и напряженной молитвенной жизни, но и почтительного отношения к ближним, которое проявляется в манере общения с семьей: детьми, супругой, родственниками, знакомыми, соседями.
Другое дело – жизнь в монастыре, где действуют свои особенные правила. К примеру, братии не положено иметь близкие отношения, тесно общаться друг с другом – это отвлекает от молитвы, подвижнической жизни. Поэтому, чтобы сохранять внимание, всегда быть собранным и сосредоточенным, в обителях принято соблюдать дистанцию. На московском подворье Троице-Сергиевой Лавры, где я жил и воспитывался, братия старалась исполнять все надлежащие правила, в том числе касающиеся общения, и, тем не менее, сохраняла добрые человеческие взаимоотношения. С большинством тех людей, с кем я начинал монашескую жизнь, мы до сих пор поддерживаем связь, несмотря на то, что прошло уже много лет, и все мы служим в разных уголках России.
Безусловно, нормальные человеческие отношения строить нужно. Но в них ни в коем случае не должно быть искусственности. Как это зачастую бывает, конструируя свой мир, молодежь, хотя не только молодежь, считает друзьями тех, кто ими вовсе не является. Человек просто назначает себе друзей, потому что так надо: «У меня должен быть друг, вот он или она им и будет». А кто такой друг? Что такое дружба? Дружба складывается годами, десятилетиями, проверяется как благоденствием, так и искушениями. Ни для кого не секрет, что настоящая, крепкая мужская дружба часто начинается с драки, конфликта или взаимной обиды. И со мной такое было: в детском саду, в школе. Да что говорить, и в духовном отношении такое тоже случается. Помню, меня пригласил на встречу директор крупной коммерческой организации. После приветствия он на повышенных тонах просто обстрелял претензиями Церковь, храм и меня лично. Видимо, он хотел поговорить о чем-то наболевшем со священником, и так вышло, что этим священником оказался я. В общем, происходящее выглядело странно и даже отчасти забавно, и мне не придумалось ничего лучше, чем ответить этому директору в таком же ключе. Конечно, это перечеркивает все советы, о которых мы ранее говорили, зато результат есть – с этим человеком мы тогда же примирились и довольно хорошо общаемся до сих пор.
В острой ситуации может оказаться любой из нас. Не нужно этого бояться или избегать, потому что только преодолевая, разрешая трудности, можно многое понять, многому научиться. Вот мы часто судим окружающих по первому впечатлению. К примеру, малоцерковные люди признаются, что не ходят в храм, потому что видят там тех, в чьи религиозные чувства они не верят – чиновников, коммерсантов, людей состоятельных и занимающих высокие посты. Но откуда нам известна глубина их душ, сердец? Почему мы считаем, что для них закрыто познание Бога? Знаю многих, кто пришел в храм случайно, и первое время действительно просто ставил свечки, задавал глупые вопросы, рассуждал поверхностно, порой негативно отзывался о духовенстве, храме, даже о Боге. Но как бы там ни было – в храм человека привел Господь. И если ты как священник это понимаешь, начинаешь с ним общаться, то и перемены не заставят себя ждать. А вообще, мне кажется, любой человек может вспомнить что-то такое, за что ему сегодня будет или стыдно, или смешно.
– Но согласитесь, бывает, что именно коммерсанты и чиновники очень быстро находят общий язык со священником, архиереем. И именно к ним духовенство проявляет больше внимания и снисхождения, нежели к простым людям.
– Да, такое бывает. И если пришлось с подобным явлением столкнуться, не стоит унывать и отчаиваться. Есть много хороших, добрых пастырей, которые не руководствуются коммерческими, личными интересами, а с одинаковой заботой относятся ко всем прихожанам. Однако очень часто священнику приходится думать не только о возвышенных, но и материальных вещах: как храм отреставрировать, как школу воскресную содержать. К кому с данным вопросом, как не к власть имущим, обратиться?
Поверьте, на внутренние компромиссы идти нелегко. Это отнимает очень много сил. Кто читал книгу Епископа Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», помнит слова о том, как некогда «церковные администраторы отстаивали интересы Церкви, в том числе и ценой своей печени». Это неправильно, но иногда по-другому решать какие-то проблемы невозможно. Кто-то осудит за это батюшку, а кто-то поймет. Сложный вопрос. Но все же хороший священник найдет возможность уделить внимание каждому.
Хотя бывает и по-другому: батюшка рад пойти на контакт, только вот людям это не нужно. Здесь все зависит от конкретного человека. Я пришел в храм юношей и помню, что тогда мне встретились хорошие, внимательные священники, отзывчивые, неравнодушные прихожане. Разумеется, не у всех обстоятельства складываются именно так, но это не значит, что добрых мирян и священников вообще не существует.
– Владыка, вернемся к разговору о дружеских отношениях священнослужителя и мирянина. Скажите, какие правила церковного этикета необходимо соблюдать?
– У человека нет никого ближе родителей. Мы любим их, но вместе с тем с детства мы учимся уважительному обращению с отцом и матерью, с членами семьи вообще. Мы учимся соблюдать некоторую дистанцию. Например, когда-то к родителям было принято обращаться «на Вы», потому что это подчеркивает особое благоговейное отношение к старшим. Обычно люди спрашивают: «Зачем брать благословение и целовать руку священника?». Но в дореволюционные времена, а в некоторых странах Востока эта традиция и до сегодняшнего дня жива, дети испрашивали благословения на какое-нибудь дело, целуя руку родителя.
Как подобный обычай соблюдался в России в XVII веке, описал путешественник архидиакон Павел Алеппский. Он некоторое время прожил в Москве и какие-то особенности русского быта ему запомнились. В частности – царская трапеза, во время которой государь всем гостям – воеводам, князьям, боярам – собственной рукой раздавал кушанья, прежде всего хлеб. В этом действии кроется глубокий смысл – к человеку, который оказал благодеяние, нельзя относиться без должного уважения, благоговения. Да по-другому и невозможно. Точно такие же правила действуют в Церкви. Целуя руку священника, мы просим Самого Господа благословить нас, просим пастыря помолиться за нас.
Да и вообще, всегда ко всем людям мы должны относиться с уважением, вне зависимости, кто перед нами – священник или мирянин. Для дружбы должна быть взаимная симпатия, общие интересы и взгляды на те или иные вопросы. Но как бы близко люди ни общались, они должны иметь чувство меры и соблюдать правила приличия. Большую роль в этом играет воспитание, которое человек получает в семье и от которого зависит, как будут складываться его отношения с окружающими, как будет складываться его жизнь.
– На какие темы предпочтительнее общаться со священником, а каких лучше не касаться?
– Всегда есть темы, вызывающие неприязнь, заставляющие испытывать неудобство и даже боль. Вот таких тем и стоит избегать. Общение, дружба, как и настоящая любовь, – это поиск компромисса. Не зря говорят, что крепка не та семья, где не ссорятся, а та, где умеют признавать ошибки и мириться. Не зря говорят, что самые серьезные конфликты возникают между родными людьми. Но если ты человека действительно считаешь родным, нуждаешься в нем, укроти свою гордость, уступи и сделай шаг навстречу первым. Ведь страшно видеть, как порой самые близкие друг другу люди, поругавшись, могут молчать не то что месяцами – годами! Конечно, конфликтов нужно избегать. Однако не всегда это возможно – какая дружба без разногласий, да и не всегда полезно. Периодически необходимо отстаивать свое мнение, но при этом – не забывать прощать и просить прощения. Если этому не учиться, то и дружбы, хороших отношений не создать и не сохранить.
– Владыка, о чем общаются священники между собой?
– Ничто человеческое священникам не чуждо, но определенные особенности в общении у духовенства на самом деле есть. Многие священники и архипастыри с благоговением говорят о временах, когда можно было действительно общаться. В замечательной книге «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима» приснопамятный владыка Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) вспоминал, как раньше священнослужители при встрече обсуждали не просто насущные проблемы, а возвышенные, богословские темы.
Безусловно, интересы пастырей в чем-то отличаются от интересов мирянина. Большинство вопросов о богослужении, пастырской практике и церковной жизни, скорее всего, человеку мирскому будут непонятны. Но вообще батюшки имеют широкий круг интересов: кто-то интересуется литературой, искусством, музыкой, кого-то привлекает спорт, современные технологии, машины. Каждый священник – разносторонне развитый человек и может общаться практически на любые темы.
Беседовала Дарья Хохлова
2 марта 2018 г.