Подлинный призыв Великого поста
Продолжается Великий пост, а мы с вами, дорогие читатели, продолжаем изучать главную богослужебную книгу – Триодь Постную. Мы уже говорили о том, какое настроение возникает у верующего человека, внимательно слушающего в храме тексты этой удивительной книги. Сегодня поразмышляем над тем богатством смыслов и образов, которые таят в себе песнопения предстоящих великопостных седмиц.
Светлая печаль и тихая надежда
Известный литургист Алексей Афанасьевич Дмитриевский писал, что современные ему христиане почти совсем утратили правильное понимание Великого поста. Причина – незнание текстов главной богослужебной книги Святой Четыредесятницы. «Незнание Триоди – главная причина, почему в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение поста, что мало-помалу обратило пост в соблюдение чисто формальных “предписаний” и ограничений в пище. Подлинное вдохновение и призыв Великого поста в настоящее время почти утеряны, и единственная возможность их вновь приобрести – это внимательное слушание всех песнопений Триоди», – соглашается с ним протоиерей Александр Шмеман.
Прошло сто лет, но и сегодня далеко не все христиане знакомы с текстами Триоди Постной. В эту книгу входят все песнопения (стихиры и каноны), библейские чтения на каждый день поста, начиная с Недели о мытаре и фарисее и заканчивая вечерней Великой Субботы. Тексты Триоди проникнуты духом покаяния и светлой надежды. Ожидание и предвкушение Пасхальной радости проходит через весь пост и придает настоящий смысл постному подвигу.
Силою Креста сохрани нас, Господи
Но Пасхе предшествуют страдания Христа. Крест Господень станет оружием против козней диавольских не только в Евангельской истории, но и в жизни каждого христианина. Именно поэтому середина поста – Крестопоклонная. Мы выносим на середину храма крест, чтобы укрепиться духом, попросить его «непобедимой и непостижимой» силы. Эта встреча с оружием великой Господней победы так важна, что Церковь начинает готовить нас к ней уже на предыдущей неделе. «Светлую преходяще постную трапе́зу, вопиим: вся соблюди Господи в мире, всякаго коварства вражия избавляя, и сподоби нас яко преблагий, Крест Твой честный любовию лобызати, имже милости Твоя подая вселенней, едине Многомилостиве» (седален среды третьей седмицы Великого поста).
Мы просим у Бога: «Плоть очистивших от воздержания, и в молитвах просветивших души наша Господи, честный Крест Твой и святый сподоби нас видети, и со страхом поклонитися в песнех поющих, и глаголющих: слава живоносному Кресту, слава божественному копию Твоему, имже ожихом, едине Человеколюбче» (седален на утрене пятка третьей седмицы Великого поста).
То, что для нас, потомков Адама, отрада и утешение, для Богородицы – источник немыслимых страданий. И об этом Церковь также поет в великопостные дни. «Болезни претерпевшая многия в распятии Сына и Бога Твоего Пречистая, воздыхала еси слезящи, и вопияла еси горько: увы Мне Чадо сладчайшее! Неправедно како страждеши, хотяй избавити сущия от Адама земнородныя? Тем Всесвятая Дево, Тя молим верою, милостива нам Сего сотвори» (Крестобогородичен среды третьей седмицы Великого поста).
И вот, наконец, наступает в субботу вечером момент торжественного изнесения креста. Церковные песнотворцы не скупятся на слова в похвальных торжественных гимнах. «Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость» (стихира на «Господи, воззвах…» в Неделю третью Великого поста).
Истинный пост
Пост – это прежде всего размышление о том, что есть истинное покаяние, как нам жить, чтобы стать наследниками Небесного Царствия. «Несть Царство Божие пища и питие: но правда и воздержание со святостию. Темже не богатии внидут в не: но елицы сокровища своя в руки нищих влагают. Сия и Давид пророк учит глаголя: праведен муж милуяй весь день, наслаждаяйся Господеви, и во свете ходяй не поткнется. Сия же вся к наказанию нашему писашася, яко да постящеся благостыню творим, и даст нам Господь вместо земных небесная» (стихира на хвалитех Недели пятой Великого поста).
«В тайне добродетели делающии, духовная воздаяния чающии, не посреде торжищ и распутий являют сия, но внутрь сердца носят паче: и всех видяй бываемая в тайне, мзду воздержания подает нам. Пост совершаим, не сетующе лицы, но в клетех душ наших молящеся, непрестанно возопиим: Отче наш, Иже еси на Небесех, не введи нас во искушение, молимся, но избави нас от лукаваго» (стихира на «Господи, воззвах…» в среду четвертой седмицы Великого поста). Как искусно автор этого небольшого песнопения несколько раз отсылает нас к евангельским поучениям, как уместно приводит отрывок из молитвы Господней! Так писать можно лишь в том случае, когда ум и сердце плавают (по меткому слову святителя Игнатия (Брянчанинова)) в тексте Священного Писания.
Не только в дни подготовительных седмиц, но и во время постного шествия мы вспоминаем евангельские притчи. «Блудно расточих отеческое мое богатство, пуст бых, во стране вселихся лукавых граждан, и безсловесным уподобихся несмысленным скотом, и всякия обнажихся Божественныя благодати. Темже обращься вопию Тебе благоутробному и щедрому Отцу: согреших, приими мя кающася Боже, и помилуй мя» (стихира на «Господи, воззвах…» в среду третьей седмицы Великого поста). Да и как иначе, ведь именно образ любящего, готового простить и забыть все обиды Отца вдохновляет кающихся.
Земной ангел и небесный человек
Как известно, лозунги отвращают, слова назидают, а примеры влекут. Во время великопостного странствия все мы так нуждаемся в добрых примерах, в мудрых словах, рожденных из сокровенного духовного опыта. Именно поэтому четвертое воскресенье Великого поста посвящено преподобному Иоанну Лествичнику. Он не только сам прошел путь высокого аскетического подвига, но и стал учителем для многих монахов и мирян, ищущих спасения. К кому, как не к нему, взывать нам словами песнопений: «Преподобне отче, гласа Евангелия Господня послушав, мир оставил еси, богатство и славу нивочтоже вменив. Отонудуже всем возопил еси: возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную. Ничтоже предпочтите паче любве Его, да егда приидет во славе Своей, обрящете упокоение со всеми святыми, ихже молитвами Христе сохрани, и спаси души наша (стихира на «Господи, воззвах…» в Неделю четвертую Великого поста).
Знаменитая «Лествица» святого Иоанна для многих иноков стала настольной книгой и проводником на пути воспитания добродетелей в своем сердце. «На земли ангела, и на небесех человека Божия, мира благоукрашение, наслаждение благих, добродетелей постнических похвалу, Иоанна почтим: насажден бо в дому Божии, процвете праведно, и яко кедр в пустыни умножи стада Христова словесных овец, в преподобии и правде (стихира на стиховне в Неделю четвертую Великого поста).
Покаяние, меняющее жизнь
Но что же делать всем тем, кто не сумел подобно преподобному Иоанну сохранить чистоту своей души и всецело посвятить жизнь Богу? Кто оступился, быть может, еще до того, как нашел свой путь ко Христу? Церковь отвечает просто – не отчаиваться и надеяться на превосходящую человеческий разум любовь Божию. «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного», – учит нас авва Исаак Сирин. А пример того – житие преподобной Марии Египетской, которое мы вспоминаем на пятой седмице Великого поста.
Нехитрое дело — впасть во все тяжкие. Сколько же блудных детей было у Бога за всю историю человечества! Расточив богатство, данное Творцом, они порой даже находили своеобразное удовольствие в грязи и пороке. Поэтому первая часть жизни Марии не удивила бы никого – мир, к сожалению, тяжело удивить разгулом плотских страстей. «Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови», – замечает авва Исаак. В таком же опьянении прошли и юные годы Марии.
Но покаяние ее, потрясающая решимость в один момент изменить всю свою жизнь, полностью и до конца порвать с грехом способны удивить многих. «В пустыню вселившися твоих страстей образы от души отъяла еси, боговиднейшее изображение в души написавши, добродетелей виды: и толико просияла еси, яко и водами легко преходити блаженная, и от земли взиматися в твоих к Богу молениих: и ныне в дерзновении всеславная Марие Христу предстоящи, молися о душах наших» (стихира на «Господи, воззвах…» в Неделю пятую Великого поста). В этой стихире кратко, но очень емко описана та жизнь, которая привела Марию к святости и к духовным дарам, удивившим преподобных отцов.
Неизвестная, забытая книга
Великий пост длится сорок дней. Его завершение, как и наступление святых дней Страстной, ясно ощущается в пятницу шестой седмицы. Именно поэтический текст из Триоди создает это ощущение завершения и начала одновременно: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе» (стихира на «Господи, воззвах…»).
Протоиерей Александр Шмеман в своей книге «Великий пост» восклицает: «Постная Триодь – неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого поста, но и всего Православия, – “Пасхального” образа жизни, смерти и вечности». В комментариях под этим текстом прочла: «Я считаю себя человеком православным, регулярно посещаю храм, но Триоди до сих пор не знала, не читала. Очень стыдно, ведь мне уже много лет. Обязательно эту книгу куплю». Великий пост продолжается. Самое время последовать примеру этой доброй решимости.
14 марта 2018 г.