Пост с рассуждением
Продолжается Рождественский пост. Перед началом постного подвига мы испросили благословения и молитв духовника. Ведь христианин, полагающийся только на свои силы, на свой опыт, может оступиться. Мы попросили священников из разных храмов нашей епархии поделиться опытом с читателями, ответив на вопросы:
1) Что нужно успеть за время Рождественского поста?
2) Как понимать выражение «пост с рассудительностью»?
Благочинный Федоровского округа, настоятель храма во имя святого великомученики и целителя Пантелеимона с. Степное священник Алексий Каширин:
1) Наша вера намного шире и глубже не то что какого-то периода, но и всей полноты нашей жизни. Поэтому в течение всей своей жизни (а не только поста) нужно успеть соединиться с Богом.
Мы, христиане, называемся воинами Христовыми, и наша жизнь — это служение, и денно и нощно. А дни поста можно сравнить со временем караульной службы. Как воин, когда он находится на посту, не ест и не пьет, бдительно наблюдая за своим постом, так и мы в дни поста, назначенного Церковью, должны отказаться от излишеств в пище, питии и вообще в удовольствиях плоти, бдительно наблюдая за собой, охраняя и очищая себя от греха. «Закон постничества такой,— пишет святитель Феофан Затворник.— В Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодно отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения». А иначе наш пост, состоящий только в отказе от пищи, будет уподоблять нас злым демонам, никогда не ядущим.
2) Живая вера характеризуется твоим личным выбором. Не штампом или указанием как поступить, прочитанном или услышанном где-то, а твоим внутренним решением, исходящим от знания, чувствования, опыта. Это всегда уравнение, ответ которого нельзя нигде подсмотреть. Относительно поста, наше решение зависит от причин, которые можно разделить на две большие группы. Причины внешние (возраст, здоровье, условия труда, отношения в семье, материальные условия) и причины внутренние (воля, дерзновение, сетование о грехах, милость).
Все эти причины должны быть оценены, взвешены и согласованы с духовником. Иначе мы часто просто ищем повод кто к ослаблению, кто к усугублению, а полезно ли это для нашей души? Вспомним также о сильнейших страстях: гордости и тщеславии. Вспомним и святого, которому Господь показал козни дьявола как сети непроходимые. И преодолеть все это можно только с Богом. Наша задача — помогать Богу выводить нас ко спасению. И без рассуждения здесь никак.
Благочинный Андреевского округа, настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий:
1) Рождественский пост — это период, когда нам нужно отрешиться на время от нашей повседневности и задуматься о том, что Бог стал человеком! Есть такое выражение — «самоуничижение Божества». Господь ограничил Себя для того, чтобы приблизиться к нам. Сколько надо было Божественной любви, чтобы не силой, не суровыми мерами попытаться исправить человека, а умалиться до человеческого естества! И для того чтобы праздник Рождества Христова стал для нас днем нашего духовного возрождения, света и радости, за время поста надо успеть усмирить свою плоть и очиститься от грехов. Для этого в пост Церковь предписывает нам умеренное потребление постной пищи, чтобы сделать нашу телесную природу легкой, крепкой, способной подчиняться движениям духа.
2) Как и для всякой добродетели, для поста нужна рассудительность. Воздержание должно быть сообразно с силами, состоянием тела и возрастом конкретного человека. В мере подвига надо избегать крайностей и держаться «золотого срединного пути». Святитель Василий Великий говорит: «Если покой вредит молодому и здоровому телу, то несравненно больше приносит вреда чрезмерный труд больному и слабому телу». Преподобный Силуан Афонский советует: «Надо понуждать себя на добро, но умеренно, и знать свою меру. Надо изучать свою душу, что ей полезно».
Некоторые необдуманно берутся за подвиги и начинают поститься безмерно строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, пост скоро становится для них невыносимым, и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к нему внимательно и постепенно. Как пишет преподобный Кассиан Римлянин: «Человек так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения — забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби — как могущий умереть каждый день».
Клирик Свято-Воскресенского храма г. Покровска (Энгельса) священник Игорь Сергеев:
1) За время Рождественского поста христианин должен отдалиться от суеты, стараться преодолеть все, что отягощает душу, совесть, чтобы встретить праздник с радостью. Если у кого-то есть вредные привычки, пусть старается их побеждать. Если кто-то одержим идеей как можно больше приобрести, тот должен помнить, что корень всех зол на земле есть сребролюбие и любостяжание. Верующие же должны беречься от этого состояния, не влезать в долги ради приобретения того, что излишне.
Очень часто с началом поста христианин начинает замечать в себе рост раздражительности. Причем, какой он христианин, он узнает больше всего из того, как ведет себя дома с близкими. За время поста каждый должен наблюдать за собой: любит ли он ближних, заботится ли о них? Одно из значительных духовных произведений, наиболее полезных и для мирян, и для монахов,— это «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Хорошо будет лишний раз открыть эту книгу и посмотреть, как святые отцы старались исполнить заповедь о любви к ближнему.
2) Правильный пост есть отдаление от греховных привычек, душевных страстей. Когда мы постимся телесно, должны поститься и духовно. Будет очень печально, если мы в своем посте будем подражать фарисеям, которые даже сверх необходимого иной раз постились, но ближнего обижали, имели и зависть, и злопамятность.
Пост, ограничение в пище и удовольствиях — все это как бы «вспахивает землю нашего сердца». Если на эту «землю» не посеять семена молитвы и христианских добродетелей, не постараться направить свою душу по заповедям Господа Иисуса Христа, то пост пройдет впустую. Человек просто будет соблюдать диету, которая к Богу не приближает. И конечно, не молясь, не посещая храм, человек не способен воспринять пользу от поста.
Если ближний не соблюдает пост, то будем помнить слова апостола: Кто не ест, для Господа не ест, ибо благодарит Бога (Рим. 14, 6) — и стараться не осуждать ближних, не требовать от них подвига, к которому они пока не готовы.
На период Рождественского поста приходится Новый год. Этот праздник как раз ясно разделяет людей на тех, которые желают встретить Рождество и духовно готовят себя к нему, и тех, которые очень ценят лишнюю возможность наесться и напиться. Хорошо в канун Нового года вспомнить о том, кого мы огорчили, примириться и как бы подвести итоги года. Можно мирно всем вместе провести тихий семейный вечер.
Настоятель Покровского храма г. Покровска (Энгельса) священник Сергий Сивоплясов:
1) Спешите любить! Нужно ясно понимать, что Православие нельзя определить в какие-то рамки норм и стандартов. Православный человек каждую минуту своей жизни должен искать вечности, притом вечности с Богом. Христос говорит, что должно всегда молиться. Не в пост только, а всегда. Пост — это лишь внешние обстоятельства, в которых Церковь призывает усугубить нашу бдительность на войне с собственной греховной сущностью. Когда хотят взять крепость, то перекрывают туда доступ съестных припасов и воды. Так и в пост, если человек будет ущемлять свои желания за счет воздержания, то враг (страстные желания) сдастся. Но перед тем как сдаться, враг захочет дать отпор, который будет выражаться в увеличивающихся в арифметической прогрессии страстных пожеланиях.
2) Однажды собрались старцы-пустынники у аввы Антония и начали рассуждать с вечера до утра, какая добродетель больше. Одни видели это в усердии к посту и бдению, другие видели в нестяжании и презрении всех вещей, иные считали необходимым отшельничество, некоторые утверждали, что надо исполнять обязанности любви или человеколюбия. Все говорили, и лишь один авва Антоний молчал. И уже бо/льшая часть ночи прошла в этом исследовании, блаженный Антоний наконец стал говорить: «Все это, о чем вы говорите, нужно и полезно ищущим Бога и желающим прийти к Нему. Однако некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывали в пустынном уединении, доходили до крайней нестяжательности и исполняли долг милостыни. Но после всего этого они уклонились от добродетели и впали в порок. По моему мнению, причиною их прельщения и падения был недостаток в них рассудительности».
В каждой добродетели мы обязаны показать рассудительность, и пост не исключение. Пост является несомненной добродетелью христианина, однако если он будет без рассудительности, то может стать причиной греха — тщеславия, гордости, гнева и т. п.
Можно заключить, что как приступающему к какому-либо делу или искусству необходим опытный учитель, так и приходящему к добродетели поста христианину нужен опытный духовный наставник, способный помочь по рассуждению поститься в меру своих сил.
Наталия Комиссарова
27 ноября 2012 г.