Проповедь в среду 5-ой седмицы Великого поста. Мариино стояние.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, на пятой седмице Великого поста мы с вами совершаем службу, которая в простонародье называется стояние Марии Египетской. Мы еще раз прочитываем Великий покаянный канон Андрея Критского. Он, как никакое другое церковное творение, раскрывает перед нами образ того, что есть истинный пост и настоящее покаяние. Покаяние – это возвращение человека к Богу.
Святитель Андрей, будучи подвижником высокой духовной жизни, а также литературно одаренным человеком, в поэтических образах удивительно описывает добродетель и грех. Он предлагает каждому из нас, но прежде всего, обращаясь к самому себе, разглядеть в своем сердце греховные помыслы, страсти и повергнуть их перед Богом. Святой Андрей дает возможность человеку увидеть себя без прикрас. Он приводит массу примеров из Ветхого и Нового Завета, тех людей, которые грешили и одновременно тех людей, которые восстали от греха.
В эти дни Церковь вспоминает еще одну святую – преподобную Марию Египетскую. Мы слышим на этой службе ее жизнеописание. Это удивительный рассказ о том, как преподобная Мария впала в грех и как от него восставала. Без покаяния не может быть истинного поста, а покаяние, как я уже сказал, это возвращение человека к Богу. Преподобная Мария, глубоко пав, нашла в себе мужество и силы восстать от греха. Поверив своему помыслу, она предает своих родителей, уходит, как блудный сын, на сторону далече и в мгновение ока падает. Но, дорогие братья и сестры, не бывает в жизни человека падения, которое совершилось бы внезапно. Падение – это, как правило, следствие помысла, долгого развития мыслей человека. Это своего рода уже эпилог размышлений. А после падения, если человек сразу не обратится к Богу, оно может перерасти в страсть.
Преподобная Мария Египетская встала на путь греховной жизни. Семнадцать лет она предавалась страшному распутству. Но, видимо, в жизни ее было и нечто доброе. И мне кажется, дорогие братья и сестры, прежде всего – это ее огромное сердце, в котором была любовь и жажда Истины.
Она увидела людей, которые отправлялись в Иерусалим из Египта на поклонение Кресту Господню. Тогда, в конце V века, Иерусалим был процветающим христианским городом. Собор Воскресения Христова над Гробом Господним хранил главную святыню – Животворящее древо Креста Господня, которое в свое время было обретено святой царицей Еленой. Тысячи людей приходили в Иерусалим, чтобы поклониться этим святыням.
Мария отправляется в Иерусалим, но по большому счету, она не понимает, зачем. Она не думает об истинном поклонении, угождении Богу, она едет туда грешить. В Иерусалиме, на Святой земле она предавалась еще большему распутству, чем у себя в Египте. Когда наступил праздник, она вошла в храм, как сделали все люди. Но все входили, а ее сила Божья не пускала. И тогда Мария стала размышлять: почему с ней это происходит.
Многие из нас поступили бы совсем не так, как преподобная Мария. Когда у нас что-то не получается, мы начинаем роптать, гневаться. Попробуйте кого-нибудь в храм не пустить, особенно из тех, кто много лет ходит! Но преподобная Мария догадалась, что не человеческая сила не пускает ее. Она стала молиться. Когда у человека что-либо не получается в жизни, прежде всего нужно помолиться, как бы прийти в себя, подумать: может быть есть какие-то серьезные причины, из-за которых не получается то, чего нам так хочется? Может, есть на то воля Божья, чтобы не искали мы просимого, а просто смирились и приняли то, что Господь хочет послать нам. Преподобная Мария увидела икону Богородицы. И в мгновение ока она поняла – ее блудная жизнь, вот что является истинной стеной между ней и Богом.
Когда человек ищет Бога, покаяние настигает его в одну секунду. Если мы честно обратимся к Господу и скажем: «Господи, помоги мне разобраться в себе. Помоги мне понять, чем могу я быть виноват перед Тобой», Господь сразу даст ответ. И преподобная Мария поняла это в мгновение, она осознала, что ее жизнь не соответствует ни месту этому святому, ни святыне, к которой она пытается прорваться, ни ее званию христианки. И она стала просить у Бога прощения, каяться. И тут же смогла войти в храм.
Преподобная Мария вошла в церковь, приложилась к Святому Кресту, получила просимое. И возникает вопрос: как каждый из нас поступает в то мгновение, когда мы получаем просимое? В лучшем случаем, мы скажем: «Слава Тебе, Господи». А в худшем и этого не говорим. Да что говорить про Бога! К сожалению, очень мало людей, кто может сказать спасибо своим близким, родным, своим благодетелям. Получил просимое – и только видели человека, выбежал из храма, даже перекреститься забыл.
Но преподобная Мария, выйдя из храма, подошла к тому самому месту, где ее осенила Божественная благодать. Она, снова подняв глаза к иконе Божией Матери, попросила указать дальнейший путь покаяния. Это и благодарение, и продолжение молитв, а самое главное – решимость изменить свою жизнь полностью. Мало сказать спасибо, мало сказать прости, нужно как блудный сын, найти в себе мужество, встать и пойти к своему родителю, пройти через пустыню, через какие-то трудности.
Преподобная Мария Египетская услышала голос: «За Иорданом найдешь себе успокоение». Она отправляется на берег реки Иордан, от Иерусалима по нашим русским меркам это совсем недалеко. Она достигла берега священной реки и там в храме причастилась Святых Христовых Таин. Потом она переправилась на другой берег Иордана и ушла в Иудейскую пустыню. Пустыня – страшное место, где нет ничего живого, лишь по весне появляется небольшая растительность. И вот там святая начинает подвижничать.
Когда ее встретил старец Зосима, Мария прожила в пустыне уже сорок семь лет. Семнадцать лет боролась она с тяжкими страстями, с помыслами, которые ей приходили на ум, и потом еще тридцать лет жила в спокойствии. Хотя, братья и сестры, мы лишь можем догадываться, что это было за спокойствие. Наверняка ей было очень и очень непросто.
Современному человеку непонятно, как можно без каких-то развлечений, без каких-то утешений прожить сорок семь лет. Бывает, что мы стоим на молитве, в храме, а мысли наши разбегаются, люди думают обо всем и ни о чем одновременно. А здесь годы. Конечно, ей было очень непросто. Но святая наполняла свою жизнь молитвой к Богу, Господь давал ей силы. Преподобная Мария ощущала Божественную благодать, голос Божий, который раздавался в ее сердце, и это помогало находить ей правильный путь и преодолевать все трудности.
Когда встретил ее преподобный Зосима, жизнь святой уже клонилась к закату. После знакомства со старцем преподобная Мария прожила всего лишь один год. Причастив ее Святых Христовых Таин, старец еще через год узнал, что именно в этот день преставилась Мария ко Господу. Преподобный рассказал о ней миру. Это житие на протяжении многих столетий одно из самых увлекательных и популярных чтений в православной среде.
Эту жизнь можно назвать чудом и примером для каждого христианина. Но Господь дает увидеть эту жизнь не для того, конечно, чтобы нас удивить или вызвать уныние – потому что нам кажется, что все это было когда-то, а нам ничего подобного достичь нельзя. Но святые отцы говорят нам, что добрый пример должен возбуждать в человеке ревность. И если что-то не получается у нас, то это вовсе не повод для уныния, ведь уныние бывает от гордости. Да, мы, наверное, вряд ли смогли уподобиться Марии Египетской. Но Господь говорит: «Сделай хотя бы что-то». Хотя бы просто скажи: «Господи, помилуй меня!» Хотя бы чуть-чуть потерпи и не допусти развитие тех или иных страстей в сердце.
Читая покаянный канон Андрея Критского, слыша житие преподобной Марии, будем и мы надеться на Господа. Будем помнить и знать, что Богу нужно сердце наше. Бог ждет обращения и покаяния человека. Он поможет, укрепит, даст силы пройти нам этим путем и встретит нас, как встретил блудного сына его любвеобильный отец.
Молитвами преподобной матери нашей Марии Египетской, Господи, помилуй всех нас. Храни вас Господь, дорогие братья и сестры. Аминь.
+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
21 марта 2018 г.
21 марта 2018 г.