Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Истина, открытая в диалогах

Каждая книга – это диалог автора со своим читателем или хотя бы попытка такого диалога. Поэтому, открывая новую книгу, мы получаем уникальную возможность – поговорить с человеком, которого, возможно, уже нет в этом мире, приобщиться к его жизненному опыту. Тем более уникальную возможность дает нам знакомство с трудами святых, среди которых письменное наследие новомучеников и подвижников благочестия ХХ века занимает особое место.
 

Десять бесед о Православии

«Даже одно-единственное письмо дает ощутить характер и черты личности, почувствовать его голос. Еще важнее проповедническое наследие. Это уже духовная школа, голос назидания и заботы. Ничто не может заменить такого прямого, открыто звучащего голоса, такой полноты общения», – отметил в одном из своих интервью протоиерей Сергий Правдолюбов, в семье которого несколько священномучеников, пострадавших за веру. 

Именно таким разговором – вдумчивым, интересным, заставляющим по-новому взглянуть на привычные понятия – становится прочтение книги протоиерея Валентина Свенцицкого. К тому же она так и называется – «Диалоги», отражая содержание данной работы. 

В книге приводится десять бесед между неверующим интеллигентом и православным священником. Хотя даже в первой беседе сложно назвать собеседника батюшки неверующим, скорее он сомневается и очень хочет найти истину, а представление о Православии искажено множеством штампов, субъективных и откровенных мифов. В книге читатель не встретит ни долгих исторических отступлений, ни обличительного пафоса. Поэтому ее легко читать тому, кто и сегодня ищет истину, сомневаясь в догматах Церкви. А также и церковному человеку, который многие основы христианства принял просто на веру и не задумывался над их основаниями. Ведь и педагогу, и простому прихожанину нередко приходится давать, по слову апостола Петра, отчет в своем уповании (см.: 1 Пет. 3, 15), родным, близким, ученикам, коллегам по работе. Да и для собственной духовной жизни очень важно понимать, во что ты веришь, чему Церковь учит, а что приписывает к этому учению мнение людей.

Автор «Диалогов» написал свою книгу в сибирской ссылке в 1928 году, она плод не только его страданий за веру в годы богоборческой власти, но и размышлений и поисков в относительно спокойное предреволюционное время. 

Судьбоносная встреча

Протоиерей Валентин Свенцицкий родился в 1881 году в Казани, в дворянской семье, в которой отец был католиком, а мать и дети – православными. Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери у юного Валентина рано пробудился интерес к религиозным вопросам. 

Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где со временем юноша поступил в Московский университет. Здесь он попал в круг людей, ищущих правды Божией и религиозного возрождения Отечества. Он ищет себя в изучении религиозной философии, выступает в «Религиозно-философском обществе памяти Владимира Соловьева» и Политехническом музее с лекциями на темы: «Христианство и насилие», «Террор и бессмертие», «Атеизм и любовь». Выступления собирают большое количество слушателей. 

Но важнейшим событием в его духовной жизни стало знакомство с великим оптинским старцем преподобным Анатолием (Потаповым). За его доброту и любовь народ называл старца «утешителем». Старец Анатолий и по своему внешнему согбенному виду, и по своему смиренному обращению с людьми напоминал преподобного Серафима Саровского. 

От старца Анатолия отец Валентин принял благословение – учиться непрестанной молитве, внутреннему трезвению. Это старческое благословение он бережно пронес через всю дальнейшую жизнь, оно стало основой его собственного «монашества в миру» и помогло многим людям обрести твердость в вере в эпоху грядущих гонений.

Монастырь в миру

Отец Валентин был священником пламенной веры и непрестанного молитвенного подвига. Соединив дух монашеского «умного делания» и пастырства, он принял на себя крест священнического служения в революционной Москве 20-х годов. Вначале он выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа Святейшему Патриарху Тихону, которого очень любил и уважал. «Может быть, были и есть патриархи эрудированней и внешне как бы талантливее Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый», – говорил отец Валентин.

Летом 1922 года его дважды арестовывали за публичное обличение обновленцев, а затем выслали в Таджикистан. По возвращении в Москву в декабре 1924 года отец Валентин создал общину в храме во имя священномученика Панкратия на Сретенке, где вел еженедельные беседы о преподобном Серафиме Саровском и творениях преподобного Иоанна Лествичника. В 1926 году батюшка был назначен настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца на Ильинке, где также создал крепкую общину. Он ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Таин. 

Отец Валентин проповедовал идею особого пути духовного совершенствования, который называл «монастырем в миру». Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета захлестнула душу. «Дабы оградить душу человеческую от обмирщения, Господь заповедал нам непрестанно молиться. А мы? Мы считаем за подвиг, если раз в неделю посещаем храм. Дома большинство православных христиан лба не перекрестит. Нам некогда. На все есть время – кроме молитвы. Мы забыли, что молитва должна быть главным делом жизни, – остальное приложится», – поучал своих духовных чад батюшка. «Сколько сил демонских торжествует от того, что из нашей жизни уходит молитва и почти ушел пост. Какое торжество над духовной жизнью человеческой, когда подрезаются эти два крыла, возносящие человека над его мирским, плотским бытием! Без молитвы, без поста нельзя строить внутреннюю свою жизнь». Проповеди о сокровенном делании в миру, записанные духовными детьми отца Валентина, распространялись в самиздате и вошли в сборник «Монастырь в миру».

В 1928 году отец Валентин вновь был арестован и сослан в Сибирь на поселение. Главным поводом послужило его открытое несогласие с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского). В этой ссылке отец Валентин написал свои «Диалоги», которые по частям пересылали в Москву, где от руки их переписывали его духовные дети. 

И в ссылке же протоиерей Валентин выстрадал решение вернуться в каноническое общение с митрополитом Сергием, с которым в 1927 году его прервал. Известен текст покаянного послания отца Валентина к митрополиту Сергию, проникнутое глубоким смирением: «Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно. Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со Святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам, не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам. Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас я жду своей кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью. 11/IX – 1931 г. Валентин Свенцицкий». 

20 октября 1931 года отец Валентин скончался в деревушке Тракт-Ужет под Тайшетом после тяжелой болезни, получив полное прощение от митрополита Сергия. Родные получили разрешение перевезти гроб с телом отца Валентина в Москву. Почти три недели шел товарный вагон с телом почившего протоиерея. Гроб с телом отца Валентина прибыл в Москву 6 ноября, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте». 8 ноября начался заупокойный парастас, на который собралось огромное количество народа. После парастаса открыли гроб: отец Валентин лежал как живой, со спокойным, просветленным лицом, без обычных признаков тления.

Наследие для каждого из нас

Книга «Диалоги» – наиболее значительное произведение протоиерея Валентина Свенцицкого, его наследие для каждого из нас. Аргументы духовника обладают такой силой убеждения, что многие люди, прочтя книгу в рукописи, обретали веру и укреплялись в ней, а кто-то находил и свой путь служения Церкви. Той самой Церкви, служению которой посвятил свою жизнь убежденный проповедник слова Божия протоиерей Валентин Свенцицкий. «В Церкви глава Христос, и она вместилище Духа Святого. Поэтому действие в ней силы Божией продолжается. Ты спрашиваешь, откуда люди взяли, как надо совершать таинства, какие надо совершать действия и произносить слова? Это сказала Церковь. В слове Божием даны основные начала всех Богооткровенных истин. Но дальнейшее их развитие, являясь по источнику своему столь же Божественным, раскрывает эти истины в их полноте. Как выросшее, цветущее и дающее плод растение все содержится в зерне, но зерно и выросшее растение – не одно и то же, так и догматы Церкви, все учение о Благодати, весь внутренний порядок церковной жизни содержатся в слове Божием, но Символ веры, учение о таинствах и святые каноны – не то же самое, что зерно их в слове Божием, хотя все они содержатся в этом зерне. Все, что имеет Церковь, создано силою Духа Святого уже в процессе земной ее жизни», – пишет он в своей книге.

Надеюсь, что знакомство с книгой отца Валентина Свенцицкого ответит на те вопросы, которые есть в душе каждого человека, ищущего истину и стремящегося устроить по ней свою жизнь.

Марина Шмелева

 

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: