На пути к успеху
Что такое успех в общепринятом понимании слова? Одни измеряют его в денежном эквиваленте, другие – профессиональным ростом, третьи – популярностью, признанием в обществе, кто-то здоровьем, удачным замужеством и т.д. Порой человек, включившись в гонку за успехом и достигнув желаемого, понимает, что это совсем не то, чего он ждал. Известно, что многие внешне успешные люди оказываются несчастными, одинокими, им плохо и скучно жить. Так что же такое успех в христианском мировосприятии, надо ли православному человеку к нему стремиться? Поговорим на эту тему с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.
– Скажите, отец Аркадий, что такое успех в православном понимании, сочетается ли он с православным мировоззрением?
– Церковь нельзя назвать противницей успеха. Но конечно, в Православии у этого слова смысл гораздо чище и глубже, я бы сказал, нравственнее, чем в мирском его значении.
Само слово «успех» содержит корень «успеть», человек в своей жизни стремится как можно больше успеть, проявить упорство, поставить цель и добиться результата. И это совсем не плохо. Другое дело – какова цель. По сути – это вопрос о смысле жизни, о приоритетах, о цели нашего земного бытия. Для христианина успех может рассматриваться лишь в свете Евангелия. У православного человека, понимающего, что он ходит, как написано в Писании, «перед очами Божиими», есть одна задача всей его жизни – соответствовать замыслу Творца о себе.
Человек как творение Божие имеет свой проект, свой замысел и свою конечную цель – обожение. Поэтому мы, христиане, призваны расставить свои жизненные цели так, как сказано в Евангелие: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). И если человек не отклоняется от замысла Божьего, то, безусловно, будет успешен, каким бы делом он в своей жизни ни занимался.
К сожалению, для многих наших сограждан мерилом успеха сегодня стала погоня за «красивой» жизнью. Человек усиленно пытается облегчить свое существование, освободиться от любых проблем, из нашей жизни уходит христианский смысл, и люди, далекие от Церкви, перестают понимать ее цель.
– То есть современная цивилизация предлагает нам подушку безопасности от всего и вся?
– Да, и эта подушка безопасности выдается за конечную цель, к сожалению. Мы живем в такое время, когда критерием успеха, целью всей жизни для многих становится, прежде всего, безбедное спокойное существование, материальное благополучие, комфорт, высокий статус в обществе. Мы можем стремиться приобрести многое (не обязательно материальные блага, а признание, славу, карьеру, семейное благополучие), но все это утечет как вода, в никуда, если будет потеряно главное. Для христианина цель может быть только одна – стремление к Царству Небесному. Все остальное слишком мелко рядом с ней. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36).
– Но разве христианин не может помимо духовного возрастания думать и о материальных благах, о карьере, о том, чтобы хорошо зарабатывать, иметь возможность жить в хорошем доме, отдыхать, как хочется. Что в этом плохого?
– В этом нет ничего плохого, Церковь не считает материальный достаток чем-то греховным. Бог не хочет для нас нищеты и неустроенности. Господь хочет, чтобы мир, который Он дал людям, был благолепен, удобен для жизни, и для этого надо действительно много трудиться, но при этом не упускать из мысленного взора самое главное.
Ни богатство, ни бедность не являются непременным условием для спасения. Человек испытывается тем, как он переживает свое богатство или нищету. Бог говорит, что трудно богатому войти в Царство Небесное, потому что сам процесс приобретения богатства, чрезмерного накопительства требует много времени и сил и отвлекает человека от поиска Бога. Евангельский образ верблюда, который не может пройти сквозь игольные уши, на самом деле очень выверенный и точный. Накопленный жирок как раз не пускает нас пройти во врата Царства Небесного. То есть нам надо не верблюдом самодовольным быть, а смиренной овечкой, которая в узкое пространство все-таки проскальзывает. Поэтому, если мы от своего богатства не теряем головы, помним о Боге, налаживаем свою жизнь в целом, духовную вместе с земной, тогда достигаем успеха в той и другой вместе.
Совсем не важно, каким делом заниматься, быть врачом, священником, чиновником или учителем – христианство совместимо с любой профессией. Но при этом каждый должен сам себе задать вопрос: тем ли делом я занимаюсь, будет ли мой успех в нем угоден Богу? Святого праведного Иоанна Кронштадтского можно назвать самым успешным священником в российской истории. Господь дал ему все земные блага, которые только возможны были для его времени. Не у каждого купца или крупного промышленника были в обороте такие огромные суммы денег, как у отца Иоанна, и такая огромная популярность. Деньги лились к нему рекой, но он тут же щедро одаривал ими неимущих и бездомных, строил больницы, приюты, школы. Свое богатство он тратил во славу Божию и остался в нашей памяти как человек пламенной веры, глубокой преданности Богу и Его делу.
– Сейчас существуют различные тренинги, на которых учат добиваться успеха в разных сферах жизни. Как Вы считаете, эффективны ли эти курсы и можно ли их посещать православному человеку?
– Христианству почти две тысячи лет, и все, что должно быть сказано на тему человеческого счастья, блаженства, уже сказано. Еще и расшифровано святыми отцами, ничего нового здесь придумать невозможно. Залог человеческого счастья, успеха, как ни парадоксально, состоит в том, чтобы служить другим людям, отдавать себя, жертвовать собой. Этому учит нас Господь. И поэтому, когда нам рассказывают, как преуспеть в жизни, хочется спросить: а кто учителя? Очень часто это люди не просто далекие от христианства, но и духовно больные. Нужно понимать, что как только человек выходит за рамки христианского мировоззрения, ни о какой пользе его устремлений к успеху мы не можем говорить. Люди склонны путать стратегический итог своей жизни и вместо Бога часто выбирают суррогат.
– Поясните конкретнее, что Вы имеете в виду?
– Лидерство, власть, карьера возводятся в культ. Буквально помешанные на собственном карьерном росте, люди готовы идти по головам, устранять любыми способами конкурентов, возвышаться за счет слабости других, грамотно себя подавать, «пиариться», как сейчас говорят. Человека учат самого себя восхвалять, подавать в выгодном свете. Мы постепенно вступаем в такое общество, когда требуется соответствовать внешним стандартам, а если ты не таков, как все, с иным мышлением, не вписываешься в эти стандарты, тебя быстренько укоротят на голову.
Вы видите, какая глубочайшая пропасть между этой сектантской идеологией и смирением как наивысшей христианской добродетелью, которой нас учит Господь, учит Церковь. Не может общество состоять из одних так называемых лидеров, да и сами лидеры, настроенные рваться наверх любой ценой, перегрызут друг друга. Оно будет состоять не из братьев и сестер, готовых жертвовать собой ради ближнего, а из волков, рвущих друг у друга из пасти добычу, не считаясь ни с чем. Такое общество обречено на гибель.
– Возможно, мой следующий вопрос покажется некорректным, но интересно узнать, существует ли понятие карьеры, успеха среди священнослужителей?
– Амбициозный священник – это нонсенс, я таких не встречал. Священник должен быть христианином в квадрате, он ответственен перед Богом и должен стремиться к самоумолению вслед за Христом. У священника другие задачи, очень сложные, тяжелые, отнимающие много сил, времени. Идя по краю пропасти с такой ношей, думаешь о том, как бы самому не сорваться и ношу не уронить.
Здоровое понимание успеха, конечно, есть и у нас. Хочется хорошо выполнить ту задачу, которую Господь возложил на тебя, хочется не подводить свое священноначалие и всегда понимать, что ты выполняешь ту часть работы, которую, простите за мирское слово, разделяет с тобой твоя команда. Работа над собой, духовное возрастание – вот критерии успеха для священника, как и для любого христианина. А где это будет – в сельском приходе или в кафедральном соборе, – не имеет значения. Почитайте жития святых и увидите, как люди, имеющие высокий священнический сан, по мирским меркам, удачную карьеру, бросали все, чтобы уйти в пустыню, затвор и полностью посвятить себя Богу.
– Скажите, отец Аркадий, настраиваете ли Вы своих сыновей на достижение успеха? Как правильно воспитывать детей, чтобы они были успешными, но сохранили бы в себе христианские добродетели?
– Нет никакой разницы между мирянами, священниками или монахами в исполнении заповедей. Перед Евангелием мы все равны, и те требования, которые Господь нам предъявляет, совершенно одинаковые. Определяющее для нас всех одно слово – христианин. И христианин, кем бы он ни был, заботится о том, чтобы его дети получили такое воспитание, которое поможет им в этом мире нести свет евангельского благословения. Твои дети должны быть лучшими во всем, хорошо образованными, успешными. Потому что если христиане будут какой-то серостью, балластом в обществе, – кому мы будем нужны?
– Отец Аркадий, если резюмировать нашу беседу, то мы, православные христиане, не должны из своей жизни исключать понимание успеха?
– Конечно нет. Однако понятие «успешный человек» предполагает гораздо большее для христианина, чем только достижения в бизнесе, творчестве, профессии и т.д. Самый главный и безусловный успех для православного христианина – это воссоединение со своим Творцом. И успех этот будет с большой буквы, к такому успеху мы все должны стремиться.
Беседовала Ольга Стрелкова
5 июня 2018 г.