К Богу – с доверием и любовью
Когда человек начинает ходить в храм, сознательно относиться к своей вере, очень хорошо, если у него возникает много вопросов. Ведь вопросы – простые и сложные, насущные и мировоззренческие – как раз и свидетельствуют о том, что он воспринимает свою церковную жизнь всерьез и по-настоящему. А еще хорошо, если он ищет и находит человека, готового на эти вопросы ответить. На вопросы прихожан Покровской епархии отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.
– В Евангелии говорится: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его (Мф. 10, 34-36). И действительно, много сложностей порой возникает с домашними. Пример: мама некрещеная, как убедить ее креститься?
– Не нужно никого ни в чем убеждать, это дело абсолютно неблагодарное. Самый хороший способ – самому жить по-христиански. Помню, прочел однажды случай из жизни первых христиан. В Римской империи была семья: глава семейства язычник, а супруга у него – христианка. Много-много лет она молилась за своего мужа, ходила в храм и никогда не высказывала недовольства, не пыталась обратить его в свою веру. Просто жила как настоящая супруга, настоящая женщина. Прошло то ли двадцать, то ли тридцать лет. И как-то раз мужчина упал на колени и сказал: «Я хочу принять Христа, хочу креститься». «Почему?», – удивилась жена. А муж ответил: «Я столько лет за тобой наблюдаю. Все эти годы ты меня никогда ни в чем не упрекнула, не пыталась насильно обратить меня в свою веру. Добродетели, которые я вижу в тебе, убеждают меня, что твоя вера истинна. Бог, которому ты поклоняешься, и есть Творец Вселенной, Создатель всего видимого и невидимого». И таких случаев немало бывает.
А когда мы пытаемся лжемиссионерством заниматься – «пилим» кого-то, мучаем, бесконечно пытаемся научить, даже заставить какие-то вещи делать – это лишь отвращает от духовной жизни. Нужно подавать добрый пример. Если и говорить, то лучше издалека, может, намеками какими-то. И самое главное – молиться за человека. Потому что Сам Господь говорит: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44). Вера – поразительное явление. Бывает, что человек долго утверждает, что он не верит. И вдруг в одно мгновение ока происходит его перерождение. Это может быть какая-то экстренная ситуация, выбор между жизнью и смертью. Человек в это мгновение принимает правильное решение и становится христианином.
Нужно, конечно, говорить о вере, но искать для этого какой-то повод, нужное время. Бывает ведь, родители или учителя говорят что-то ребенку, говорят, а он вообще не слышит. А хороший педагог должен найти какую-то форму, нужное слово, мгновение какое-то, когда два слова сказал, и результат достигнут.
– Как вразумить родственницу, которая каждое воскресенье ходит в разные храмы?
– Надо, во-первых, понять, какую цель она преследует, когда ходит в разные храмы? Наверное, она пытается так приобретать новые впечатления. И, конечно, совсем уж страшного в этом нет. Но с другой стороны, у каждого христианина должна быть «прописка» в своем приходе, своя традиция. Потому что храм – это не только место, где ты чувства какие-то испытываешь. Сегодня здесь архиерейская служба, завтра в том приходе какой-то праздник. И человек ходит, впечатления собирает, душу свою питает. А ведь христианин еще должен задуматься: «Что я должен дать храму и той общине, в которой нахожусь?»
Должна быть личная ответственность человека за храм, за то, что в нем происходит. Храм для человека – это место, где его семья, его близкие, родные ему по духу люди. Мы вместе собираемся, вместе молимся, видим те или иные проблемы людей, которые находятся рядом, пытаемся помогать. Поэтому каждому человеку нужно выбрать тот храм, который близок ему по сердцу, по духу, найти там священника, которому он хотел бы исповедоваться. Ну а в какой-то праздник, на архиерейскую службу можно съездить и в другой храм, в этом нет ничего плохого.
– Как простить обиду на родственников мужа?
– Как простить? Да взять и простить. От души!
– Существуют очень страшные поступки, которые сложно понять и объяснить даже самому себе. Молюсь об убиенных во утробе младенцах, но нет уверенности в прощении. На исповеди грех открыт. Что делать?
– Это касается не только греха детоубийства, но и любого греха, любой страсти, которая мучает человека. Если мы поняли, что в чем-то были виноваты, что в нашей жизни есть ошибки, которые мы совершили по тем или иным причинам, то в них нужно приносить Богу покаяние. И если человек кается, то Бог прощает любой грех. Нет такого греха, который мог бы превысить милосердие Божие. Если бы апостол Иуда, который предал Христа, раскаялся, я думаю, что Господь и его простил бы. Ведь и апостол Петр отрекся от Христа. Но он принес покаяние, и Господь его исправил, восстановил в апостольском достоинстве и дал ему надежду. Поэтому, если совесть нас в чем-то обличает, об этом нужно сказать священнику на исповеди, об этом нужно молиться, сердцем своим к Богу обращаясь. И верить, что Бог любой грех прощает человеку.
Господь прощает грех сразу при нашем покаянии, но вот последствия этого греха в течение долгого времени – иногда это могут быть годы, десятилетия – оказывают влияние на человека. Но нужно верить в милосердие Божие, доверяться Богу и понимать, что другого выхода, другой возможности у человека нет. Нужно все терпеть, довериться Господу и отдать Ему свое сердце.
– Обязательно ли постоянно носить крест? Крест есть, но не очень нравится по эстетическим соображениям.
– Крест нужно носить на груди, конечно, постоянно. Хотя у разных православных народов есть свои церковные традиции. Вот, например, христиане-копты живут в Египте среди мусульманского большинства, их десять процентов от общего населения. У них ребенку при крещении наносят татуировку в виде креста, которую нельзя ни смыть, ни спрятать. Такой вот исповеднический подвиг, чтобы христианин ощущал себя таковым в течение всей жизни, чтобы не маскировался под мусульман. У сербов надевают на руку что-то вроде браслета, четок с крестом, у них такая практика. В разные времена у всех народов была также практика ношения на груди креста на цепочках или бечевках. В России это повсеместная практика, которая существует уже много столетий. Священник кроме крестильного креста надевает поверх рясы еще и наперсный.
Что касается эстетических соображений, конечно, надо понимать, что крест – это не украшение, не бижутерия какая-то. Сегодня, к сожалению, можно часто увидеть, как светские люди пытаются использовать религиозную символику в качестве украшения. Для христианина крест – это святыня. Не важно, какой он – деревянный, серебряный, золотой, хоть каменный. Главное – это символ нашего спасения, поэтому к нему нужно относиться благоговейно.
При крещении мы дарим крестик ребенку. Родители и крестные могут выбрать его на свой вкус, благо, что сегодня православные магазины предлагают нам широкий выбор. А если не нравится вам ваш крестик, в конце концов, можно и поменять на другой. Но носить его нужно обязательно, этим вы свидетельствуете о своей вере.
– Страх Господень – что это? И как его правильно понимать?
– Страх Господень – это особое чувство, когда человек в самом хорошем, самом возвышенном понимании этого слова боится Бога. Близким синонимом страха Божьего можно назвать любовь.
Есть три степени возрастания в духовной жизни, три образа молитвы: молитва раба, наемника и сына. Раб трудится, потому что другой возможности у него нет. Он делает свою работу лишь только потому, что не может от этого отказаться, это его обязанность, это некая данность. Он боится наказания и потому исполняет плохо или хорошо свою работу. И часто обращение человека к Богу начинается именно с такого состояния, когда его мучают какие-то страхи, переживания, боль, проблемы. Многие люди приходят в храм, когда все возможные средства перепробованы, когда уже совсем все плохо. И нельзя сказать, что это однозначно плохо – слава Богу, что хоть так человек пришел. Но это только первый шаг, первая ступень, нужно делать следующие шаги.
Дальше человек уже может перейти в состояние наемника, который работает за определенную плату и ожидает награду за усердный труд. В духовной жизни тоже есть нечто подобное. Когда человек возрастает духовно, он уже молится, трудится, совершает какие-то добрые дела не только потому, что боится Бога, а потому, что хочет награду получить.
После этого можно подняться и на следующую ступень – это уже состояние сына или любовь. Когда мы обращаемся к Богу не только с просьбами, но и с благодарностью. Когда мы просто прославляем Христа и выполняем предписанное не в ожидании награды, а потому, что по-другому делать уже не можем. Ведь родители и дети любят друг друга не в ожидании вознаграждения, а потому, что так расположено сердце. По-настоящему любящие дети испытывают по отношению к своим родителям благоговейный сыновний страх – проявление сыновней любви. Мне кажется, страх Божий сродни этому чувству. Бога нужно бояться не потому, что Он покарает, молнии пошлет с Неба, а потому, что страшно Бога оттолкнуть от себя и самому отступить от Бога. Ведь ничего доброго из этого не получится, пустота будет, тягота на сердце.
Подготовила Марина Шмелева
На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.
11 июля 2018 г.