Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Епископ Пахомий: «Я бы хотел пожелать искания Бога»

Долгое время мы были отлучены от Церкви, от своих исконных корней – от православной культуры, которая является духовной составляющей жизни русского человека. В последние годы эти традиции активно возрождаются. Но в атмосфере атеистического безверья уже выросло не одно поколение россиян. И возрождение православных традиций сегодня нередко сопровождается только соблюдением внешних обрядов, за которыми теряются главный смысл и содержание праздников. На эту тему мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.


– Совсем недавно мы отметили великий православный праздник Рождество Христово, завтра христиане будут праздновать Крещение Господне. Этот праздник ассоциируется для многих, прежде всего, с купанием в проруби и святой водой.

– Ни один праздник не обходится без внешних атрибутов, которые заметны и в большей степени доступны пониманию людей. Если мы говорим о празднике Богоявления, или Крещения, то зачастую действительно на первое место выходят традиции, связанные с его внешней стороной, в данном случае с купанием в проруби.

Эта церковная традиция идёт с глубокой древности. Совершив богослужение, причастившись, помолившись, люди отправлялись к водоемам крестным ходом. Там освящалась так называемая «иордань». В странах северных – это прорубь на водоеме, в южных – река или море. Была такая традиция для юношества. В древней Греции, например, священник бросал крест в море, и молодежь ныряла, чтобы его достать и таким образом проявить свою молодецкую удаль. Но это всего лишь внешняя сторона праздника. И если ограничиться одним купанием, прийти к «иордани» повеселиться, разгорячить себя спиртным, то, конечно, смысл праздника разоряется.

Крещение Господне и Богоявление – это праздник высокого богословия, это явление миру Тайны Святой Троицы. В Священном Писании говорится о том, что Христос, придя на реку Иордан, принимает Крещение от Иоанна Предтечи. И в этот момент Бог-Отец свидетельствует о Своем Сыне: на Христа сходит в виде голубя Дух Святой. Отсюда и название праздника – Богоявление. В день праздника и, естественно, накануне христиане отправляются в храм, участвуют в богослужении, причащаются. В этом и заключается смысл любого православного праздника – соборная молитва и вкушение Святых Христовых Таин из одной чаши, когда Церковь становится единой семьей, телом Христовым. По окончании службы по традиции освящается Великая агиасма – крещенская вода.

Kreshenie.jpg– В народе часто разделяют Богоявление и Крещение как два разных дня.

– Это, конечно, неправильно, Богоявление и Крещение – праздник один и тот же, а день, предшествующий ему, – это Крещенский сочельник. Есть очень интересная особенность, связанная с чином освящения воды. В Русской Церкви это особое богослужебное последование совершается дважды – в сам день Богоявления, 19 января, и накануне – 18 января, в Крещенский сочельник, после утренней Литургии, точно по такому же чину. Поэтому часто люди купаются в проруби и накануне Крещенья Господня. Вода сама по себе не освящается, как думают некоторые. Воду освящает Божественная благодать, которую призывает Церковь в своей соборной молитве. Это и участие в Литургии, и совершение чина Великого освящения воды.

Например, в XVII веке в столице русского государства это было действительно всенародное торжество. Государь, который молился в Успенском соборе Московского Кремля, по окончании Литургии в сопровождении сонма духовенства, бояр, стрелецкого войска крестным ходом выходили на Москву-реку, где собирался народ. Рубилась огромная прорубь, строился царский шатер, совершалось богослужение, освящалась вода. И уже по окончании этого чина все желающие могли окунуться в проруби, купали в ней младенцев, детей. Люди благоговейно относились к этой традиции, понимали, что освящение воды возможно только церковной молитвой. Как я уже говорил, сама по себе она своих свойств не меняет.

– А у нас будет совершаться крестный ход к Волге на Крещенье?

– Конечно. Крестный ход отправится к Волге из кафедрального Свято-Троицкого собора в 23 часа. В районе городского пляжа будет оборудована прорубь для купания, где в 23 часа 40 минут совершится чин Великого освящения воды, после чего все, кто пожелает, смогут принять участие в купании. Но, кроме этого, как я уже говорил, вода будет освящаться в храме после Литургии накануне, в Крещенский сочельник, и утром в день Крещенья.

– Некоторые считают, что, окунувшись в прорубь, они смоют таким образом свои грехи, очистятся.

– Это, конечно, суеверие. Если человек не молится, не исповедуется, не кается, не пытается работать над собой, не совершает добрых дел, куда грехи денутся? Вода освящается не магическим способом, а молитвой верующих людей.

– Испокон веков на Крещенье девушки гадают. Всем нам хорошо известны строки Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Как Церковь относиться к гаданиям?

– Эти суеверия почему-то находят благодатную почву в сердцах наших сограждан, и те же самые цивилизованные люди, отрицающие, например, бытие Божие и благодать, которую дает молитва церковная, прекрасно воспринимают традицию гадания, предсказания будущего. И никому в голову не приходит, что это, мягко говоря, просто глупо.

Если говорить о крещенских гаданиях, это абсолютно не христианская традиция. Это языческие предрассудки, пережитки, в начале XIX века они были очень распространены в Российской империи. Но то, как это воспринималось раньше и воспринимается сейчас в наше расцерковленное время, большая разница. Тот же Жуковский, его современники – представители интеллигенции, не говоря уже о простом народе, все-таки воспитывались на крепком фундаменте православной христианской культуры и могли отделить зерна от плевел. Сегодня мы имеем гораздо худшую ситуацию. Весь этот гадательный процесс, псевдомистицизм не перестает интересовать людей, а христианская составляющая православной традиции, которая была полностью выбита, до сих пор еще в полной мере не вернулась в жизнь нашего народа.

– Чтобы Вы хотели сказать, пожелать энгельсским жителям в эти праздничные дни?

– Я хотел бы вернуться к тому, с чего началась наша беседа, и пожелать всем православным христианам внимательно относиться к тому, что мы празднуем. При желании вернуться к своим корням, традициям; прежде нужно узнать, с чем связаны эти традиции, не отнимать у себя главного смысла праздника. Отправляясь на праздничные мероприятия, надо помнить, что Божественная благодать, радость, которую Бог дает человеку, заключается не в бурном праздновании и нырянии в прорубь, если мы говорим, допустим, о Крещении Господнем. Блаженный Августин говорил, что бездна человеческого сердца может быть наполнена только бездной Божества, ничто другое сердце человека не утешит, не успокоит. И я бы хотел пожелать всем искания Бога и обретения Его.

 

Наталья АБРАМОВА


 

Газета «Наше слово – для всех и для каждого», №4

Теги: Крещение Господне, Богоявление, истины и суеверия.
Оставить комментарий
Поделиться в: