Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Прообразы Богоявления

Те прихожане, кто внимательно следит за ходом богослужения, наверняка обращали внимание, что в определенные моменты читаются большие отрывки из Священного Писания. Это паремии — чтения из ветхозаветных, а иногда новозаветных книг Библии. Устав предписывает читать их на великих вечернях в праздники с полиелеем или бдением, на вседневных вечернях во дни Великого поста, на царских часах, на часах во дни Великого поста, на некоторых молебнах, например в чине Великого освящения воды. О паремиях на праздник Крещения Господня расскажет нашим ученикам иеромонах Спиридон (Савин).

Паремия — слово греческое, означает «притча», то есть такое учение, в котором содержится истина под покровом иносказания. Собрание таких высказываний представляет известная книга Соломона — «Притчи». Чтения из этой книги чаще, чем из других ветхозаветных книг, предлагаются в церковных службах. От этой книги название паремий могло распространиться на церковные чтения, взятые из других книг Священного Писания. Кроме того, чтения, известные под именем паремий, потому еще так называются, что многие из них своим содержанием указывают прикровенно, подобно притчам, на лица или события, воспеваемые в той церковной службе, в состав которой входят.

Вот и нам представится возможность вскоре прослушать паремии, читаемые на службах накануне праздника Крещения Господня. На часах навечерия читаются четыре паремии, двенадцать паремий читаются на вечерне и три паремии читаются на водоосвящении. Для того чтобы лучше понимать паремии, обратимся к толкованиям, ведь так важно понимать смысл того, что мы слышим в храме.

Паремии в навечерие Богоявления

На первом часе читается паремия из книги пророка Исаии. Пророк говорит о пустыне, которая призвана возвеселиться. Пустыня жаждущая — это образ и народа, еще не знающего Бога, но стремящегося узнать, и каждой души, которая жаждет истины. Пророк сразу же после слов о радости обращается ко всем, чьи руки и колени дрожат от усталости и страха: «Будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш».

Пророчество об исцелении слепых, хромых, глухих относится не столько к явным чудесам, которые творились у всех на глазах во время земной жизни Спасителя, сколько к духовному состоянию. Без просвещения от Бога и народ, и каждый человек глух, слеп и нем, живя во мраке заблуждения. Когда благодать Святого Духа коснется души, тогда земля ее, как пустыня, напоенная реками, произрастит обильную зелень и будет звенеть от пения птиц. Церковь Божия будет большой дорогой, которая приведет к будущему блаженству.

Паремия эта читается на первом часе потому, что пророческие вдохновенные призывы раскрывают глубину Богоявления: Господь, явившись миру, открывает силу животворной благодати Святого Духа и участие в обновлении жизни Своего Небесного Отца.

На третьем часе читается обращение пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь…». Он говорит здесь не об одних только внешних недостатках, но, главное, делает ударение на лукавстве. Оно-то более всего мешает человеку хранить чистоту. Добро на деле от чистого сердца — вот что хочет видеть Бог у приходящих к Нему. И если мешают этому прежние грехи и привычки, то покаяние привлечет милость Божию. Тогда душа очистится, как очищается от грязи вымытая шерсть. Эти слова пророка Исаии открывают нам буквальное их исполнение во время Крещения Господа и прообразуют Таинство Крещения в Церкви. Им омываются грехи, и им входит человек в общение с Богом через Церковь.

На шестом часе словами пророка Исаии призываются все на источники веселия, чтобы почерпнуть «воду спасения». Эта вода — благодать Святого Духа, утоляющая жажду истины. Она укрепляет волю на борьбу с искушениями, освящает, утешает, низводит душам мир Христов. Призывая радоваться, пророк указывает на главную причину радости — присутствие Божие среди верных Ему. Общение с Богом всей Церкви и каждого человека хранит его от всех врагов и душу украшает доступной полнотой блаженства.

Паремии вечерни праздника Богоявления

Снова, как и на Рождество, звучат слова книги Бытия о творении неба и земли, так как творение и искупление сходятся в одном: заново творится новый человек, оживает древний образ, которым Бог одарил человека. Дух Божий, вдохнувший жизнь в мировой океан, снова делает воды Крещения очистительным средством. Интересна такая деталь: в еврейском тексте книги Бытия слово «Бог» — во множественном числе. Этим подчеркивается участие всей Святой Троицы в создании мира.

Вторая паремия взята из книги Исход не случайно, потому что в строках Исхода голос Божий обращен к Моисею, когда тот молился Богу в душе и услышал повеление всем израильтянам собираться в путь. Моисею нужен жезл, чтобы силой Божией могли воды моря обнажить дно, пропустить израильтян и сомкнуться снова над головами египтян. И здесь вода выступает как проводник силы Божией.

В третьей паремии снова Исход обращает наше внимание на страждущих от жажды израильтян в пустыне. Горькие воды Мерры не утоляли жажды, и израильтяне роптали на Моисея. Горечь Мерры Господь усладил древом, повелев Моисею опустить его в воды. Образ этот всегда прообразует крест (потому читается и на Воздвижение Креста Христова), а в праздник Богоявления напоминает о силе Божией.

Далее звучит четвертая паремия. В книге пророка Иисуса Навина звучат слова Бога, обращенные к Иисусу, призванному заменить скончавшегося Моисея, повествуется о чудесном переходе через реку Иордан, где было явное чудо. Иудеев оно убеждало в истине, которой издавна жили их отцы: Бог хранит Израиль и бережет Свой народ. Хананеев это чудо убеждало в том, что никакая их крепость не устоит, если у израильтян Бог творит такие чудеса. Эти строки о переходе Иордана еще в Ветхом Завете обращают наше внимание на эту реку, ставшую в жизни Спасителя купелью Его Крещения.

Пятая паремия взята из книги Царств, которая ведет нас к Иордану, где должно совершаться чудо вознесения пророка Илии. Он не хотел иметь свидетелей, но не знал, что и Елисей, и ученики пророческие знали о предстоящем «огненном восхождении» проpока. Помолившись, Елисей ударяет по водам сброшенной пророком Ильей милотью и переходит Иордан по дну на другой берег. Церковь призывает вспомнить об этом для того, чтобы увидеть прообраз другого чуда: явление в крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей.

Шестая паремия взята из четвертой книги Царств, которая продолжает нам повествовать о Елисее, ставшем уже известным всем пророком. О нем услышал Нееман, знаменитый военачальник Сирийского царя. Он заболел проказой и, погрузившись семь раз в Иордан, вышел очистившимся. Читается эта паремия в праздник Крещения для того, чтобы очищение Неемана воспринималось как прообраз Крещения, очищающего от всякой греховной скверны.

Седьмая паремия та же, что и на третьем часе. Строки восьмой паремии взяты из книги Бытия и возвращают нас к праотцам. Последние строчки этой паремии напоминают об Иордане — отправной точке в жизни праотца Иакова. Здесь он начал новую жизнь странника, спасающегося от неприятностей и имеющего одну надежду на милость Божию. Потому и читается это в праздник Крещения, что вспоминается Иордан — место многих удивительных и славных явлений силы Божией в истории избранного народа.

Девятая паремия снова из книги Исхода, строки которой говорят нам о Моисее, который, будучи младенцем, был спасен от неминуемой смерти в воде. На Крещение это читается потому, что Церковь часто принимает ветхозаветные события как прообраз Таинства Крещения.В десятой паремии мы слышим о Гедеоне, призванном избавить Израиль от притеснений врагов мадиамлян. На Крещение эта паремия читается потому, что опять же вода (здесь роса) являет миру целительную силу благодеяний Божиих. С момента крещения Спасителя благодать Святого Духа как роса оживляет души, увядшие от зноя страстей.

Одиннадцатая паремия возводит нас на гору Кармил вместе с пророком Илией. Паремия эта читается в праздник Крещения потому, что огонь, испрошенный у Бога пророком, был прообразом действия Святого Духа, явленного Богом на Иордане в момент крещения.

Двенадцатая паремия взята из четвертой книги Царств, и мы переносимся в Иерихон времен пророка Елисея, когда именем Божиим он благословил источник. На Крещение эта паремия читается потому, что в этот день освящаемой воде также испрашивается благодать исцеления душ и телес.

На водоосвящении

Первая паремия та же, что и в первом часе, а третья повторяет читаемую на шестом часе. Вторая же паремия — из книги пророка Исаии. Пророк Исаия зовет всех идти на воду. Здесь это образ благодати Святого Духа. Как вода, она утоляет жажду истины, освежает, укрепляет, ободряет человека.

Далее пророк говорит о том, что вера, утоляя духовную жажду, делает человека равнодушным к земным благам. Те, кто счастьем считают достижение изобилия всех благ, могут этого добиться (и то не всегда), но вместе с тем узнают и глухую тоску, неудовлетворенность. Это закон. Мало душе одних земных благ, нужны и духовные. От Бога — обещание жизни во всей полноте, а от человека — доверие и послушание.

Если кого-то смущает сомнение: возможно ли человеку грешному, с долголетними немощами получить от Бога прощение и милость, то такому через пророка сказано, что и пути, и мысли у Бога Свои, не такие, как у людей. Поэтому, как дождь или снег с неба не вернется туда, пока не напоит землю, не созреет на ней хлеб, так и слово Божие не пропадет даром, не останется без отклика в душе, не допустит Господь помешать Ему, если искренно обращение к Нему. Когда же в грешной душе рассеется сомнение в милосердии Господа, укрепится вера, тогда все вокруг запоет. Будет Имя Господне вечным источником радости, потому что жизнь каждого верующего силой Божией превратится в cад, где кипарис поднимется вместо крапивы и колючих кустарников. Вода, освящаемая в праздник Богоявления, уже не символ, а проводник благодати Святого Духа.

Святой Иоанн Кронштадтский сказал о ветхозаветных и новозаветных песнях за богослужением в церкви, что они взаимно себя поясняют, подтверждают, доказывают и из совокупности их познается во всей силе чудное величие Бога нашего, Его правда, верность, истина, мудрость, всемогущество. Все последовательно, верно, премудро идет от начала мира доныне. Нам следует только разумно и внимательно проследить наше богослужение, и мы ясно увидим всю бездну милосердия, премудрости, всемогущества, явленных в деле спасения Богом человеческого рода.

 

 

Теги: Крещение Господне, Святая вода, литургика, смысл богослужений.
Оставить комментарий
Поделиться в: