В детях наше спасение
Как часто в наши дни человек остается один на один со своими проблемами, болью, равнодушием. И только семья, которую святые отцы называют «малой Церковью», способна стать опорой, дать силы выстоять и идти вперед. Об опыте построения крепкой, дружной православной семьи мы попросили рассказать нашим читателям многодетную маму Любовь Сергеевну Россошанскую.
– Расскажите, пожалуйста, кто помог Вашему воцерковлению?
– Крестили меня в подростковом возрасте в маленькой церквушке в Новоузенске, это было еще в советские времена. Но дальше мое воцерковление не пошло. Мы жили в поселке, далеко от районного центра, храма там не было, да и родители мои не были церковными людьми. Глубоко верующей была прабабушка Анфиса, прожившая тяжелую жизнь. Кроткая, очень добрая к нам, детям, всегда в белом платочке, всегда в молитве. До сих пор вспоминаю ее со слезами благодарности. Уверена, что это она заронила в моей душе зерно веры. Уже в Покровске (Энгельсе), став студенткой медицинского колледжа, как-то вместе с подругой из любопытства зашли в Свято-Троицкий храм. Было время Великого поста, увидели – все на коленях стоят. Меня это поразило, не знала, как поступить!
К Богу я пришла уже зрелым человеком, и не с радостью, а с проблемами. В семейной жизни не все было гладко, характер у меня не простой, часто не хватало терпения, мягкости, понимания. С мужем ссорились, обижались, казалось, жить не сможем вместе. Но все проблемы сглаживали дети, их у нас пятеро. Вопреки уговорам моих родителей, советам знакомых, врачей от детей никогда не отказывались, хотя все роды были очень сложными. Сколько Бог давал, столько и родила. Я очень люблю детей, в них вся моя жизнь, в них наше спасение.
Первым нашим приходом стал храм во имя пророка Божия Илии в Летном городке. Долгое время я была лишь его «захожанкой»: забегала свечу поставить, святой водички набрать – вот и все мое общение с Церковью. В трудное для нашей семьи время у меня появилась подруга Елена, прихожанка Ильинского храма. Мы с ней подолгу беседовали, я жаловалась на неурядицы с мужем, болезни детей. Подруга убеждала меня прийти в храм, исповедоваться, начать новую жизнь. Я начала воцерковляться первой, потом ко мне присоединился муж. Очень помог нашему с мужем воцерковлению священник Стахий Лобачев. Он был к нам необыкновенно внимателен, давал много практических и духовных советов, рекомендовал, какие книги следует читать, как воспитывать детей в православной вере, направлял по жизни, к нему мы часто обращались за благословением. Батюшка нас венчал, крестил наших детей, за все мы ему очень благодарны. Дети стали посещать воскресную школу «Милоть», а потом и меня пригласили заниматься с ее воспитанниками рукоделием. Я с радостью согласилась. Этот храм стал нам по-настоящему родным.
– Вы заметили в себе какие-то изменения по мере Вашего воцерковления?
– Об этом лучше у мужа спросить, но, мне кажется, я стала спокойнее, терпимее. Храм скрепил нашу семью, мы стали на многие вещи смотреть другими глазами. Люди часто много сил и времени тратят на пустые хлопоты, ненужную суету. Нужно вовремя остановиться и пересортировать свою жизнь, определить, что в ней главное, а без чего можно обойтись. Нас как будто встряхнули, развернули к свету, поставили на дорогу, по которой надо идти, не сворачивая.
Когда дети были маленькими, мы вместе читали жития святых, Закон Божий, детскую Библию. Так что я вместе с ними постигала азы Православия. Павел всегда много читал, и сейчас он все свободное время с книгой. Следит, чтобы и дети не теряли интерес к чтению.
– У Вас есть любимая книга?
– Это автобиографическая повесть Наталии Николаевны Соколовой «Под кровом Всевышнего». Очень глубокая, интересная книга, в ней многое можно для себя почерпнуть. Для меня эта книга – пример жизни православной семьи. Поражает нежная жертвенная любовь матери к детям, как она стойко, безропотно переживает все испытания, выпавшие на ее долю, во всем видя Промысл Божий и всегда надеясь на Его помощь. Стараюсь так же относиться к жизни: Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится (Пс. 90, 1).
– Как Вы думаете, почему в семье, где воспитывается один ребенок, оказывается проблем больше, чем в многодетной семье? Вроде бы внимания ребенку больше, а результат обратный.
– Большая семья – это уже коллектив, в котором ребенок не одинок. Его легче воспитывать, потому что рядом его братья и сестры, которые воспитываются на тех же принципах.
Мы с мужем стараемся каждому уделить внимание, никого не обделить любовью. Павел, приходя с работы, каким бы ни был усталым, на диване не лежит, первым делом идет к детям. За уборкой, готовкой, стиркой и другими домашними хлопотами мы никогда не забываем: рядом дети, они смотрят на нас, у нас учатся и хорошему, и плохому. В нашей семье все строится на доверии, с детьми нельзя фальшивить, лукавить, нельзя им лгать, их надо приучать к правде. Мы христиане и должны понимать, что с нас спросят строже, чем с тех, кто не взял на себя такого высокого звания. Ничего нового в воспитании не надо изобретать, все есть в заповедях Божиих.
– Как вам с мужем удалось всех детей воспитать церковными?
– Если родители молятся, ходят в храм, исповедуются и причащаются, то и дети будут рядом с ними, в храме. Когда наша семья переехала жить в поселок Зеленый, здесь только-только начинали строить Успенский храм. У мужа – машина, и, конечно, он помогал что-то привезти, отвезти, мужские руки всегда нужны. Мы и квартиру выбирали рядом с храмом.
Когда старший сын подрос, стал алтарничать. Я только утром подходила и спрашивала: «Саша, пойдешь батюшке помогать?» Он тут же полусонный вскакивал и бежал в храм. Сейчас Сергий уже пономарит, хотя ему только восемь лет. Четырехлетний Коля смотрит на него с завистью, тоже хочет помогать в храме. Маше – одиннадцать, она ходит в музыкальную школу и поет на клиросе. Дети продолжают обучение в воскресной школе, только уже при Свято-Троицком кафедральном соборе. Далековато от дома, но там хорошая школа, после «Милоти» не хочется опускать планку.
Дети с удовольствием участвуют в церковной жизни. Саша прошел обучение на курсах звонарей в образовательном центре, а в епархиальном конкурсе чтецов Саша, Мария и Сергий получили призовые места, попали на областной конкурс. Есть у ребят и другие победы и награды, и в общеобразовательной школе успеваемость хорошая.
– На улицу времени, наверное, совсем не остается?
– Мы на детей не давим – все по желанию. Настя закончила художественное отделение в школе искусств, затем увлеклась фотографией. Старший сын Александр, ему сейчас 12 лет, с раннего детства мечтал стать военным, у него и крестный - летчик. Мы с мужем хотели отправить его в Питер в суворовское училище, но там очень строгий отбор по состоянию здоровья. А поскольку он еще и музыке обучался, определили Сашу в Московский Первый музыкальный кадетский корпус им. А.В. Александрова. Год проучился – доволен, только по дому очень скучает.
– Сложно было попасть в Москву?
– Нет, трудности возникли, когда нужно было купить для учебы инструмент. Мы не знали, где найти 60 тысяч на приобретение кларнета. Помогли прихожане нашего Успенского храма. Было страшно неловко, но люди, зная мою многодетную семью, детей, с радостью помогали. Собрали часть денег, а недостающую сумму мы получили от районного управления культуры.
– Как вообще можно одеть, прокормить, дать образование пятерым детям, когда в семье один кормилец – отец?
– Люди помогают. В нашем приходе есть еще несколько многодетных семей, мы дружим, поддерживаем друг друга. При наших скромных доходах находим даже средства ездить с детьми в паломнические поездки. В чем-то ужмемся, но при первой возможности собираемся и едем. Объездили святые места Саратовской области, возили детей в Троице-Сергиеву Лавру, Дивеево, Оптину пустынь. Особенно запомнилась поездка в Самару, к Поясу Пресвятой Богородицы. Дети были совсем маленькие, наши попутчики удивлялись, как мы решились на такой вояж, да еще ночью, на автобусе. Но мы благополучно съездили, приложились к святыне и счастливые вернулись домой. Господь все управил.
– А как ваши дети отдыхают летом?
– Нынешним летом трое моих ребят были в православном лагере «Гардарика». Место очень красивое, в лесу, на берегу Волги. В этом году было особенно интересно. Каждый вечер дети звонили и с восторгом рассказывали, как насыщенно прошел день, в какие игры они играли, что нового узнали. Мы с мужем их навещали, уезжать никто не хотел. Они прекрасно отдохнули, с пользой провели время, приобрели новых друзей. Уже мечтают о том, как приедут сюда в следующем году.
– Как думаете, если бы Ваша жизнь проходила вне храма, она была бы счастливой?
– Этого я не могу представить. Как можно жить без храма? О своей семейной жизни могу сказать словами автора моей любимой книги Наталии Соколовой: «Она проходит под покровом Всевышнего». Сейчас наступило такое время благополучное для верующих людей, столько храмов открыто и еще строится, только приходи. Что мешает? Наша лень. Быть воцерковленным человеком - значит постоянно работать над собой, следить за своим внутренним миром, это, конечно, труд. Но без него нет спасения. Сказано в Евангелии: Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12).
– Вы с мужем воспитываете детей в православных традициях, они вырастут церковными людьми. Но таких детей – меньшинство. Их всегда будет меньше, они всегда будут «малым стадом». Нет ли у Вас опасения, что Вашим детям будет сложнее устроиться в жизни? В миру все иное - и люди, и ценности…
– Таких опасений у меня нет. Да, воспитание в православной семье иное, чем в обычных семьях. И некоторые поступки, которые совершают их сверстники в школе, кажутся моим детям дикими. Но у них выработан иммунитет к плохому, они умеют различать, где добро, а где зло. И мы с мужем думаем не о том, как бы им получше устроиться в этой жизни, а о спасении их душ, стараемся воспитать в каждом из них христианина. В жизни они не пропадут, ведь к искреннему, твердо верующему человеку с добрым сердцем, наоборот, всегда тянутся люди. И Господь их не оставит. За своих детей я спокойна!
Беседовала Ольга Стрелкова
5 сентября 2018 г.