Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Песни для души-христианки

С глухим хлопком на стол приземляется увесистая стопка нот. Наш регент пару минут изучающе глядит на нее. «Пройдем духовные песнопения. И что-нибудь еще из народной программы повторим, если успеем», – говорит Светлана Владимировна Хахалина, раздавая партии. Кипа тает на глазах, а наша «спевочная» наполняется нетерпеливым шуршанием листов. На них среди ровных линий и затейливого нотного узора запечатлена целая история. Концерта, композитора, русской музыки, русской культуры. 

Растопить сердечный лед

Очень ценное замечание – «если успеем». До выступления Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска остается чуть больше двух недель, поэтому на почти трехчасовых спевках мы собираемся каждый день. Если нет репетиции, значит, есть архиерейская служба. До встречи там. Но сегодня все по плану: сидим за столами, готовы к работе. Проглядываю ноты и отвлекаюсь на воодушевленный бас: «Опять народные песни петь будем!». В обсуждение репертуара включаются остальные певчие. Но я-то знаю, у кого искать правды.

– Конечно, это идея Владыки Пахомия и Светланы Владимировны. Тут такой момент: на концерт приходят не только прихожане, но и их родственники, друзья. Часто это люди невоцерковленные, и им только духовную музыку – церковнославянский язык, сложные гармонии – слушать трудно. А народная песня всегда находит отклик, на ее фоне и богослужебные песнопения воспринимаются лучше, – делится диакон Роман Ахундов.

Все, в общем-то, ясно, но я при первой возможности решаю уточнить.

– Любой хороший коллектив с большим потенциалом, каким я считаю и наш хор, должен ставить перед собой серьезные задачи, – говорит Владыка. – Обязательно нужно брать в работу сложную церковную музыку, созданную выдающимися русскими композиторами – Кастальским, Чесноковым, Рахманиновым – для концертного исполнения большими профессиональными хорами. Нужно приучать слушателей к такой музыке, но и не перегружать ею. Все-таки большинству она малознакома и потому не совсем понятна.

Мне же понятно, что в этом ничего страшного нет. Владыка и регент знают, как поступить – с любовью отнестись к публике и предложить ей нечто такое, что способно проникнуть в самые глубины души, растопить самый прочный сердечный лед – русскую народную песню.

Безудержная сила песни

– А что же еще? – отвечает Светлана Владимировна, для нее хороший концерт без народной программы немыслим. – Эту музыку слагал сам народ. Слагал так, как чувствовал. Поэтому она и воспринимается как что-то свое, родное, настоящее. Она проста, легко ложится на слух не музыканту, легко поется и понимается, ведь она передает вневременной опыт.

Опыт, культурная традиция – вот что считали нужным сохранять и передавать из уст в уста наши предки. Опыт и знание они вложили в музыку. Ее мир, как и мир звуков, сопровождает человека и человечество с колыбели, не оставляет в самые важные периоды жизни – рождение, создание семьи, смерть. Народная музыка и пение воспитывают, разграничивают добро и зло, яркими красками рисуют картину мира и социума и подводят к пониманию своего места в нем. Музыка никогда не считалась дополнением жизни. Она и была ею. Она противопоставлялась тишине, которая ассоциировалась с миром загробным и называлась мертвой. А потому пение было доступно только людям, находившимся в расцвете лет. Никакое спокойствие, речитативность детских колыбельных, пестушек, потешек или надрывность погребальных плачей и причитаний – ничто не могло сравниться с безудержной силой песни – трудовой, свадебной, солдатской, плясовой, хороводной, лирической.

– На Руси, в России народ пел всегда. Песня определяла его жизнь, руководила ею. Пели на отдыхе, в дороге, во время работы – например, за сбором ягод. Но не для того, чтобы развлечься, а для того, чтобы урожай не съесть, – смеется Светлана Владимировна.

– А чтобы трудовой ритм задать, мелодию создавали под шаг или другое какое-то движение. Правда, это больше бурлаков или кузнецов касалось… – я стараюсь поддержать разговор, как могу.

Разбирая перемешанные ноты, мы сходимся во мнении, что народные песни так любимы и понятны еще и потому, что рассказывают историю, которую хоть раз переживал каждый человек.

– Любовь, разлука, беды, эмоциональные воспоминания – все это есть в нашей жизни, – подтверждает отец Роман. – А еще наши песни о добре, о возвышенных, светлых стремлениях. Как их может не понять русский человек, у которого душа по природе христианка?

Навеяно родимым краем

Несколько следующих спевок проходят с дирижером оркестра. Этого требует произведение, которое наш хор будет исполнять впервые – кантата Георгия Свиридова «Курские песни». В 1964 году она стала глотком свежего воздуха, порывом весеннего ветра в музыкальном мире. Никто ранее не обращался к исконным образцам фольклора, не делал их основой монументального сочинения. Для композитора же воспеть родной край, показать глубокую привязанность к народной музыке было мечтой. Ее воплощение в жизнь началось с фольклорной экспедиции во главе с доктором искусствоведения Анной Рудневой на малую родину музыканта – в Курскую область. Из сборника, составленного исследовательницей, Свиридов выбрал семь песен, при непрерывном исполнении которых перед нами проносится жизнь русской девушки. Мечты о любви, счастливом замужестве сменяются горькими рассуждениями об их несбыточности, о женской доле. Но в итоге все равно песня «горе раскаивает», призывает принять свою судьбу, занять свое место в вечном и незыблемом круговороте.

– «Курские песни» очень интересны и необычны для нас. Они основаны на древних ладах народной музыки – их непривычно, сложно интонировать. Басовые ходы скачкообразные – тоже непростые, их нужно хорошо выучить, – поясняет регент. В руках у нее новая стопка – с новым репертуаром. Тоже народным, но в обработке Александра Свешникова – превосходного дирижера и композитора.

– Эту музыку просто так не споешь, – говорит Светлана Владимировна. – Нужен профессионализм, хороший состав хора. «Не корите меня», «Во кузнице», «То не ветер ветку клонит» – это все простые, задушевные мелодии, но насколько мастерски оформлены! Какая гармония, подголоски, ритмический рисунок – настоящая концертная, красивая музыка.

Осталось ее красиво спеть. Всего-то.

Тимур и его команда

– Оркестр смотрят или слушают? Я до сих пор не определилась. Завораживает и то, и другое.

– Это от дирижера и оркестрантов зависит, – подмечает отец Роман. – Нужно быть музыкантами высокого уровня, чтобы так здорово и народную, и классическую музыку играть. Чтобы звучание было такое… академическое.

– …Задушевное. Скрипочки дают теплоту, а домры душу заставляют трепетать, – подхватывает Светлана Владимировна.

Концерт окончен. Мы все под впечатлением. От музыки, от публики, от очередной совместной работы с оркестром русских народных инструментов им. В.Я. Хохлачёва – педагогами-музыкантами энгельсской Детской школы искусств № 6. Два года назад художественным руководителем и дирижером народного самодеятельного коллектива стал Тимур Абсалутинов. По совместительству регент хора в Никольском мужском монастыре в Саратове и талантливый аккордеонист. С тех пор наша и его команда (хоровая и оркестровая) не перестаем пересекаться – за богослужением на архиерейские именины, на хоровом пасхальном концерте, на выступлении ко Дню Победы. И удивляться не перестаем – как же здорово получается! В этом, как обычно, «вина» Владыки – прекрасный союз разглядел именно он.

– Мне всегда импонировал оркестр народных инструментов. Русские инструменты очень непростые, на них играют потрясающие вещи, – делится Архипастырь. – Наша балалайка – такая маленькая, но в этих трех струнах и надежда, и боль, и бескрайность наших русских просторов, и широта души. Как можно упустить возможность сделать что-то совместное с Архиерейским хором?

Сделать Тимур предложил «Курские песни». За дирижерский пульт пригласил своего друга и коллегу – Дмитрия Мстиславского. Для него это был первый опыт работы с оркестром народных инструментов, так как он учится на симфонического дирижера.

– Очень интересно и приятно работать – видеть хористов, с которыми когда-то вместе пели в хоре в Саратове, дирижировать оркестром, у которого совсем другие краски, тембры. Душевный концерт получился, – скажет потом Дмитрий. Но пока мы с ним стоим на сцене и еще раз прогоняем произведение. Остальная программа оркестра для хора остается загадкой. Хотя наивно думать, что народники умеют и играют только народное. На концерте этот миф был окончательно развеян.

– Фольклор очень богат. Оставаться к нему равнодушным — все равно, что оставаться равнодушным к своей истории. Однако репертуар народного оркестра сегодня мало чем отличается от симфонического. В XX веке народные инструменты ворвались на академическую сцену, для них сделали очень много интересных переложений, – поясняет Тимур. Музыканты подготовили три номера из «Покровской сюиты» В. Хохлачёва, музыку к фильму «Петербургские тайны», вальс «Грёзы» В. Андреева, песню «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева в обработке Е. Тростянского.

– Музыка Василия Андреева – виртуоза игры на балалайке, создателя первого оркестра русских народных инструментов, хрестоматийна, – продолжает Тимур. – А песню «Гляжу в озера синие» сыграть нужно было хотя бы для того, чтобы показать нашего солиста, высококлассного исполнителя, балалаечника Евгения Щедрина.

Евгения, кстати, вызывали на бис. Он покорил зал. Как и оркестр.

А напоследок…

…к нам в гримерку зашел Владыка – поздравить, поделиться впечатлениями, дать творческое задание к следующему концерту. И мы снова будем готовиться, снова ждать встречи с залом и оркестром, снова чувствовать, как несколько месяцев напряженной подготовки пружиной сжимаются до пары часов – примерно столько времени мы провели в этот раз на сцене, рассказывая слушателям историю, и не одну. Потом эти часы и вовсе превратятся в одни лишь воспоминания… Но зато такие, что петь хочется.

 

Дарья Хохлова
Теги: Архиерейский хор , церковное пение, народная музыка.
Оставить комментарий
Поделиться в: