Идеал для епископа – Христос
Знаменательные даты обычно подталкивают к осмыслению прожитого – к оценке своих сил, к пониманию, что из задуманного удалось, а что нет. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий не очень любит предаваться подобным раздумьям. Он любит не просто смотреть, а идти вперед, заручившись помощью единомышленников, благословением Господа и покровительством святителя Николая. В день памяти великого чудотворца – 19 декабря – наш Владыка празднует очередную годовщину архиерейской хиротонии и делится с нами впечатлениями о епископском служении.
– Владыка, коротко расскажите, какие изменения произошли в Покровской епархии за семь лет Вашего архипастырства?
– В служении и в жизни я придерживаюсь принципа, который когда-то озвучил Митрополит Лонгин: «Сделано много, но предстоит сделать еще больше». Добившись какого-то результата, стараюсь оценивать, насколько он приближен к идеалу, но всегда ловлю себя на мысли, что до идеала еще очень и очень далеко. С другой стороны, так говорить неправильно, ведь все достижения – плод не только моего труда, но и труда сотен людей – моих помощников, моей команды.
Семь лет – это небольшой срок для епархии, и все же нельзя сказать, что за это время совсем ничего не изменилось. Есть успехи. Удалось организовать работу по разным направлениям – это и молодежное, и социальное служение, и деятельность воскресных школ, построить хорошие отношения с представителями власти, бизнеса, педагогического и культурного сообщества. Удалось наладить богослужебную жизнь, отреставрировать храмы, в том числе и Свято-Троицкий кафедральный собор, открыть новые приходы, рукоположить новых священнослужителей. Большая удача – появление Покровского епархиального образовательного центра. В моем представлении это не просто место, где идет подготовка церковных специалистов, это площадка, где духовенство и миряне обмениваются идеями и опытом, который пригодится в развитии церковной жизни.
Возможно, в сравнении с крупными городами и митрополиями подобные преобразования выглядят не так масштабно, но на нашем – провинциальном – уровне вполне достойно. И повторюсь, мне очень важно, что за всем этим стоят реальные люди. Изо дня в день, из года в год они разделяют со мной труды и заботы, несут непростые послушания, требующие огромного количества сил и времени.
– Вы когда-нибудь думали, что жизнь может так сложиться – Вы станете епископом?
– Когда преподавал в семинарии, говорил воспитанникам, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Каждый семинарист должен задумываться о будущем, однако в моем случае все было иначе. Я пришел в монастырь – трудиться, подвизаться – и не думал, что даже на каком-нибудь приходе окажусь. Но вышло так, что наше братство с подворья Троице-Сергиевой Лавры отправилось в Саратов, потому что туда, став епископом, отправился наш настоятель – Владыка Лонгин. В Саратове меня благословили быть настоятелем Свято-Троицкого собора Саратова, крупного городского прихода, а потом, в 2011 году, уже рукоположили во епископа.
– Как Вы восприняли известие о том, что Вам предстоит управлять не одним приходом, а целой епархией?
– Помню, признался тогда Владыке Лонгину, что не считаю себя достойным архиерейского служения. А он сказал, что отвечать нужно по-монашески: «Благословите». Ведь, если жизнь складывается таким образом, значит, это угодно Богу и необходимо Церкви.
– На неизведанный путь, каким для Вас тогда и было архипастырство, всегда трудно и страшно вставать. Чего Вы боялись больше всего?
– Боялся, что не смогу оправдать ожиданий священноначалия, духовенства, народа. К любому порученному делу нужно подходить ответственно, а епископское служение – это серьезнейшее дело. С принятием такого сана, как говорят, жизнь заканчивается и начинается житие. По слову апостола Павла, ты для всех делаешься всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Тебе нужно охватить широкий круг вопросов, решить множество проблем. В этом деле не обойтись без помощников. Их нужно искать, нужно выстраивать отношения с сотнями людей, у которых свои взгляды, интересы, возможности. Не угождать, но идти на компромиссы.
Господь помог мне – дал возможность увидеть весь спектр церковной жизни – монастырской, настоятельской, преподавательской, за что я очень Ему благодарен. Архиерейское служение предполагает наличие житейского опыта. А если бы я вот так просто попал из монастыря на кафедру, ничего бы у меня не вышло.
– На Ваш взгляд, в чем разница между пастырским и архипастырским служением?
– В том, что у священника один или несколько приходов, а у епископа – десятки и сотни. В период настоятельства мне приходилось заниматься разными вещами – контролировать работу воскресной школы, руководить реставрационным отделом Саратовской епархии, искать средства, например, на ремонт крыши или покупку новой иконы. То есть, чтобы ни делал, результат был видимый, ощутимый. Теперь все иначе – силы, время, внимание распределяются между множеством храмов, а значит, и результат трудов не так заметен. Потому что он, во-первых, просто рассеивается в общей массе проблем, во-вторых, нацелен на будущее. Этот факт сложно принять.
Жизнь архиерея – это служение 24 часа в сутки. Тебе в любое время может позвонить и попросить о помощи мирянин или священник. Тебе приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы послужить в отдаленных уголках епархии, пообщаться с людьми, утешить, поддержать их. Если ты не служишь, значит, участвуешь в общественных мероприятиях или работаешь в кабинете с документацией. Это для меня одно из самых сложных послушаний.
– Наверняка Вы строили планы, как будете развивать церковную жизнь во вверенной Вам епархии. Скажите, с чего Вы начали это делать?
– С поиска людей, которые могли бы быть ответственными за то или иное дело. Среди мирян найти интересующихся жизнью Церкви очень сложно, сделать из них церковных специалистов – тоже. Но еще сложнее найти тех, кто мог бы быть достоин священнического сана. Что требуется от священнослужителя? Духовное образование, соответствие каноническим нормам и просто хорошие, добрые человеческие качества. Господь посылает таких людей, но ведь кто-то и уходит. И получается топтание на месте.
– По каким принципам Вы строите отношения с духовенством?
– Стараюсь быть доступным для всех батюшек – чтобы они в любое время могли задать вопрос или поделиться переживаниями. Но вместе с тем мне приходится и указывать на недостатки в служении, если они есть, наказывать. Последнее не приносит удовольствия, однако бывает необходимо. Ведь дословно епископ – это надзиратель, и Церковь наделила его правом не просто следить за церковной жизнью, но и направлять ее в нужное русло.
– Кто же наделен правом ругать или хвалить архиерея?
– В пределах епархии полнота власти канонически принадлежит архиерею, и со стороны может показаться, что он неподсудная личность, ему только и делают, что воздают почести – поют на службе, дарят подарки, говорят красивые слова. Искренние пожелания, искренние похвалы, конечно, приятны. Но не стоит забывать, что главная похвала и награда – от Отца Небесного, который видит тайное, а воздает явно (см.: Мф. 6, 6). Поэтому похвалы ждать, искать не нужно. Нужно иметь здравый смысл и быть самокритичным. Тогда, возможно, и ругать тебя не придется. Но если так случится, хотелось бы, чтобы это было отеческое замечание, наставление. Сделать такое замечание может митрополит. Также действия архиерея оценивает Патриархия, Синодальные отделы.
– Часто служение архиерея понимают как работу администратора. Вы с этим согласны?
– И да, и нет. Архиерею приходится контролировать внешнюю сторону жизни церковной – развивать образование, заниматься строительством, работать с документами, разбираться в законодательстве, финансовых вопросах. Делать одно и не оставлять другое. Но все-таки в епископском служении административная работа не на первом месте. На первом месте – богослужение, общение с людьми, проповедь – с амвона, в частной беседе, в СМИ и социальных сетях, даже на улице. Нельзя на правах администратора требовать от людей того, чего не можешь сделать сам. Христос наставлял и воспитывал учеников, людей не только словом, но и личным примером. Епископ должен делать то же самое, потому что идеал для него – Христос.
– Есть мнение, что архиерей – влиятельный человек в жизни церковной, общественной, политической. Что думаете Вы?
– В христианских странах, в том числе и в России, Церковь всегда помогала формировать государственность, и потому занимала особое положение. Как и духовенство. Можно заметить, что отчасти и сегодня к священству относятся по-особому – уважительно. Что бы там ни говорили, но даже малоцерковные люди готовы прислушаться к слову священника. Правда, если есть желание. Священнослужитель не наделен властью мирского чиновника – это невозможно, да и было бы неправильно. Его авторитет, его власть строится на добровольном послушании паствы. А что касается отношений с государственными деятелями, общественностью, то в этом вопросе все зависит от твоих личных качеств и стремлений – хочешь ли ты приносить пользу Церкви и народу или удовлетворять свои страсти.
– Владыка, перед Вами стоит много разных задач, и Вы как-то говорили, что справляться с ними помогает молитва и богослужение. Скажите, а чувствуете ли Вы покровительство святителя Николая?
– Конечно. Я не видел человека, по крайней мере, в Русской Православной Церкви, который бы не любил, не ощущал помощь чудотворца в своей жизни. И я не исключение. Святитель помогал и помогает мне во всем – в решении духовных и житейских вопросов. С этим замечательным святым меня связывает не только дата хиротонии, но и место ее совершения – знаменитый Николо-Угрешский монастырь. Более того, меня направили в епархию, где первая кафедра – город Покровск, а вторая – Николаевск (Пугачев). Во всем этом я вижу Промысл Божий и особое попечение Николая Чудотворца обо мне.
– В проповеди Вы часто говорите, что духовная жизнь прихода зависит от усилий не только священника, но и прихожан. Чего именно Вы ждете от верующих?
– Отклика, неравнодушия, которым обладали апостолы. Апостолы стали учениками Христа и по Его воле, и по своему желанию. Они услышали Его проповедь и ответили на нее. Мне бы хотелось, чтобы христиане брали с них пример – искали Бога и духовной жизни. К сожалению, мне кажется, что сегодня люди устали – у них нет сил и желания глубоко вникать в церковную жизнь, в учение Христа. А это тяжелее всего – стучаться в сердце и не получать ответа, пусть даже отрицательного.
– За годы служения в Покровской епархии Вы сумели понять ее особенность, особенность паствы?
– Да. Для нашего народа и для нашей Церкви двадцатый век стал большим испытанием. Революция, гражданская война, репрессии, голод не обошли стороной и наш край. Благодаря советскому режиму Саратовское Заволжье лишилось коренного населения, традиций, в том числе и церковных. Если в соседних областях храмы и монастыри хоть сколько уцелели, то здесь большевики уничтожили все. Отсутствие хорошей, глубокой церковной среды – и особенность, и большая проблема нашей епархии. Мои предшественники – Владыка Пимен, Владыка Александр, Владыка Лонгин – проделали колоссальную работу, чтобы сегодня мы – я, священники и миряне, среди которых немало искренних, сердечных людей, – могли продолжать их дело, а не начинать его с нуля.
– Назовите несколько качеств, которые Вы считаете важными для жизни и служения?
– Честность. Порядочность. Верность – принципам, присяге, людям, с которыми идешь по жизни. Профессионализм – в любом деле, даже самом простом. Искренность и самоотверженность. Мы часто говорим о вещах духовных, но забываем, что на первом месте должен быть естественный закон – без него невозможно идти к Богу. Это все равно, что называться христианином и быть подлецом.
– Владыка, на праздник принято радовать друг друга подарками и добрыми пожеланиями. Какие подарки и пожелания приятны Вам?
– Приятно, когда приезжаешь на какой-нибудь приход, и дети дарят свои рисунки. Приятно, когда желают здоровья. Владыка Лонгин мне когда-то говорил, что здоровье – стратегический ресурс. Будет здоровье – будут силы, будут силы – будет больше пользы людям и Церкви. Приятно, когда люди видят и понимают твои нужды, протягивают руку помощи, проявляют внимание и заботу. Мне важны не слова и подарки, а степень участия людей в моей жизни. Этому я всегда рад и за это всем очень благодарен.
24 декабря 2018 г.