Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Репетиция Рождества

…И просто добрый, по-настоящему семейный, без преувеличения христианский праздник. По крайней мере, отец Димитрий Вразовский, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса), уверен, что Новый год прекрасно сочетает в себе и глубокий духовный смысл, и маленькие житейские радости. Особенно если мы готовы принять это сочетание – готовы окружить себя людьми, которые действительно нам дороги, подарить им не просто «знаки внимания» в блестяще-шуршащей упаковке, а тепло и заботу, наполнить не стол и бокалы, а свое сердце радостью, благодарностью Богу и ближним, светлым и тихим ожиданием рождения Младенца Христа. 

– Отец Димитрий, в преддверии Нового года в церковной среде постоянно возникает спор – отмечать или нет. Кто-то воспринимает Новый год как светский праздник, а кто-то его вообще праздником не считает. Каково Ваше мнение?

Новый год – вполне христианский праздник. Так к нему относились в дореволюционной России – Новолетие праздновали и общество, и Церковь. Только 1 сентября, а не 1 января, как сейчас – перенесением праздника с осени на зиму мы обязаны реформам Петра I. Наступление нового года было важным событием в жизни как церковной, так и светской. Люди собирались в храмах, молились за особым, торжественным молебном, благодарили Господа за прошедший год, испрашивали благословение на следующий. Для нашей страны, нашего общества празднование Нового года – это давняя традиция, в том числе и семейная. И мне кажется, верующим не стоит от нее отказываться, тем самым обижая и отталкивая людей, для которых Новый год – возможность побыть с семьей, с нами.

Знаю, многие смущаются вопросом – как можно праздновать что-либо в пост. Но что в этом такого? Рождественским постом мы отмечаем важный, двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Радость, которую он дает, значимость, которой он обладает, нисколько не умаляется постом. То же самое касается и Нового года, который можно интерпретировать в христианском ключе – как подготовку к Рождеству.

– Понятно, что мы сами решаем, какой смысл вложить в праздник и как его отметить, однако есть мероприятия, в которые мы втянуты против своей воли. Например, сегодня очень популярны корпоративы – вечеринки для сотрудников. Мало того, что в некоторых организациях посещение обязательно, так еще их неотъемлемыми атрибутами являются скоромный стол и сомнительная развлекательная программа. Подскажите, как в такой ситуации быть христианину?

– Во всем нужно придерживаться золотой середины. С одной стороны, мы имеем право отстаивать свои убеждения, свою веру – без гнева, обвинений и претензий. С другой стороны, мы должны помнить слова апостола Павла: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. 15, 1-2). Это значит, что не стоит позиционировать себя противником праздника. Так можно навредить и себе, и ближним.

Дискуссии о том, стоит ли праздновать Новый год и как это правильно делать, не способствуют сохранению мира в душе и в коллективе. Люди раздражаются, обижаются от того, что не могут понять друг друга. Допускать таких ситуаций нельзя, поэтому в чем-то лучше перебороть себя. Знаете, для священников действует такое каноническое правило – участвовать в празднике, например, поздравлять молодых на свадьбе, не возбраняется до тех пор, пока веселье не выходит за рамки приличий. Если торжество превращается в разгул, можно еще раз поздравить хозяев, поблагодарить за приглашение и вежливо попрощаться. Этим правилом я бы порекомендовал руководствоваться и мирянам.

Постарайтесь адекватно оценить, что представляет собой праздник, что он значит для вас и для ближних. Если праздник благопристойный, если на нем присутствуют важные гости, если ваше участие приносит пользу, радует людей, а ваше отсутствие, наоборот, оскорбляет, то спокойно посетите его. В этом не будет ничего страшного. Если же торжество сложно назвать благочестивым – постарайтесь или покинуть мероприятие, или свести к минимуму свое участие в нем. Так вы и людей не обидите, и заповеди Божии не нарушите.

– За праздничным столом постящемуся нередко приходится быть в центре внимания. Вежливый отказ от определенной пищи и напитков вызывает бурное обсуждение, сопровождаемое поучениями вроде «пост не для брюха, а для духа», а порой и обиду. Что делать – сохранить мир в своей душе и душах ближних или сохранить пост?

– Светским людям действительно сложно объяснить, что такое пост и в чем его смысл. В таком случае не нужно никого искушать, не нужно превращать дружескую встречу в проповедь или ругань. Не афишируйте тот факт, что вы поститесь. Проявите смирение, признайте, что нарушаете пост не ради себя, а ради близких. Если же на столе есть постные блюда, то довольствуйтесь ими.

Пост действительно создан для духа. А его можно усмирить с помощью телесного воздержания – ограничения в пище, питье, развлечениях. К тому же, надо честно признать, что в большинстве случаев празднование Нового года сегодня сводится к разнузданному веселью. И потому человеку особенно важно ограничивать себя. Ведь таким образом можно и повлиять на ситуацию. Если мы сами меняемся, сами по-христиански подходим к празднованию Нового года, то, возможно, со временем нашим примером вдохновятся и окружающие. А если мы не предпринимаем никаких попыток, просто отмалчиваемся, то праздник так и останется в сознании людей лишним поводом хорошо поесть и выпить.

– Может быть, если есть возможность, стоит принять участие в подготовке праздника – стать ответственным за приготовление постных блюд или помочь написать сценарий?

Да, это будет своего рода проповедью. Всегда нужно начинать с себя, а в отношениях с ближними – придерживаться срединной позиции. С одной стороны, не нужно навязывать свой взгляд на праздник, с другой стороны – не нужно праздновать так, как вы и ваша семья не хотите. По сути, любой праздник нейтрален. Смыслом его мы наполняем сами. Мы можем сделать Новый год добрым и благопристойным торжеством. А можем ничего не делать, оставить все, как есть. В этом вопросе важно наше желание.

– Как бы Вы порекомендовали верующим провести новогоднюю ночь?

Сегодня возрождается традиция совершать Литургию и праздничный молебен в ночь с 31 декабря на 1 января. Было бы хорошо принять участие в таких богослужениях.

Если же возможности прийти в храм нет, постарайтесь провести праздник с рассуждением – поблагодарите Бога, родственников, друзей, знакомых за помощь, за понесенные труды, испросите у Господа благословения на предстоящий год. В принципе, в каждой семье есть свои традиции встречи Нового года. Думаю, их можно соблюдать, дополнять, переосмысливать, чтобы Новый год постепенно становился частью не только светской, но и духовной жизни.

– Традиции и привычки очень сложно менять, а еще сложнее резко отказываться от них. Отец Димитрий, с чего лучше начать, чтобы сделать процесс насколько возможно безболезненным?

– Начинать нужно с малого. Не стоит горячиться и разом отсекать все то, к чему вы привыкли. Не стоит расстраиваться, что вот так запросто не получается жить по-христиански. Всему свое время. Для начала задумайтесь, что для вас и вашей семьи значит Новый год – что вы празднуете, зачем собираетесь вместе? Задумайтесь, как бы вы хотели проводить праздник, что бы вы хотели изменить, от чего отказаться. Вносите изменения постепенно и смотрите, что получается.

– Отец Димитрий, а что Новый год значит для Вас? Есть ли какие-то традиции празднования в Вашей семье?

– Для меня Новый год всегда был праздником семейным. В этот день можно было почувствовать себя одной большой семьей – приезжали дедушки, бабушки, родственники, с которыми не виделись весь год. К празднику мы украшали елку – для нас она была главным объектом предпразднества Рождества. Около нее мы собирались, рассказывали стихотворения, подводили итоги года, делились впечатлениями, обсуждали, чего мы достигли, чего бы хотели достичь, и готовились с чистым сердцем и помыслами встретить главный праздник.

– Рождеству предшествуют продолжительные новогодние каникулы и выходные – время отдыха и веселья. Люди ходят в гости, поздравляют друг друга, дарят подарки. Как, на Ваш взгляд, стоит провести праздничные дни и при этом суметь объяснить пока еще далеким от храма людям, что главный праздник – не Новый год, а Рождество?

Думаю, родителям стоит провести праздничные дни с детьми. В современных реалиях взрослые постоянно работают, а дети остаются или с бабушками и дедушками, или совсем одни. Зимние каникулы должны ассоциироваться у ребенка с ожиданием чуда в кругу семьи, а не с одиночеством. Есть прекрасная традиция: дарить подарки на Новый год и Рождество – ей надо следовать. Надо радовать родных. Мне вот в детстве говорили, что на Новый год подарок дарит Дед Мороз, а на Рождество – Христос. Ребенку нужно объяснить, что главная ценность подарка заключается не в содержании, а в том, чтобы побыть всем вместе, почувствовать себя единым целым. Например, хорошим подарком может стать совместный поход в театр или прогулка по лесу.

Вообще, правильному отношению к праздникам учит церковная жизнь. Если семья живет богослужением, молитвой, то и у домочадцев складывается верное понимание, какое место занимает Новый год, а какое – Рождество. В Церкви есть такое понятие, как предпразднество, то есть ожидание. Повторюсь, что Новый год для нас, православных христиан, как раз и должен стать неким предпразднеством, ожиданием, репетицией Рождества.

 

Дарья Хохлова
Теги: Новый год, советы священника, семья.
Оставить комментарий
Поделиться в: