Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Запрет на Причащение для невенчанных пожилых супругов — правильно ли это? Почему есть несовпадение между практикой и теорией богослужения?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
 

Осенью во время недельного самостоятельного пребывания в Оптиной пустыни батюшка на исповеди благословил Причастие один раз и далее только после церковного венчания, несмотря на наличие зарегистрированного государством брака в органах ЗАГС. Как правильно понять: этот запрет распространяется на эту обитель или запрещено даже в своем храме по месту жительства в г. Саратове? Рекомендуется ли Русской Православной Церковью венчание пожилым супругам? Насколько это считается грехом? Георгий

Уважаемый Георгий! Этот батюшка неправ. К сожалению, некоторые монастырские духовники слишком смело выходят за пределы своей компетенции.

В Русской Православной Церкви есть целый ряд соборно принятых документов, в которых говорится, что Церковь признает брак, зарегистрированный государством.

Очень подробно это разъясняется в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава 10 «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»).

Вот что говорится об этой же проблеме в документе «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском совещании в 2015 году: «Как отмечено в ″Основах социальной концепции Русской Православной Церкви″ (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко Причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак... Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии».

То есть супруги невенчанные, но находящиеся в законном браке, могут участвовать в таинстве Причащения. Однако если они оба являются верующими православными людьми, Церковь считает своим долгом напоминать им о необходимости совершения Венчания — таинства, которым благословляется и освящается брак. Многие пожилые супруги пришли в храм уже в зрелом возрасте, поэтому они не были венчаны раньше. Но сегодня, если Вы с супругой ходите в храм, ничто не препятствует Вам приступить к этому таинству.

Бывает, что в семье один из супругов по какой-то причине не считает для себя нужным венчаться (допустим, он недостаточно воцерковлен, или не верит в Бога, или исповедует другую религию (хотя Церковь не рекомендует своим чадам такие браки). Но и в этом случае верующий супруг или супруга не лишаются участия в  церковных таинствах. Эта позиция основана на апостольских словах:«Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14)».

На портале «Азбука.ру» в разделе «Литургия оглашенных» объясняется, что каждение по церковному уставу производится после чтения Апостола. Однако в храмах Саратова диакон совершает каждение во время чтения. Почему такое несовпадение между практикой и теорией, если учесть, что звон бубенчиков заглушает священные слова посланий? Георгий

Уважаемый Георгий! Да, каждение по церковному уставу производится после чтения Апостола, во время пения так называемого аллилуария. Все мы знаем это из курса литургики. Но на практике практически во всех Православных Церквах сегодня каждение совершается во время чтения Апостола. Дело в том, что богослужение претерпело со временем значительные изменения. И если раньше аллилуарий был одной из самых протяженных частей богослужения (по времени он длился не меньше, чем сегодня Херувимская песнь), то сейчас аллилуйя пропевается достаточно быстро, коротко. За это время каждение совершить невозможно, поэтому оно происходит на Апостоле.

Я согласен, что в небольших храмах каждение мешает воспринимать текст Писания, особенно если у кадила есть бубенцы. Это действительно не очень хорошо. Поэтому, когда я служу в небольших храмах, прошу не использовать большие кадила с бубенцами, чтобы не мешать чтению.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
 
Теги: Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, советы священника, духовная жизнь.
Оставить комментарий
Поделиться в: