Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун празднования Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, с Рождеством Христовым! Всего лишь через несколько часов мы начнем с вами совершать Божественную Литургию, мы встретим праздник, к которому готовились сорокадневным постом. Рождество Христово это событие, в прямом смысле перевернувшее историю человеческого рода. Мы слышим тропарь Рождества, кондак, в котором говорится «Дева днесь», то есть сейчас, здесь «Пресущественного раждает».

Вообще православное богослужение это настоящий кладезь мудрости, богословия, истины. В каждом церковном песнопении, тропаре сокрыто такое количество удивительно глубочайших мыслей, но они выражаются немногими словами. «Дева днесь Пресущественного раждает» – это на самом деле высочайшее богословие. Дева по определению родить не может, но рождает. Как может появится на свет Тот, Кто существует вечно? Пресущественный Бог. Тот, Кто всегда был, есть и будет. Но мы слышим эти слова в кондаке Рождества Христова.

«Земля вертеп Неприступному приносит». Весь видимый и невидимый мир, и одушевленные и бездушные предметы, все сотворено Богом для единственной цели – для славословия. Для того, чтобы каждая сотворенная тварь прославляла своего Творца. И вся жизнь человека должна быть служением. Ведь даже земля приносит Ему некий дар – вертеп, пещеру, в которой укрылось Святое семейство, где Иосиф нашел пристанище с Богоотроковицей Марией, и именно там случилось рождение Мессии. «Ангели с пастырьми славословят» – люди и ангелы это творения, имеющие разум. И благодаря разуму они выбирают самое главное служение в своей жизни – Богу.

В словах этого кондака, братья и сестры, мы можем найти ответ на вопрос, который является непраздным: «В чем смысл жизни человека?». В славословии. Мы видим, что при рождении Мессии большинство народу вообще об этом не догадалось, не узнало. Люди как жили, так и продолжали жить: радоваться, веселиться, горевать. Но ангелы, видя рождение Мессии,  извещают об этом пастухов, и они устремляются на славословие своего Творца и Богочеловека.

«Волсви же со звездою путешествуют». Говоря современным языком, волхвы – это астрономы, ученые мужи пришедшие в Иерусалим из Персии, которые путем изучения книг и явлений материальной природы пытались найти ответ на главный вопрос, которым человечество всегда задавалось: «Зачем мы живем? Как устроен мир? В чем смысл мироздания?». И вот они, размышляя над этим, получают некий знак: Господь извещает, что к месту рождению Богочеловека их приведет звезда. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что эта звезда на самом деле была Ангелом, который вел этих ученых мужей из Персии в Вифлеем, и они нашли то, что искали.

Дорогие братия и сестры, мы, и этим как раз заканчивается кондак, видя как все в этом мире славит своего Творца, должны присоединиться к славословию. Мы должны для себя в этой жизни определить цель и стремиться к ней. Мы должны служить своему Господу. Все остальное к этому приложится. 

Думаю, что завершая пост, каждый из нас осознает, что не все получилось так, как нам того хотелось бы. Были наверняка и ошибки и падения. Но Господь приходит в этот мир ради любого человека, ради всех нас, и Он не разделяет нас на умных и простых, на богатых и бедных. Не разделяет человеческий род по каким-то профессиям и принадлежности к той или иной национальности. Нет. Бог приходит на землю, чтобы дать надежду на вечность каждому человеку. И воспользоваться этим очень и очень просто, главное поверить и поступать так, чтобы ни в чем нас не обличала наша совесть. Если она говорит, что мы в чем-то не правы, сказать: «Господи, прости» и сделать все, чтобы исправиться.

Я дорогие братья и сестры, вас сердечно поздравляю. Желаю вам сил и помощи Божией. Через несколько часов мы снова соберемся с вами здесь на молитву. Те, кто не сможет присутствовать этой ночью, надеюсь, придут завтра на позднюю Литургию и приведут своих детей и внуков. И конечно, в этот великий праздник нужно обязательно приступить к Таинству Причащения – вкусить Тела и Крови Христа, соединиться со своей Церковью, и прославив Бога, поздравить друг друга. Аминь.

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровск

6 января  2019 г.

 

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Теги: Рождество Христово.
Оставить комментарий
Поделиться в: