Камертон Великого поста
Как непривычны для нас богослужения первых дней Великого поста! Несмотря на то что повторяются они из года в год, мы каждый раз открываем для себя что-то новое — так непохожи они на службы в остальное время церковного года, так глубоки и содержательны. Человеку, только начинающему ходить в храм, бывает сложно понять структуру этих богослужений. Но если поставить себе целью изучение их литургических особенностей, то молитва будет более осмысленной, а сердцу верующего человека откроется множество назидательных образов покаяния. Об этом на уроке литургики расскажет иеромонах Спиридон (Савин).
Период любого поста, а тем более Великого, очень сильно ощущается всем сердцем и всей душой, потому что люди начинают вести более внимательную жизнь. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность проводить полностью это благодатное время в молитве. У всех работы, заботы, неотложные дела, учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для духовного делания.
Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело — не есть мясо и рыбу и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях (телевизоре, компьютере, газетах), а также в многословии. Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. К тому же, если прекратить смотреть телевизор, мы с удивлением обнаружим, сколько свободного времени появится. И сможем употребить его на чтение духовных книг и посещение богослужений.
Первая седмица Великого поста очень напряженная. Она как камертон задает тон всему постному времени. Все уже другое: облачения священнослужителей, запах смирны, песнопения покаянного характера. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию.
Прощеное воскресенье
Традиция просить прощения друг у друга — древняя, и сам Христос положил ей начало. В Евангелии говорится так: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). Этот отрывок из Евангелия читается в последнее воскресенье перед Великим постом. Сам чин прощения появился позже. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и не были уверены, что вернутся обратно. Они примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью. Мы, хотя и не уходим в пустыню, также должны испросить друг у друга прощения, чтобы приступить к великопостному подвигу с чистой совестью и примиренным сердцем.
Понедельник — четверг
Современный русский Типикон, рассчитанный на монастырские условия, предполагает, что постом братия собирается для богослужения четыре раза в день: ночью, еще до рассвета (для совершения полунощницы, утрени и 1-го часа); в первой половине дня (для совершения 3-го и 6-го часов); во второй половине дня (для совершения 9-го часа, изобразительных и вечерни) и вечером (для совершения повечерия). На приходах бывает только два богослужения в день — утром и вечером. Поэтому на первой седмице поста утром обычно совершаются все службы, начиная с утрени и заканчивая вечерней, вечером — только повечерие (ради Великого канона), а полунощница опускается вовсе.
В остальные седмицы утреню и 1-й час (а иногда и повечерие), как правило, служат с вечера (хотя есть приходы, где утреню поют по утрам весь Великий пост), а прочие часы, изобразительны и вечерню — с утра. Совершение вечерни утром обусловлено тем, что в те дни, когда она соединена с Литургией Преждеосвященных Даров, совершать ее вечером затруднительно — сложно требовать от прихожан полного воздержания от пищи и питья в течение всего дня (что требуется для Причащения). Поскольку на вечерне поются песнопения следующего дня, богослужебный день фактически смещается при совершении вечерни утром почти на сутки вперед.
С понедельника по четверг на повечериях мы услышим Великий канон преподобного Андрея Критского. Великим он называется потому, что в нем 250 тропарей, тогда как в обычном — около 25, поэтому читается канон по частям в первые четыре дня. Великие повечерия этой седмицы называются по-гречески мефимоны (μεθ ήμών) — с нами, потому что на этих повечериях произносятся пророческие слова: с нами Бог разумейте языцы (Ис. 8, 9).
Во время чтения канона нам открывается 250 способов взглянуть со стороны на нашу душу. «С чего начну оплакивать деяния моей злосчастной жизни? Какое положу начало, Христе, моему сетованию? Но Ты, милосердный, подай мне прегрешений оставление». Так начинает преподобный Андрей свой покаянный плач и обращается к первому греху человека, лишившему все человечество богосозданных украшений — непосредственного богообщения и бессмертия. «Грех лишил меня боготканной одежды и, как листьями смоковницы, облек меня деянием стыда в обличение страстных моих стремлений».
Автор канона воскрешает пред нами воспоминания Ветхого и Нового Заветов, всюду применяя их к нравственному состоянию души грешника и поучая: «Своими злыми помышлениями и делами, как разбойниками, мы ограблены и изранены. Но душе восстани и побори плотские страсти и помыслы, как Иисус Навин — Амалика и Гаваонитян. Подражай произволению Авраама, оставившего свое отечество из послушания Богу. Лествица, виденная в древности Иаковом, да будет тебе указанием деятельного и разумного восхождения. Две жены его разумей деяние и созерцание, Лию — деяние, как многочадную, а Рахиль — разум, как многотрудную. Спасайся на горе подобно Лоту. Рука Моисеева да уверит, как может Бог очистить и убелить прокаженное житие».
Сложилась традиция начинать повечерия позже, чем обычно, для того чтобы христиане, обремененные заботами и работой, могли успеть завершить свои дела и не опоздать к началу чтения Великого канона. Но если житейские попечения совершенно не позволяют побывать в один из дней чтения канона в храме, его нужно прочесть дома.
Среда и пятница
Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной Литургии.
Литургия Преждеосвященных Даров представляет собой службу, построенную на основе вечерни, целью которой является причащение верующих Дарами, освященными в предыдущее воскресенье на евхаристической Литургии святителя Василия Великого. Хотя во многих храмах ее совершают по утрам, Устав предполагает вечернее причащение и строгий пост в течение всего дня.
В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной Литургии — проскомидии; б) Литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием изобразительных; в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть Литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на Литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
Советую всем прихожанам подготовиться ко Причастию и обязательно помолиться на этой умилительной службе хотя бы один раз за пост.
Суббота
В субботу первой седмицы Великого поста Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону. Этот святой пострадал за Христа во время гонения императора Максимиана. Он был сожжен за отказ принести жертву идолам в 305 году. Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу кашу из зерен пшеницы, взятой из неоскверненных зернохранилищ. Коливо, как называли эту кашу в местах, откуда происходил святой. Расспросив его и узнав, что пред ним посланник Божий, великомученик Феодор Тирон, архиепископ сразу же последовал его совету и уберег христиан от осквернения. В память этого события накануне дня памяти, в пятницу, после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.
Воскресенье
Воскресный день первой седмицы поста называется Торжеством Православия, т. е. торжеством правой веры, которая от апостолов непрерывно и неизменно сохраняется, продолжается и до скончания мира сохранится в Церкви Христовой.
Празднование это было учреждено в IX веке по случаю восстановления почитания святых икон после продолжительного на них гонения. В этот день Церковью служится торжественный молебен посреди храма, пред иконами Спасителя и Богородицы. При совершении этого священнодействия Православная Церковь призывает нас: блюдитеся от творящих распри и раздоры… и уклонитеся от них (Рим. 16, 17). Затем приносятся соборные молитвы об обращении к познанию истины, силою Святого Духа, всех отступивших от Православия, о сопричтении их к избранному стаду Христову, а также о соблюдении всех верных непоколебимыми в правоверии.
Еще раз хочется напомнить, что посещать необходимо службы в будние дни, так как богослужение воскресного дня мало чем отличается от непостового богослужения. И не забывайте — нас ждет Пасха, а Великий пост есть только средство достигнуть Воскресения. Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (в крещении), то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6, 4–6).
15 марта 2013 г.