Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Белые платочки» спасли Церковь

Эта фраза, ставшая крылатой, родилась в годы советской власти, в годы гонений на Церковь, когда русские женщины – жены-мироносицы ХХ века – явили миру верность Христу. В нашем городе Покровске примеры духовного подвига «белых платочков» связаны с двумя храмами – Покровским и Свято-Троицким. 

 Строили храм всем миром

С одной из этих женщин – Евгенией Ивановной Михайловой – мне довелось познакомиться в 90-е годы. Тогда я, как и большинство людей, воспитанных в советское время, была далека от веры. С Евгенией Ивановной свела меня журналистская работа, а точнее, интерес к истории единственной действующей на тот момент в нашем городе церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И те несколько встреч в ее квартире на улице Тельмана запали в душу, хотя память не сохранила все подробности общения с этой мудрой и разносторонней женщиной.

Это было время, когда явного запрета на «волеизъявление религиозных чувств» вроде бы не существовало, но участие в Таинствах Крещения, Венчания, как и посещение богослужений не приветствовалось. Особенно, если ты коммунист или комсомолец. Об этом писали и на страницах нашей газеты «Коммунист» (ныне «Наше слово»).

Именно от Евгении Ивановны я впервые услышала о том, как нелегко давалось строительство Покровской церкви, в судьбе которой она принимала самое активное участие: ездила хлопотать о ее открытии в Москву к Патриарху Алексию I. Строили эту церковь всем миром, на пожертвования многих людей, несмотря на препятствия со стороны властей. Евгения Ивановна входила в так называемую церковную «двадцатку», которая под руководством сначала священника Михаила Арчажникова, а потом священника Георгия Лысенко участвовала в решении всех вопросов, связанных со строительством храма.

После того как в ответ на многочисленные обращения исполком Энгельсского горсовета в 1955 году принял решение об отводе земельного участка под строительство молитвенного дома, верующие на свои средства выкупили недостроенный деревянный дом. Он стоял на месте нынешнего храма, и сначала там проходили службы. А потом продолжили строительство.

В небольшой брошюрке, посвященной истории храма, читаю воспоминания Евгении Ивановны: «Приходили по Волге баржи с лесом – купили горбыль. Но долго ли алтарь на деревянных столбах продержится? Пошли на кирпичный завод. Заместитель директора А.Д. Косолапов на нашу просьбу ответил: “На церковь – нет, – но потом смягчился: – Могу только половинки”. А нам хотя бы половинки на столбы и фундамент. Купили лошадь, наняли плотников. Лошадь месит глину, взрослые и дети мажут. Все руками человеческими». Кирпич с завода получали обходным путем: посылали разных женщин с просьбами, будто для своих нужд.

В конце своей жизни Евгения Ивановна приняла монашеский постриг с именем Ксения. Из наших бесед с ней запомнились рассуждения о судьбе России. Она утверждала, что сила Российского государства — в присущей русскому народу духовности, в его православной вере. Поэтому на ее разрушение направлены усилия наших западных недругов. Именно Евгения Ивановна посеяла зернышко веры, которое спустя годы проросло в моей душе.

С Богом всегда счастье

Прошли десятилетия, но остались еще живые свидетели и участники тех далеких событий. В их числе – Валентина Павловна Громак, которая в этом году отметит свое 90-летие. Она, как и Е.И. Михайлова, была в церковной «двадцатке» и ездила в Москву к Патриарху.

С верой в Бога Валентина Павловна живет с раннего детства, ее отец служил настоятелем в одном из храмов Аткарска. Когда она приехала в Энгельс, здесь не было ни одной действующей церкви.

– Мы молились в небольшом молельном домике, – вспоминает Валентина Павловна. – А когда началось строительство церкви, приходили туда после работы, иногда оставались там ночевать, потому что трудились допоздна – и кирпичи, и песок таскали, и линолеум стелили… Мы были в подсобниках у отца Георгия. Вот это был молитвенник! А человек какой! Бывало, последнее принесет, если надо.

Если было надо, она и сама получку отдавала на нужды стройки. Участие в этой стройке подчас ставило под угрозу не только репутацию прихожан, но и свободу.

– Случалось, выпишем машину кирпича, выгрузим, и тут же сотрудники ОБХС ко мне. Но там, слава Богу, люди были умные, все это как-то заминали. Было и так: сложим стенку, утром приходим – она развалена. А сколько раз нас с детишками разгоняли, чтобы мы не водили их в церковь! Недоброжелателей много было во властных структурах, в том числе в тех, что управляли церковными делами в области. И выговоры получала, и зарплаты меня лишали… А вы думаете, как? К вере легко не приходят. Чтобы к вере прийти, надо ой как много испытаний пройти. Но Господь помогал… Приедем, бывало, к отцу Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву Лавру, помолимся, и он все управит. Мы туда много лет ездили по нашим церковным делам и как паломники, привозили оттуда церковную утварь, свечи.

Муж Валентины Павловны, летчик, тоже был верующим человеком. Супруги жили в венчанном браке и детей своих воспитали в христианских традициях.

– Духовником у меня был отец Александр Керимов, он и детей наших венчал. Когда началось восстановление Свято-Троицкого храма и его назначили настоятелем, мы стали помогать.

Но до сего дня она остается прихожанкой родного Покровского храма.

«Какие эмоции вызывают воспоминания о тех годах, которые стали настоящим испытанием для каждого христианина?» – спросила я Валентину Павловну. И в ответ услышала: «С Богом всегда счастье!».

Уже около тридцати лет на Пасху Валентина Павловна посещает дом для детей-инвалидов в с. Орловка под Марксом. Приезжает туда вместе с Зинаидой Дмитриевной Мозгачевой и Светланой Федоровной Коноваловой с кучей гостинцев для ребятишек – с пирогами, блинами собственного изготовления, сладостями, ну и, конечно, с крашеными пасхальными яичками. Начинала она ездить туда еще с Евгенией Ивановной Михайловой.

Дети каждый раз ждут этот десант из бабушек. А у тех, глядя на ребятишек, сердце кровью обливается. Разве можно их бросить!

Здесь твое место

– А Вы приходите в воскресенье в Покровский храм, там ее и найдете, – посоветовали мне, когда оказались безуспешными поиски телефона или адреса Параскевы — так, а еще Паня величают окружающие Прасковью Андреевну Куликову.

Она сидела на скамеечке у стены, опершись двумя руками на палочку, и также на нее опираясь, поднималась в определенные моменты богослужения. А в завершении вместе со всеми пошла причащаться. Несмотря на свой преклонный возраст (в конце прошлого года ей исполнилось 93 года), Прасковья Андреевна каждое воскресенье приезжает в этот храм, если позволяет здоровье и есть кому ее сопровождать. Живет она в центре города. В роли провожатой чаще всего выступает одна из прихожанок.

Вместе доехали на маршрутке, вышли, день чудесный, солнечный: легкий морозец, улицы утопают в снежном убранстве. «Как много снега!» – невольно вырвалось у меня. «У Бога всего много», – сдержанно ответила Прасковья Андреевна. А когда поднимались с ней по лестнице на ее третий этаж, не переставала славить Бога: «Слава Богу, за радость и за скорбь». Она постоянно благодарит Господа абсолютно за все и с усердием и любовью молится за близких, знакомых людей, за всех батюшек ее родного Покровского храма, прихожанкой которого является с момента его рождения.

Родом Прасковья Андреевна из Пензенской области. Родители ее были верующими.

– Мы без молитвы за стол не садились, – рассказывает она. – Мама редко ходила в храм. Нас было семеро у нее, когда тут, да еще и хозяйство. А папа – каждое воскресенье, и нас с собой брал. Он пел и читал на клиросе.

Воспитанная, как и все ее сестры и братья, в любви не только к Богу, но и к труду, осенью сорок первого пятнадцатилетняя Паня уже пахала на тракторе. Через три года по призыву в армию выучилась на шофера и до конца войны, а потом и еще много лет работала в автоколонне. Она тоже из того воинства Христова, которое встало на защиту своей веры и получило впоследствии название «белые платочки».

В Покровск (Энгельс) Прасковья Андреевна приехала в 1953 году, здесь вышла замуж, работала сначала на межрайбазе. Вспоминая, рассказала, как проходили службы в молитвенном домике, как однажды отец Георгий, обходя с кадилом и услышав, что она подпевает певчим, взял ее за руку, довел до клироса и сказал: «Заходи и будь здесь. Вот твое место, где петь». Как и Валентина Павловна, оставалась после службы, приходила сюда после работы помогать строить церковь.

– Многое приходилось делать тайком, к нам частенько наведывалась милиция. Муж мой работал шофером, развозил раствор, и один раз по моей просьбе как-то сумел выгадать его для нашей стройки, целую машину привез. Он был неверующим человеком, но мне не мешал. А уж когда начались работы на Свято-Троицком храме, мы все туда пошли – на помощь настоятелю отцу Александру. Все делали. Когда Свято-Троицкий храм открыли, многие из наших туда стали ходить на службы, но я своему Покровскому не изменяю. Раньше добиралась сама, теперь с провожатыми — стала плохо видеть. А когда некому меня довести, такси вызываю. Господь меня не бросает, как помолюсь — и как будто у меня уже ничего не болит. Я только на Бога и надеюсь. Бог дал мне все! Я хорошо живу. Хожу в церковь. Сама еще все для себя могу делать, внучку стараюсь не обременять лишний раз.

«Белые платочки тихие собой скрепляют церкви своды», – это строка из стихотворения поэта Александра Солодовникова, посвященного женщинам, которые пронесли свою веру через все испытания в годы атеистической советской власти. Они спасали храмы, учили детей и внуков молитве и посеяли зерна своей веры в их сердцах. Поэтому, когда слышу разговоры о строгости церковных бабушек, хочется сказать: «Не спешите их осуждать, поймите». Для них все, что в доме Божием, свято. Это же настоящие воины Христовы! За суровой и иногда неприветливой внешностью скрывается настоящее христианское сердце. Но увидеть это можно в ситуациях, когда человек нуждается в помощи, участии, любви и сострадании.

Наталья Абрамова

 

 

Читателям:

Будем благодарны каждому, кто поделится с нами воспоминаниями о подвижниках и подвижницах ХХ века, чья жизнь связана с вашим храмом. Информацию присылайте на почту: info@pravpokrov.ru с пометкой «Подвижники ХХ века».

Теги: гонения на Церковь, жены-мироносицы ХХ века, белые платочки.
Оставить комментарий
Поделиться в: