Батюшка on-line
В современном мире утро уже давно начинается не с кофе, а с просмотра новостной ленты в социальных сетях. Вот подруга загрузила новые фотографии, вот знакомый предлагает послушать новую музыку, а вот священник рассказывает, как в его храме прошла служба и что интересного можно почитать у святых отцов… Да, батюшки теперь есть и на бескрайних интернет-просторах. И они здесь не ради славы или забавы, а ради своей паствы, как считает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. У Владыки тоже есть аккаунты в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook, а значит, и мнение о новой форме служения и проповеди.
– Владыка, для начала поделитесь впечатлениями от пребывания в соцсетях.
– Надо признать, что соцсети – интересное явление, в интернет-пространстве они играют колоссальную роль – дают возможность в любое время и в любом месте общаться, находить различную информацию, которая порой здесь появляется быстрее, чем на официальных сайтах. Соцсети – это оперативность, простота и удобство. В какой-то степени за ними будущее.
К недостаткам я бы отнес тот факт, что соцсети виртуализируют мир и стирают представление о нормальном человеческом общении. Сегодня ведь уже никого не удивляет ситуация, когда родственники или друзья, находясь в одной комнате, переписываются друг с другом в Интернете.
– Вы как-то признались, что долго не хотели участвовать в жизни интернет-сообщества, но все-таки изменили решение. Почему?
– Потому что увидел в этом смысл. Святейший Патриарх Кирилл много раз говорил о том, что интернет-пространство предоставляет широкие возможности для проповеди, и их нельзя упускать. Проповедовать Христа, Его учение, нравственный закон, помогать в воцерковлении, становлении личности христианина – долг каждого верующего человека и уж тем более священника, архиерея. Да, мы занимаемся этим в храме, в повседневной жизни, но как быть с людьми, которые находятся в виртуальном пространстве? Они тоже наша паства. Они тоже нуждаются в евангельских истинах, в познании Бога и православной веры. Поэтому у батюшек должны быть персональные страницы в соцсетях, у епархии должна быть официальная страница. У нашей епархии такая есть, мы стараемся ее развивать.
– Для успеха проповеди в Сети необходимо представление о целевой аудитории. На чье внимание рассчитываете Вы?
– В разных соцсетях – разная аудитория. На Facebook’e преимущественно встречаю жителей столицы, а на сайте «ВКонтакте» – духовенство и верующих из нашего города, нашей епархии, нашего региона. Во многом мои публикации ориентированы на тех, с кем я знаком, с кем общаюсь. Я делюсь воспоминаниями, пишу о культуре, искусстве, истории, богослужении и стараюсь это делать так, чтобы было интересно всем.
– В Интернете мы сами выбираем, что хотим посмотреть или почитать. Контент может быть сколько угодно качественным, но если он нам не интересен, мы не будем тратить на него время. Не выйдет ли так с трудами батюшек – за ними будет следить только технически продвинутая часть уже имеющейся паствы?
– Безусловно, мы никого не можем заставить посещать церковные странички, но мы можем и должны показать, что Церковь – это часть общества, что она всегда там, где люди. Наверняка, в Сети найдутся те, кто разделяет наши убеждения, кто интересуется жизнью в храме, и, уверен, они обязательно откликнутся.
– Может быть, батюшке стоит проявлять активность – участвовать в обсуждениях вне своей страницы?
– В обсуждениях полезно, иногда даже необходимо участвовать. Общаясь в Сети, можно понять, что сегодня происходит с людьми, что они чувствуют, о чем думают, как относятся к тем или иным событиям, происходящим в стране, в мире. Можно узнать очень многое о конкретном человеке, не вступая в разговор с ним. Достаточно просто посмотреть страничку, где он, а особенно это для молодежи характерно, делится чем-то личным, сокровенным – желаниями, мыслями, страстями. Порой на исповеди не говорят того, о чем без смущения сообщают всему Интернету.
Повторюсь, нет ничего плохого в том, чтобы получать информацию, общаться, заявлять о себе. Все это можно делать, главное – задаваться вопросом: приносит ли эта деятельность духовную пользу? А мы что чаще всего видим на просторах Сети? Люди анонимно или открыто признаются в низменных стремлениях, унижают собеседников, говорят неподобающие вещи. Не удивительно, что сегодня предлагают сделать виртуальное пространство подконтрольным, подвергнуть его цензуре. Не считаю этот подход правильным, так как проблема вседозволенности существовала во все времена. Любой нормальный человек должен иметь самоцензуру, быть воспитанным, образованным, уметь критично относиться к информации, не только отличать черное от белого, но и видеть полутона. Такой человек не будет легковерным, поверхностным в суждениях и поступках. Он всегда будет думать, как не навредить себе и ближним.
– Большинство интернет-дискуссий, особенно по поводу Церкви, примерно так и проходят – с оскорблениями и руганью. Стоит ли в них вступать?
– Нельзя однозначно ответить. В дискуссии могут участвовать как обычные люди, так и профессиональные тролли, которые за счет критики, провокаций искусственно поднимают рейтинг темы, создают вокруг нее ажиотаж. В большинстве случаев среди участников обсуждения не так много представителей гражданского общества и уж тем более Церкви. Поэтому, с одной стороны, если вы видите, что о Церкви и верующих говорят неправду, не проходите мимо, выскажите свое мнение, только не теряя достоинства. Полезно и правильно показать, что на счет обсуждаемой проблемы существует множество разных мнений и что, возможно, если разобраться, то эта проблема не является проблемой. Вы нашли верные слова и хорошие примеры, но собеседники вас не поняли? Ну и ладно, пусть тогда сами разбираются. И уж тем более пусть сами разбираются неадекватно настроенные оппоненты, у которых одно упоминание о Церкви вызывает гнев и ярость. С ними диалога не получится в принципе – ваше мнение им не интересно и не нужно.
– Наверное, выход священника в Сеть – это тоже повод для гнева?
– Ошибочно думать, что ты центр интернет-вселенной и каждому без исключения есть до тебя дело. Есть люди, которым ты как священнослужитель интересен, есть люди, которые тебя не любят и не полюбят, а есть безразличные. И не только в Сети, но и в жизни. Кому не нравится Церковь, священники, не нравится все, что с этим связано. Ничего страшного – нужно спокойно нести свое служение – оно в любом случае принесет кому-то пользу.
– Владыка, у соцсетей есть еще один – существенный – недостаток: они затягивают, отнимают время. Довелось ли в этом убедиться?
– Да. Общение в Сети требует времени. Нужно просмотреть личные сообщения, ответить на вопросы, ведь Господь так устроил, что люди ждут ответа именно от тебя. Если ты уклонишься, то еще больше вопросов возникнет, но, понятно же, что ответить каждому физически невозможно… Потом нужно создать пост. Бывает, внезапно рождается какая-то мысль или находится интересное фото, и всё – публикация готова. Бывает, хочется рассказать о каком-то событии, церковном, историческом, культурном, о каком-то произведении искусства, и приходится писать текст, уточнять факты, специально подбирать фотографии. Все это интересно и правда затягивает – иногда есть минутка, и понимаешь, что лучше бы помолиться, а рука тянется к смартфону. Бороться с этим помогает только дисциплина, самоконтроль.
– В этом тоже кроется опасность – забыть, кто ты на самом деле: священник или блогер. Вас посещает такое искушение?
– Я точно не блогер, но если какому-то батюшке нравится писать, и у него это хорошо получается, пусть пишет, пусть высказывает свое мнение. Главное – пусть не забывает, что он, прежде всего, священник, и его обязанность – служить Богу и ближним, заниматься жизнью Церкви.
– Как Вы думаете, не заменит ли общение с духовенством в соцсетях реального общения в храме, на исповеди?
– Очень надеюсь, что нет. Я больше удовольствия получаю от личного общения и думаю, его никогда ничто не сможет заменить. Как и церковные таинства. А что бы этого не произошло, по крайней мере, в ближайшее время, нужно самому пойти в храм, открыть свою душу на исповеди, помолиться за богослужением.
– Вы говорили, что в Интернете стираются границы дозволенного. В соцсетях тоже. И в первую очередь это касается правил вежливого общения. Замечено, что подписчики далеко не всегда обращаются к Вам «по форме». Как Вы к этому относитесь?
– Соцсети предполагают свободу в общении, но тактичность и вежливость никто не отменял. Все зависит от ситуации, от конкретного человека. Можно, конечно, задавить правильностью, а можно позволить собеседнику чувствовать себя комфортно. Не вижу в этом серьезной проблемы. Например, светские люди здороваются со мной за руку, и я понимаю, что для них это форма проявления уважения, может, даже любви. Не нужно никого от себя отталкивать. Нужно потерпеть, подождать – со временем собеседник узнает, как правильно общаться с батюшкой. А вот прихожанину, который хорошо знает церковный этикет и при этом позволяет себе вольности, можно сказать, что это неправильно.
– В соцсетях количество просмотров, лайков, репостов публикации, количество друзей и подписчиков свидетельствует о популярности и профессионального блогера, и обычного пользователя. Не будет ли такая форма признания подпитывать гордыню священника или мирянина?
– Если и будет, то не больше, чем любая другая ситуация в реальной жизни. Для меня соцсеть – не ярмарка тщеславия, не поле, где я самовыражаюсь и борюсь за количество подписчиков и их одобрение. Для меня это новая форма проповеди. Тем, кто хочет заявить о себе, кому есть, что показать, советую быть скромными и искренними. Если есть талант, люди его заметят и оценят. Тем, кто не хочет поддаться искушению славой, советую контролировать движения своего сердца, отдавать отчет своим поступкам и прислушиваться к мнению людей, тем более к мнению священника или духовника, которому душу открываешь. К сожалению, слушать сегодня не хочет никто и никого, тем более священника. Люди не готовы согласовывать жизнь с Евангелием, себя в чем-то ограничивать, относиться к себе критично. А ведь это важно. К этому Христос призывал, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).
– А зачем себя ограничивать, если в соцсетях можно быть любым – можно придумать имя, взять чужое фото и вести себя так, как вздумается?
– Да, существует такая проблема. Но я в жизни епископ, и в Сети представляюсь так же. Я понимаю, что на мне колоссальная ответственность – вне зависимости от настроения, самочувствия нужно быть на высоте служения. Следить за тем, что, в какой форме и кому говоришь. Дело не в репутации, не в том, как относится к тебе собеседник. Дело в том, что всегда нужно быть христианином, проявлять снисхождение, любовь, уметь прощать. Да просто быть хорошим человеком. Порой человека спасает не принадлежность к Церкви, а следование простой человеческой мудрости, естественному закону, заповедям Христовым.
– Владыка, пожалуйста, напоследок дайте советы, как вести в соцсетях странички приходов, воскресных школ?
– Для начала нужно понять, с какой целью создаются эти страницы: чтобы сказать о существовании прихода или воскресной школы или чтобы сказать о реальной работе. Потом нужно определиться, кто будет заниматься развитием страниц. В этом деле, как и в любом другом, нужно следовать совету святых отцов – двигаться медленно, но быть в своем движении постоянным. Это лучше, чем сделать что-то заметное, серьезное, а потом бросить.
– А как верующим наполнять собственные профили, которые теперь – отражение жизни и состояния Церкви?
– Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Соцсеть – это своего рода дневник, в котором человек рассказывает о себе, своей жизни, делится чувствами и переживаниями. Если ты священник, ты служишь Церкви, и значит, все, что связано с ее жизнью, должно тебя волновать, должно находить отражение в соцсетях. То же самое касается и верующих. Нам нужно свидетельствовать о своей вере, наглядно показывать, что Церковь – это не только священники, как принято думать, это еще и прихожане. И последних гораздо больше, чем первых.
18 февраля 2019 г.