Благоверная помощница
Святую княгиню Анну Новгородскую называют и благоверной, и преподобной. Она – иноземка по происхождению – положила начало двух путей русской «женской» святости — благоверных княгинь и преподобных жен. Она явила подвиг деятельного служения миру и духовного монашеского делания. Ее память Церковь чтит 23 февраля.
Мужественная дочь Скандинавии
Принцесса Ингигерда – имя будущей святой до Крещения – была старшей дочерью шведского короля Олофа Шетконунга, прозванного «всехристианнейшим». Для женщины того времени она получила исключительное образование: изучила историю, Священное Писание, литературу. В летописях ее называют истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов.
Незаурядный ум, внутренняя свобода, смелость, владение оружием позволяли ей с ранних лет оказывать большое влияние на окружающих. Она участвовала в общественной жизни, путешествовала, принимала гостей в родной стране до тех пор, пока по воле отца не вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» – великого князя Киевского Ярослава Мудрого.
Она приняла Православие с именем Ирина, стала великой княгиней. И все силы души отдала новой Родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах.
Всегда на стороне мужа
Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки – и в этом немалая заслуга великой княгини. Пока Ярослав занимался внутренними проблемами – усмирял бунты, разрабатывал первый свод законов «Русскую Правду», его жена налаживала связи с христианскими странами: Норвегией, Францией, Венгрией. В любых спорах с европейцами она всегда повторяла: «Что бы ни произошло, я буду представлять интересы мужа».
Однажды против великого князя взбунтовался его брат Мстислав Тмутараканский. Княгиня Ирина предложила решить спор поединком с ней, но Мстислав ответил, что не привык бороться с женщинами, и уступил брату. В другой раз она узнала, что ее муж поругался со своим воеводой Эймундом. Князю нечем было заплатить наёмной дружине жалованье, и скандинавы стали возмущаться. Княгиня убедила супруга помириться с воеводой, угрожавшим присоединиться к врагам князя. Последуй он своему обещанию, войска разорили бы княжество, убили множество людей. К счастью, правитель прислушался к мудрой жене.
На заре тысячелетия
Время княжения Ярослава Мудрого и княгини Ирины – период подъема Киевской Руси. Святой князь стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. По всей Русской земле возводили храмы, греческие певцы учили русских церковному пению. При Ярославе на Руси появилась «Кормчая» – перевод византийского Номоканона. Для распространения грамотности киевские книжники переводили на славянский литературные богатства Византии.
Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства – архитектуры, живописи. Именно в те годы на Руси по настоянию князя открыли первые школы при храмах, где простые крестьяне стали обучаться грамоте по Священному Писанию.
В царствование святой четы были открыты мощи страстотерпцев Бориса и Глеба. А центром Киева стал храм Софии – Премудрости Божией. Князь Ярослав построил его в 1036 году на месте победы над печенегами. Вслед за Софийским собором он воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу. Этим валом в 1037 году князь начал ограждать растущую столицу.
Пример материнского подвига…
Во время дальних походов великого князя его святая жена также строго смотрела за воспитанием их десяти детей. Она растила их в атмосфере книжности и учености, следила, чтобы они читали и духовную литературу. Великая княгиня научила сыновей и дочерей родному языку, они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины.
Дочери святых супругов стали королевами: Анна – французской, Мария – венгерской, Елизавета – норвежской. Из сыновей широкую известность получили благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский. Жена последнего – греческая царевна Анна – в качестве приданого принесла в Киев чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия» – благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Эта икона получила впоследствии имя «Смоленская».
Уже при жизни киевская правительница прославилась благочестием. Святитель Иларион, митрополит Киевский, в своем «Слове о законе и благодати» писал, обращаясь к уже покойному на тот момент равноапостольному князю Владимиру: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют имя Христово!».
…и монашеского делания
Великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы – святой великомученицы Ирины – и по традициям того времени стала управлять обителью. А в 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В этом городе она и приняла монашеский постриг с именем Анна.
Это был первый постриг в великокняжеском доме, с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Уже с того времени строгое благочестие, исполнение молитвенного правила, чтение Священного Писания, Псалтири, житий святых, хождение в храм стали основой древнерусского семейного быта. А духовным идеалом верующих русских людей стал образ монаха-подвижника. Многие стремились к монашеству как увенчанию жизненного пути, украшению ангельским чином завершенного подвига супружеской жизни.
Здесь же, в Новгороде, в 1051 году святая княгиня Анна скончалась и была погребена в Софийском соборе. В том же году в Киев с Афона пришел преподобный Антоний Печерский – основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий.
Лишившийся жены князь Ярослав Мудрый был безутешен. Он не только потерял верную и любимую женщину – обрушилась одна из опор его жизни, разделявшая с ним бремя управления государством. Через четыре года он тоже переселился в Небесные обители.
Церковная память
Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира Ярославовича, тело которого вскоре упокоилось рядом с матерью, было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию в 1439 году. После революции мощи святых отняли у верующих. Но в 1991 году городской музей возвратил их Церкви. Ныне святыни пребывают в Софийском кафедральном соборе, верующие по молитвам около них получают благодатную помощь и духовную радость.
Софийский собор Великого Новгорода и сегодня остается одной из древнейших построек на территории России и является выдающимся произведением русской архитектуры домонгольского периода. Величавое здание венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.
Несколько веков собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода. В Софии принимали иностранных гостей, решали государственные вопросы. С XI века при храме существовала школа, творили бессмертные шедевры мастера-иконописцы, в скриптории переписывали и украшали рукописи, вели летопись, здесь размещалась обширная библиотека.
В соборе хоронили видных политических деятелей и архиереев. За многовековую историю храм неоднократно перестраивали. Но в конце ХIХ – начале ХХ века были восстановлены первоначальное посводное покрытие, крестчатая форма столбов в интерьере и значительное число древних окон.
В 1926 году служба в соборе была прекращена. До Великой Отечественной войны в Софии находился музей атеизма.
В августе 1991 года собор вернули Русской Православной Церкви. 16 августа Святейший Патриарх Алексий II освятил его главный престол и совершил в нем Божественную литургию. В настоящее время в храме совершаются богослужения, в небогослужебное время собор открыт для посещения.
23 февраля 2019 г.