Искатель подвигов и истины
Историки точно не знают даты и места его рождения, даже насчет его имени есть сомнения. Может быть, он получил его при крещении, по другой версии – при постриге в монашество. А возможно, он взял себе это имя сам, в честь своего учителя и архиерея – святителя Иоанна Златоуста. Но, как известно, не имя красит человека, а труды и подвиги. Память преподобного Иоанна Кассиана Римлянина Церковь празднует 13 марта.
Плоды воспитания
Происходил будущий святой из благочестивой и состоятельной семьи, с детства он усвоил начальные правила веры и христианской нравственности. Он получил разностороннее образование, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику, латинский и греческий языки. Еще юношей он мог выбрать светскую карьеру ритора, философа или правителя и достичь успеха на любом из этих поприщ. Но духовное воспитание, усердие и таланты дали плоды: Иоанн предпочел путь смиренного монашеского жития.
Около 380 года он вместе со своим давним другом Германом отправился в Палестину. На Святой земле они поступили в Вифлеемскую обитель, которая предположительно находилась на Поле пастушков или рядом с ним. Пройдя положенный период искуса, они приняли монашеское облачение и продолжили намеченный путь молитвы и послушания. Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, друзья захотели больше узнать о подвижничестве и усилить личные подвиги ради стяжания Божией благодати. Помолившись и испросив благословения настоятеля, а также пообещав ему вернуться в обитель, монахи отправились в Египет – на родину иночества.
Усердный ученик
Семь лет Иоанн и Герман путешествовали по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая духовный опыт многочисленных подвижников. Господь свел их с монахами, подвизавшимися на холмах среди соленых озер, с отшельниками Скитской пустыни. Навещая подвижников, искатели отрешения молились вместе с ними, интересовались аскетическими упражнениями, испрашивали советов, слушали душеполезные проповеди.
Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Живя в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял тело постом, физическими трудами, постоянным пребыванием в молитве. По субботам и воскресеньям приходил в храм помолиться вместе с отшельниками.
Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн и Герман вернулись в Палестину, желая исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря. Но в Вифлееме они оставались недолго и по Промыслу Божию вскоре возвратились в Египет.
Всего Иоанн Римлянин пробыл в Египте около десяти лет. За это время он возрос духовно, приобрел аскетический опыт, стяжал мудрость и собрал материал для будущих сочинений.
Защитник святителя
В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов – еретиков, утверждавших, что телесный образ человека и есть образ Божий в нас. Из-за разделения в среде духовенства и притеснения со стороны государственных властей иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран. Около 50 монахов обрели сочувствие у главы Константинопольской Церкви святителя Иоанна Златоуста. Скорее всего, в их числе был и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. В Константинополе заметили духовные дарования инока и возвели его в сан диакона, а также назначили на должность комита сокровищницы при кафедральном соборе.
Когда святителя Иоанна Златоуста незаслуженно обвинили в злоупотреблениях, а затем выслали из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению. После этого они остались служить в Риме и прожили там около двенадцати лет. Здесь преподобный Иоанн принял сан иерея и получил должность советника Римского епископа.
Талантливый учитель
Но не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, в 415 году преподобный перебрался в город Массилию (ныне – Марсель) в Южной Галлии. Вскоре он основал два монастыря: мужской и женский, положив им устав восточных обителей. Мужской монастырь, который возглавил сам отец Иоанн, впоследствии стали называть обителью святого Виктора, потому что рядом находилась гробница мученика.
Вокруг подвижника стали собираться братия. Опыт его пребывания в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря. Со временем слава о талантливом и опытном духовном руководителе распространилась по всей Южной Галии.
По поручению местных епископов игумен составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того, в этот период он работал над обширным и значимым трудом «Собеседования...».
Мудрый богослов
Около 426 года преподобный принял участие в полупелагианских спорах (полемика, связанная с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения). Опытный пастырь и трудолюбивый монах не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью – учением, минимизирующим значимость Божественной благодати. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе. И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее». Истинность учения преподобного Иоанна была засвидетельствована на Арелатском Соборе между 470 и 475 годами, участники которого одновременно одобрили трактат епископа Фауста «О благодати Божией и свободе воли человека».
Еще через несколько лет в своем последнем сочинении против Нестория святой Иоанн собрал суждения многих восточных и западных учителей против распространенной ереси.
В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы и около 435 года он почил о Господе. Избранные места его богословских сочинений и поучений вошли в сборник духовных произведений «Добротолюбие».
13 марта 2019 г.