Проповедь в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшней службой мы с вами завершаем первую седмицу Великого поста. На протяжении всей недели мы ходили в храм, молились, учувствовали в Преждеосвященной Литургии, причащались Святых Христовых Таин. Мы слушали канон Андрея Критского и возносили Богу покаянные молитвы.
Пост – это время переосмысления своей жизни, своих грехов и падений. Пост – это попытка человека вернуться к первозданной святости и чистоте. Господь призывает каждого человека к покаянию, предлагает ему такую возможность и ждет искреннего обращения, как ждал отец обращения своего блудного сына.
Для нас, братья и сестры, пост – это время приобретений. И каждый раз, вступая в Великий пост, мы надеемся, что многое удастся изменить, но даже если что-то не получается – душа все равно радуется.
Великим постом в храмах совершаются долгие продолжительные богослужения. И с непривычки человеку может показаться: «Зачем нужны такие труды?», «Для чего утеснять себя?». Но тот человек, который прошел путем поста и совершил небольшой подвиг, знает, какое утешение и радость обретает душа. Святые отцы говорят, что без подвига, без труда невозможно стяжать благодать. «Дай кровь и прими духа», – говорят святые отцы. Этот девиз как нельзя лучше характеризует церковную жизнь православного человека.
Сегодня – в первое воскресенье Великого поста – наша Церковь вспоминает утверждение иконопочитания. Служба, которая сегодня состоялась, именуется Торжеством Православия, а после нее мы совершили особое последование – Чин Торжества Православия. Это очень древний молебный чин, утвержденный в IX веке и сохранившийся в нашей Церкви до сегодняшнего дня. Долгие годы, столетия Православная Церковь после эпохи гонений подвергалась нападкам еретиков и смущалась разными лжеучениями. Мы можем с вами вспомнить и ересь арианства, и ересь монофизитства и многие другие. Одной из самых трудных ересей, которую пришлось преодолевать нашей Церкви, была ересь иконоборчества. Победой над этой ересью завершился этап Вселенских соборов, после чего Церковь вступила в относительно мирное житие и существование. Она больше не смущалась такими глобальными потрясениями, но это вовсе не значит, что мы, христиане, и наши потомки будем жить в благоденствии. В апостольском послании сказано, что все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3,12). Христос был гоним, а значит и каждый Его последователь в той или иной степени должен будет пройти этим путем. Каждый из нас должен будет взять свой крест и последовать за Господом.
Сегодняшнее торжество, братья и сестры, не просто назидательно. Оно во многом определяет и утверждает не только нашу веру, но и культуру нашего народа. Ибо утверждение догмата об иконопочитании определяет всю европейскую культуру, все те традиции, и народные и церковные, которыми живет и наше Отечество, и многие другие страны.
Иконоборческая ересь пыталась искоренить из церковного сознания иконопочитание. А что такое поклонение иконе, братья и сестры? Это ведь не просто поклонение человека образу. Это человеческое сознание. Церковь, как я уже сказал, долгие годы была смущаема ересями и еще одной из самых тяжелых ересей можно также признать монофизитство. Приверженцы этой ереси считали, что Христос, будучи Богочеловеком, имеет в себе соединенное естество божественное и человеческое, но естество человеческое не истинно, а как бы призрачно.
И когда мы обращаемся к Богу, поймите правильно мои слова, мы тоже погрешаем в каком-то смысле этой ересью. Богочеловека все равно воспринимают скорее божественно, нежели человечески. Но суть христианства в том и заключается – мы верим, что Христос есть истинный Бог и одновременно человек. Иначе невозможно было бы спастись. Ибо если Христос – только Бог, если Он пришел на землю в человеческом естестве, которое было не настоящим, а призрачным, то как же тогда Он мог понять и прочувствовать природу человека? Как Он теперь может нас понимать и принимать наши молитвы, когда мы болеем, страждем, любим? Получается, что эти чувства Богу если не недоступны, то не близки.
Православная Церковь утверждает, что во Христе соединились две природы: божественная и человеческая. Неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно – это основной догмат Халкидонского собора – Четвертого Вселенского Собора. Но, даже утвердив этот догмат, Церковь все равно еще долго страдала от монофизитства и отголоска иконоборческой ереси.
Часто люди говорят, что религий много и можно верить в Бога по-разному, просто у каждого свой путь. Часто спрашивают, например, один ли Бог у христиан и мусульман? Бог, конечно, один, но отношение людей к Богу совсем разное. Но именно отношение к Богу формирует отношение людей друг к другу. Мы, христиане, верим и знаем, что Господь есть наш истинный Бог и одновременно человек. И это значит, что мы, обращаясь к Нему, можем рассчитывать на понимание.
Поклоняясь иконе, братья и сестры, мы исповедуем, что Христос истинно пришел на землю – вочеловечился, а значит, мы видели Его лицо. Как говорит апостол Иоанн Богослов: что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (1 Ин.1,1).
Когда мы кланяемся изображению Матери Божией или изображениям святых, мы исповедуем, что человеку возможно обожиться, преобразиться, стать, как говорит священное Писание, Богом по благодати. А значит, человек может спастись, может достигнуть Рая.
Я сказал уже о том, братья и сестры, что иконопочитание во многом определяет нашу культуру. Это действительно так. Представьте, что было бы, если бы тогда, в VIII веке и чуть позже в начале IX века, иконоборчество одержало верх? Что мы бы с вами имели сегодня? В наших храмах мы не видели бы ни икон, ни росписей. Мы не знали бы с вами такого знаменитого шедевра иконописного мастерства, как «Троица» преподобного Андрея Рублева, мы не восхищались бы удивительными памятниками Византии. Что и говорить – вся европейская культура сегодня была бы иной. Рафаэль и Микеланджело не сотворили бы своих шедевров. И мы бы ничего не услышали о них, не увидели их творений. А ведь то, что видит человек, чем он живет, во многом определяет и его повседневные поступки, чувства, стремления.
Конечно, каждый из нас не может не замечать, что Торжество Православия не всегда подтверждается жизнью. Многое – в государстве, обществе и в нас самих – несовершенно. Если мы сейчас покинем храм, выйдем за церковные врата, то увидим, что там далеко не Православие торжествует. Там торжествует грех, порок, насилие. А если посмотреть на историю Церкви, то это бесконечные гонения, притеснения, репрессии. Далеко ходить не надо – весь ХХ век наша Русская Церковь, несмотря на все свое величие и значимость, подверглась ужасным гонениям от своих собственных братьев, от своего народа. И поэтому возникает вопрос: «А в чем же Торжество?» Я думаю, братья и сестры, ответ заключается в том, что эти гонения, притеснения и трудности, которые переживала и переживает наша Церковь на протяжении столетий, и подтверждают ее истинность. Ибо, пройдя через эти испытания, через это горнило огненное, Церковь наша не потеряла своей святости, не отступила от Бога. Сколько бы не было ухищрений злых людей и самого дьявола, уничтожить Православие и веру христианскую невозможно. И каждый из нас, слыша сегодня анафематствование еретикам и прославление людей благочестивых, наверное, должен задуматься: «Кто я? На какой стороне? Готов ли я прославлять Бога, идти за Ним? Готов ли я потерпеть ради Христа что-либо?» Если мы, братья и сестры, готовы, то в нашем сердце будет всегда истинное Торжество. Если же не готовы следовать за Господом, то вера наша тщетна.
Дорогие братья и сестры, я хотел бы пожелать всем нам, чтобы мы с вами были ревностными христианами, любили свою Церковь, знали ее традиции и догматы, учили им своих детей и внуков, чтобы мы смогли передать своим потомкам ту благодать, ту радость, которую дает нам наша Церковь. Будем беречь свою веру, взращивать ее в своих сердцах и будем ей дорожить. Аминь.
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровск
17 марта 2019 г.
17 марта 2019 г.