Слово Епископа Пахомия при монашеском постриге иеромонаха Силуана (Касимова)
Дорогой о Господе отец Силуан! Сегодня особый день в жизни твоей и жизни тех людей, которые знают тебя, любят тебя, которые о тебе молятся. Этот день, с одной стороны, мы можем назвать днем твоей смерти, ибо умер прежний человек. Но это и день рождения, ибо родился для Христа, для Церкви нашей человек новый. Ты был Андреем, стал Силуаном, ты был человеком мирским, стал монахом.
Церковь называет монашество восьмым таинством. Действительно, это удивительный чин, это порыв сердца человека достичь того совершенства, о котором Христос говорит в Евангелии. Мы знаем, что юноша, которому Господь сказал: «Оставь все и следуй за мной» (См. Мф. 19, 21), несмотря на многие благочестивые поступки, не смог последовать за Господом и опечаленный отошел. Монашество – это попытка человека всецело себя вверить в руки Божии и следовать нераздельно за Христом, ни на что и ни на кого Его не меняя.
Твоя жизнь, твое служение в Церкви – это своего рода путь и стремление к сегодняшнему дню, тем обетам, которые ты сегодня давал. Если внимательно вслушаться, всмотреться в чин, который мы сегодня совершали, то человек, наверное, без страха и трепета, без слез не может даже об этом подумать. Ибо те обеты, которые ты произносил, они, по сути, страшны. И, может, даже в полной мере невыполнимы. Но это тот образ, то совершенство, к которому мы все должны стремиться.
Монашество – это безраздельная любовь ко Христу. В чине пострига Отец Небесный сравнивается не с Судией, но с Чадолюбивым Отцом. И монах, который приступает к Нему, давая страшные обеты, должен всегда помнить, что перед ним именно Любящий Отец. И чтобы не случалось в жизни, Отец всегда примет, обнимет и благословит.
Для нашей Церкви монашество – стержень, вся церковная жизнь держится на монахах. Монашество есть двигатель церковной жизни, и тому подтверждение – наши святцы. Большинство прославленных святых – это монахи и подвижники. Не потому, что Богу не угоден подвиг мирской жизни, не потому что жизнь семейная легче жизни монашеской. Нет. Но монах ищет, прежде всего, как угодить Богу. И горе нам, монахам, если мы разорим свои обеты, если мы не выполним то, что обещали своему Господу.
В чине монашеского пострига мы читаем Евангелие от Матфея и размышляем над тем, что же главное в жизни человека. Если ты взял свой крест и пошел за Христом, оставь все – родителей, всех тех, кто дорог тебе. И более того, не просто оставь, не возлюби никого более, нежели Бога. Часто это чтение евангельское становится большим соблазном для людей, которые, до конца еще не прониклись евангельским духом. Им странно, что Господь заставляет нас отрекаться от родных, от ближних. Но думается мне, что здесь речь немного о другом. Человек, приступая работать Богу, отрекается от любви земной ради любви большей. И опыт монашеской жизни говорит нам о том, что часто иноки, отвергнув все что было в их жизни и последовав за Христом, в какой-то момент оказываются намного ближе и к своим родным, и к людям, которые им дороги. И намного больше успевают сделать для Церкви, чем они об этом помышляли.
В постриге тебе дано имя Силуан. Мы знаем многих святых, которые носили это имя. Но был среди них удивительный человек – преподобный Силуан Афонский, обычный русский крестьянин, который посвятил свою жизнь Богу. Он покинул Отчизну, родимый дом и уехал на Афон, где многие десятилетия провел в послушании и подвиге в русском Пантелеимоновом монастыре. В 1938 году святой преставился ко Господу и в конце ХХ века был прославлен сначала в Церкви Греческой, а потом внесен в святцы Русской Православной Церкви. Его жизнь, его учения, его подвиг близки нам, ибо не так много времени разделяет нас. Он фактически наш современник.
Преподобный Силуан был удивительным человеком. И самый большой дар, который Господь даровал ему, – дар молитвы. В жизнеописании говорится о том, что, когда святой пришел на Афон, он стал подвизаться так, как многие другие даже не помышляли. Но сердце его молчало. Была ужасающая тяжесть, святой переживал о том, что Господь не слышит его. И вот однажды во время вечерней молитвы старцу Силуану было видение. Господь открылся ему. Он увидел Христа, и Лик Спасителя, взгляд Его были настолько милостивыми, полными любви и сострадания, что святой Силуан все понял. В нем все переменилось, и с этого мгновения в его сердце раздавалась непрестанная молитва на протяжении всех оставшихся лет земного странствия.
В монастыре каждый монах несет то или иное послушание. Часто эти послушания связаны со многими трудностями, искушениями, скорбями, с большим рассеянием в том числе. А если говорить о современной жизни, то часто монахам приходится нести послушание за белое духовенство на приходах: заниматься людьми, преподавать, учить, воспитывать детей. Это все не монашеские послушания. Но мы не всегда можем выбирать и, думаю, что искусный может быть искусен во всем.
Преподобный Силуан Афонский нес в Пантелеймоновом монастыре послушание эконома, под его началом было до 200 рабочих. Они занимались стройкой, ведением хозяйства монастырского. И при этом старец Силуан никогда не оставлял молитву, никогда не предпочитал какой-то мирской успех главному делу своей жизни – молитве.
Я хотел бы пожелать тебе, дорогой отец Силуан, чтобы по молитвам твоего небесного покровителя и в твоей жизни, несмотря на все трудности, с которыми ты столкнешься, на искушения, скорби, Господь укрепил тебя. Преподобный Иосиф Афонский говорил, что настоящие монашеские искушения начинаются спустя 5 лет после пострига. Молюсь я о том, чтобы Господь дал тебе каждый день твоей жизни возвращаться мысленно в этот храм, к этому алтарю, к Евангелию и к тем обетам, которые ты сегодня давал.
Пусть Господь укрепит тебя, не изнемогай, не унывай и ничего не бойся. Господь рядом, Господь поможет, укрепит и во всем тебя поддержит. Я желаю тебе помощи Божией, сил и главных монашеских добродетелей. Их три. Послушание, не просто настоятелю, архиерею, а всей во Христе братии. То есть монах даже в тот момент, когда ему самому приходится принимать решение, даже если он поставлен на ту степень и должность, когда от него ждут каких-то указаний, должен помнить, что он ходит под Богом. Что нужно и в это мгновенье уметь отсекать свою волю, говорить: «Господи, не как хочу я, но пусть будет так, как благословляешь Ты».
Нестяжание – вольная нищета Христа ради. Когда-то монахи не имели ничего. В «Отечнике» мы читаем – хороший монах тот, у кого рясу, брошенную в пустыне, три дня никто не подбирает. Наше время другое. Вполне вероятно, тебе придется заниматься церковным строительством, собиранием средств. Но и в этом может быть исполнение заповеди, если ты не будешь ни к чему привязываться. Апостол Павел говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4; 12-14).
И, конечно, целомудрие. Это не только отказ от семейной жизни, от мирских радостей, но прежде всего это цельность ума. Это цельность сознания – когда человек с Божией помощью пытается соединить чистоту телесную и чистоту душевную, духовную. Это три заповеди, это главное, что есть в жизни монаха, и надо стараться об этом помнить, как бы ни было трудно.
Я хотел бы попросить у всех присутствующих, у братии нашей – монахов, духовенства, всех верующих – помолиться об отце Силуане, поминать его в своих молитвах не только сегодня, но и во все дни своей жизни. А тебе, отец Силуан, такое послушание – молиться за весь мир. Ибо главная обязанность монаха – молитва.
Преподобный Паисий Святогорец говорил, что монахи как маяки, которые стоят далеко на скалах, но их свет направляет корабли. Монахи оставляют мир, но могут очень много принести пользы. А могут принести и вред. И дай Бог, чтобы Господь оградил тебя от искушений и падений, дал тебе силы все преодолеть и достигнуть того, к чему стремилось и стремится твое сердце. Я поздравляю тебя, желаю тебе сил и помощи Божией на этом нелегком, но столь благодатном и радостном пути. Храни тебя Господь, отче Силуане!
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
17 апреля 2019 г.
17 апреля 2019 г.