Православный символ Петербурга
Это Исаакий – храм, который часто так и называют, по имени его небесного покровителя – преподобного Исаакия Далматского. Память этого святого Церковь празднует 12 июня.
Покровитель истинной веры…
Святой Исаакий начал подвизаться в Сирийской пустыне во время гонений императора Валента (364-379 гг.). Жестокий правитель был приверженцем арианства и увлекал в ересь весь Константинополь.
Столице Византийской империи в ту пору угрожали готы, император стал готовить военный поход. В те дни по особому повелению Божию святой Исаакий явился перед Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и тогда Господь благопоспешествует пути твоему». Но правитель отмахнулся от подвижника. На следующий день старец снова предстал перед Валентом, но тот опять пренебрег его советом. И на третий день подвижник пошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаакий начал еще усерднее просить царя открыть храмы и прекратить гонения на православных.
Когда они дошли до пропасти, поросшей терниями, император велел страже сбросить туда святого. Божий угодник упал в терния, как на мягкое ложе. Два ангела, явившись перед ним, извлекли его из пропасти и перенесли невредимым в Константинополь, куда в этот момент прибыл император. Изумленному Валенту святой сказал: «Отопри храмы, и тогда ты возрадуешься. Не послушаешь меня – знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь был потрясен предсказанием, но все же не послушал его и приказал сановникам заключить Исаакия в темницу до возвращения.
Сражение около Адрианополя обернулось поражением императорского войска. Бежав с поля боя, Валент спрятался в куче соломы. Варвары, догнав его, подожгли – пророчество святого Исаакия сбылось. Солдаты, вернувшись с битвы, желали испытать Исаакия и сказали ему готовиться держать ответ за свои слова, потому что император возвращается. «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей», – ответил подвижник.
…и право верующих
Царский престол перешел к Феодосию Великому. Он освободил инока, издал эдикт о возвращении храмов православным. Святой Исаакий хотел вернуться в Сирийскую пустыню. Но советники царя буквально умолили его остаться, чтобы он содействовал восстановлению иноческой жизни, подорванной за сорок лет арианских гонений.
Святой выбрал скромную келью за городом и стал вести подвижническую жизнь. Вскоре множество людей стали приходить к нему за советом, благословением, беседами об истинной вере и духовной жизни. Император Феодосий посещал отшельника и просил молитв за государство.
С ростом числа учеников святого на месте, где он подвизался, был основан первый монастырь в Константинополе. Под его пастырским присмотром родились и другие монашеские общины в городе и окрестностях.
Святой, чем мог, помогал нуждающимся, а когда не имел такой возможности, то обращался к зажиточным христианам, и те предоставляли бедным еду и одежду. Так монах стал не только наставником горожан в вере и духовной жизни, но и в делах милосердия и благотворительности.
Перед кончиной преподобный собрал учеников, напутствовал им быть твердыми в вере и назначил своим преемником Далмата, по имени которого стал называться монастырь.
История Исаакиевского собора
Почитание преподобного Исаакия в России связано с личностью императора Петра I. Его день рождения (30 мая по старому стилю) совпал с днем памяти святого. Император считал преподобного своим небесным покровителем, и потому решил построить в центре Петербурга собор в его честь.
История Северной столицы знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь по указу Петра I построили в 1707 году на территории Адмиралтейства. Маленький, быстро обветшавший храм перестроили в каменный, более вместительный. Но из-за близкого расположения к Неве в 1760 году разобрали и его – вода подмывала фундамент.
Третий собор, дальше от воды, начали возводить при императрице Екатерине II, а достраивали уже при императоре Павле I. Строительство начиналось из мраморных плит, а закончилось обычными кирпичами, потому здание не соответствовало облику города.
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма. Александр I отверг множество проектов, пока не познакомился с чертежами Огюста Монферрана. В проекте он предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, соединив старый и новый фундаменты. Четвертый собор торжественно освятили в 1858 году в день памяти преподобного Исаакия. За службой молился император Александр II, а Петровская и Исаакиевская площади не смогли вместить всех богомольцев, народ забирался даже на крыши ближайших домов. К слову, сегодня в соборе одновременно могут находиться 12 000 человек.
В годы гонений
До революции в соборе хранилось множество святынь, в том числе частица Креста Господня, иконы в драгоценных окладах. В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из него вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. А 12 апреля 1931 года в храме открыли один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В годы Великой Отечественной в подвалах собора хранили произведения искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек не удалось. Немцы использовали его как ориентир на местности. По сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. В 1948 году храму был присвоен музейный статус.
В наши дни
В 1990 году в соборе возобновили богослужение. Сегодня в нем действуют три придела – во имя преподобного Исаакия Далматского, во имя святого князя Александра Невского и во имя святой великомученицы Екатерины. Утренние и вечерние богослужения совершают почти каждый день. В прошлом году Исаакиевский собор выбрали православным символом Санкт-Петербурга.
В числе особо значимых святынь – ковчег с частицами мощей апостолов Андрея Первозванного, Петра и Павла, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. А также Тихвинская икона Божией Матери XVIII века. Это список с древней иконы, возвращенной в Тихвинский монастырь. Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству. По молитвам Богородице у нее совершались исцеления. О чудотворной святыне стало известно в городе, и ее перевезли в собор. В 1930-х годах образ убрали в запасники. И только в мае 2002 года при подготовке к праздничному богослужению, посвященному Дню города, икону вернули на ее место.
Внешний вид
Пятиглавый храм выполнен в стиле позднего классицизма, и с традицией православной архитектуры его связывает в основном общее впечатление – мощь и величие во всем. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной в полметра. С четырех сторон храм обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой здания высится золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами.
Более 350 скульптур украшают снаружи здание собора, ведущая тема скульптурного комплекса — прославление Иисуса Христа, сцены из Его земной жизни и Страстей Господних. А фраза, которую мы видим в северном портике, — «Господи, силою Твоею возвеселится царь» — можно считать выражением идеи всего сооружения.
Исаакиевский собор – это целый архитектурный комплекс, который окружают четыре площади – Адмиралтейская, Дворцовая, Исаакиевская и Сенатская. Благодаря своему положению храм отлично просматривается со всех сторон, а перед теми, кто решится забраться на его колоннаду, откроется прекрасный вид на центр города, Неву, Петропавловскую крепость.
Внутреннее убранство
Этот собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы, порфира, лазурита и других камней. Любителей изобразительного искусства привлекает уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века – 150 живописных изображений. Плафон центрального купола площадью более 800 кв.м. «Богородица во славе» расписывал Карл Брюллов, над внутренним убранством храма трудились и другие известные художники и скульпторы.
За престолом главного придела установлен витраж с изображением Воскресшего Христа – это один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
12 июня 2019 г.