Покровитель истинной веры
Святой Евсевий был в IV веке епископом города Самосаты, находившегося под управлением Антиохийского патриарха. На долю благочестивого, исполненного ревности о Боге, непоколебимого в православном исповедании архиерея выпали годы борьбы с ересью Ария. Память священномученика Церковь празднует 5 июля.
Руку – за правду
После окончания эпохи гонений Церкви предстояло иное испытание. В борьбе с еретическими лжеучениями, в которые уклонялись и простые люди, и светские сановники, императоры, и даже церковные иерархи, рождались догматы нашей веры. Ересь Ария, учившего, что Сын Божий есть лишь творение Отца, а Бог по существу есть Единица, а не Троица, на многие годы взволновала умы верующих людей. И даже после Первого Вселенского Собора, осудившего арианство, у ересиарха было множество последователей.
Однажды в Антиохии проходил собор всех епископов для избрания патриарха. Многие архиереи, уклонившиеся в ересь, ожидали увидеть на кафедре того, кто верит так же, как они. Святой Евсевий на соборе занимал не последнее место между епископами. Он порекомендовал к избранию на патриаршество епископа Севастийского Мелетия – правоверующего и твердо держащегося Символа Первого Вселенского Никейского Собора. Еретики, подумав, что святой Мелетий будет их единомышленником, послушались святого Евсевия. Приговор о поставлении Мелетия в патриархат они подтвердили подписями и отдали на хранение святому Евсевию.
Нового патриарха все встретили с великою радостью. Святитель Мелетий стал учить свою паству добродетельной жизни. Он надеялся, что, исправив злые нравы, сможет успешно сеять семена Православия. Но вскоре народ захотел удостовериться, какого исповедания держится новый предстоятель. Святой Мелетий произнес в храме проповедь, в которой восхвалял православную веру, утвержденную на Первом Вселенском Соборе в Никее. Он исповедовал Сына соприсносущным и соестественным Отцу, не созданным и Творцом всей твари. Ариане с яростью выгнали патриарха из церкви и добились от императора Констанция осуждения святого на ссылку.
Потом они стали через императора добиваться, чтобы святой Евсевий вернул им приговор об избрании святого Мелетия. Посланный передал епископу царское повеление, на что тот ответил, что не отдаст приговор, пока все, подписавшие его, не соберутся на собор. Посланник возвратился ни с чем.
Разгневанный правитель составил повеление, в котором приказал отсечь епископу руку, если тот не отдаст документ. Когда царский гонец показал владыке послание, святой Евсевий, протянул две руки на отсечение со словами: «Не только правую руку, но и левую отрубите. Все-таки я не отдам приговора, обличающего злобу и беззаконие ариан». Констанций, узнав ответ святого, удивился его мужеству и твердости, за что впоследствии восхвалял его перед многими.
Воин-святитель
Вскоре на Римский престол пришел Юлиан Отступник. Царь открыто приносил жертвы идолам и воздвиг гонение на Церковь и христиан. Многие православные храмы из-за этого остались без служителей, святительские престолы – без архиереев, одни были умерщвлены, а другие разогнаны или арианами, или идолослужителями. В то время святой Евсевий, утаив свой сан, оделся в воинские одежды и стал обходить Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Где он находил Церковь без служителей, там он поставлял иереев и диаконов и поставлял епископами только тех, кто держался Никейского Символа веры.
После позорной смерти Юлиана стал царствовать христолюбивый царь Иовиан. Святой Мелетий был возвращен на престол, а святой Евсевий и прочие православные архиереи стали с дерзновением, не боясь язычников, управлять своею паствою. Среди них был Пелагий, епископ Лаодикийский, единомышленный друг святителей Мелетия и Евсевия.
Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов, и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия – святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением.
Мудрый наставник паствы
По смерти недолго царствовавшего благочестивого царя вступил на престол Валент. Еретики быстро совратили его в арианство и продолжили свои беззакония. Православная Церковь снова стала терпеть притеснения, и епископы – изгнание. Святой Евсевий был осужден в заточение.
Приказ царя доставили в Самосаты к вечеру. Святой, узнав о нем, призвал к себе царского посланника и сказал ему: «Сегодня никому не говори о причине твоего прихода, а то узнает народ и, возревновав, может возмутиться и убить тебя; тогда я буду виновником твоей смерти». Совершив вечернюю молитву, святой ночью тайно уплыл в город Зевгму.
Самосатяне, узнав, что архиерей оставил их, спешно поплыли за святителем. Но никакими рыданиями не смогли уговорить его возвратиться. Святой лишь сказал: «Мне невозможно быть противником царского повеления, да и для вас небезопасно противиться царской воле». При прощании святой благословил всех и наставил держаться православной веры.
До смерти злочестивого царя Валента святой Евсевий оставался в Истре. На его место в Самосаты был назначен епископ-арианин Евномий. Когда он вступал в город для управления паствою, никто из жителей города не вышел к нему навстречу. Горожане не желали молиться с еретическим епископом и принимать от него благословение. Епископ Евномий постоянно находился один. Поняв, что не может привлечь к себе народ, ушел из города.
Тогда ариане поставили в Самосаты епископа Лукия. Горожане и ему не оказывали почести. Овцы Христовы, хотя и были без своего пастыря Евсевия, хорошо помнили его учение и непорочно соблюдали святую веру. Насколько православные гнушались еретического епископа, видно из такого случая. Однажды мяч, которым играли дети на улице, попал под коней и колесницу епископа-арианина. Видя это, мальчишки стали громко кричать: «Мяч осквернился еретичеством…». Дети развели огонь и стали перекидывать мяч через пламя, думая огнем очистить мяч от еретичества. Этот поступок вызвал гнев епископа Лукия, который он обратил на многих священнослужителей.
Мученическая кончина
Валента сменил благоверный царь Грациан. Он освободил священнослужителей, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Тогда возвратились святой Мелетий – в Антиохию, святой Пелагий – в Лаодикию, святой Евсевий – в Самосаты. Для православных это было великою радостью.
Архиереи стали заботиться о церковном благоустроении. Прежде всего они избрали на архиерейские престолы, бывшие праздными по извержении епископов-ариан, достойных и твердых в православии служителей. С одним их них – епископом Марином, избранным в арианский город Долихины, святой Евсевий пошел сам. Он хотел очистить город и его Церковь от ереси и посадить на престол вновь избранного православного архиерея.
Когда Евсевий вошел в этот город, одна женщина-арианка бросила в него с крыши горшок и рассекла святому голову. Святой Евсевий не оправился от раны и преставился ко Господу. Умирая, он просил всех, бывших с ним, чтобы они не мстили женщине. В этом святой епископ подражал Христу, молившемуся на Голгофе о прощении распинающих Его, а также первомученику Стефану.
Святое тело мученика вернули в Самосаты, где на его погребение собрался весь город.
5 июля 2019 г.