Вопрос недели: как провести Успенский пост
Подходит к концу лето. Для кого-то это пора отдыха (в разгаре летние отпуска), для кого-то – время страды (уборка урожая, заготовки на зиму), для школьников и их родителей – суетливая подготовка к новому учебному году. И как венец лета, приходит Успенский пост. Как с максимальной пользой для души провести эти две недели поста и уходящего лета? На этот вопрос отвечают архипастыри и пастыри.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт:
– Все-таки Успенский пост, хотя и приходится на две последние недели августа, это возможность осознанно подготовиться ко дню Успения Пресвятой Богородицы, а не венец лета.
Для человека смена сезона вряд ли имеет такое значение, как, например, для медведя. Медведь на зиму впадает в спячку, а летом набирается витаминов и микроэлементов, чтобы пережить эту спячку. В современном мире подходящее для вас место для отпуска можно найти вне зависимости от времени года.
Так что ваш вопрос скорее затрагивает тему жизненных приоритетов.
Честным будет признать, что мой взгляд на эту тему специфический, монашеский. Если к годам в постриге добавить семинарские годы (а семинарская жизнь в начале девяностых строилась по монастырским образцам), получится, что большую часть из своих 41 года я живу по монашескому уставу. И, значит, с точки зрения мирянина пощусь круглый год и практически ежедневно участвую в богослужениях.
Для монаха устав, по которому живет наша Церковь, совершенно родной и естественный, потому что это устав изначально монастырский, определяющий строй жизни в монастыре – от хода и продолжительности богослужений до правил трапезы. Эта особенность Типикона служит сегодня поводом для многочисленных умозаключений о необходимости оставить Иерусалимский устав только монахам, а для приходов и прихожан разработать другой. Но это уже совершенно отдельная тема.
Повторюсь, для монаха, во всяком случае для монаха, живущего в монастыре, многодневные посты – это не что-то чрезвычайное, а просто усиление ограничений в трапезе, большая сосредоточенность на молитве.
Если для человека жизнь, поступки определяются верой, он не будет испытывать дискомфорта от поста
Что касается мирян, мне труднее говорить. Но все-таки, имея большой круг общения, замечаю, что внешнее соблюдение правил поста непосредственно зависит от внутреннего устроения, от строя духовной жизни. Если для человека церковная жизнь заканчивается на венчании, крещении детей, отпевании родных и близких, он скорее всего будет воспринимать Церковь как комбинат ритуальных услуг, и поэтому церковные правила и нормы он будет воспринимать как искусственные и ничем не обоснованные ограничения.
С таким подходом приходится сталкиваться при организации катехизических бесед, когда восприемник искренне не понимает, зачем ему учить какие-то молитвы и читать какие-то книжки, когда он просто хочет стать участником красивой церемонии.
Для таких людей, конечно, отказ на две недели от пищи животного происхождения не очень понятен.
И напротив того, если для человека жизнь, поступки определяются верой, он не будет испытывать дискомфорта от поста.
Епископ Орский и Гайский Ириней:
– Лучше всего провести оставшиеся летние недели дома, готовясь к новому учебному году, к новым подвигам. Для этого необходимо хорошенько собраться. Мудро, что существует этот пост накануне нового учебного года. Это время, когда христианин подводит итоги, анализирует, что он успел сделать, а что нет.
Успенский пост – это период сбора урожая и активной заготовки продуктов и других необходимых припасов на зиму. Благо, что есть такое время, и его необходимо использовать максимально правильно и с пользой.
Тем христианам, которые отправились в отпуск на это время, могу посоветовать только одно – в следующем году планируйте отдых раньше, до наступления Успенского поста. Лучше подготовиться к новым подвигам, к учебному году, к зиме.
Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий:
– Прочитав вопрос, сначала изнемог от недоумения, размышляя, что посоветовать. Одному приятно одно, другому другое. Пустота заполнила все горизонты мысли, и возникло желание отказаться от ответа.
На следующий день, после службы в церкви, подумалось, что остаток лета нужно воспринимать не как часть времени, а как дверь в вечность. Каждый отрезок времени хранит в себе тайну. Он одновременно открывает нам дверь или в вечное блаженство, или в вечную муку. То, что является целью всей жизни, это же самое должно быть целью и каждой частички жизни. Если же нет цели, то, как говорил Сенека: «Никакой ветер нам не будет попутным!»
Что нам дает дело всей жизни, к тому должно приближать и каждое отдельное дело
Что же делать конкретно, сказать сложно. Это, с одной стороны, очень индивидуально, по талантам каждого, а с другой стороны, один из древних отцов говорил: «Не все ли дела равны?» С человеческой точки зрения не менее сложный вопрос: как правильно есть? Но ответ нужно искать не от себя, а от Бога. Отцы говорят, что если ты встал с трапезы, и хочется молиться, то ты покушал правильно. Подобно и блаженный Августин отвечает: «Люби и делай что хочешь». И преподобный Серафим Саровский предостерегает, что всякое дело, не Христа ради делаемое, не спасительно. Значит, не только в значении времени, но и в делательном смысле, что нам дает дело всей жизни, к тому должно приближать и каждое отдельное дело.
Бог есть Любовь. Все заповеди Его можно собрать в две: о любви к Богу и любви к ближнему. Для научения этому Бог в Эдеме насадил рай, а на земле две школы любви: семью и монастырь. В раю Адам должен был рай распространить на весь Эдем, а Эдем – на всю землю. На земле человек, научившись любить родных, должен распространить свою любовь сначала на ближних, а затем на дальних, начиная с врагов. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел на землю, это дело и совершил. Показав образ любви, отдав себя на распятие для искупления грехов распинателей. В семье мы должны научиться любить невесту, потом жену, потом жену в беременности, жену с детьми и далее жену в старости. На каждой ступеньке мы должны расширить своё сердце, чтобы оно могло вместить Божию заповедь о любви всё в новых и новых горизонтах. Также мы должны научиться любить учение, труд, Родину, скорби и еще раз врагов. И когда мы полюбим всё, ничто не сможет нас вышибить из седла. Ничто не сможет нас похитить из власти заповеди: «Радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Мы, по слову святителя Иоанна Златоуста, «будем иметь радость при отсутствии источников радости». Здесь радость труда, понуждения и жертвенной любви, а там радость благодарения перейдет в вечное блаженство со святыми и ангелами.
Свет Христовой любви да просветит нас, как открыть дверь, в которую Христос будет стучаться к нам в сердце, в каждый дарованный нам день спасения остатка времени благоприятного, лета Господня!
Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний:
– Хочу адресовать свои пожелания прежде всегородителям и детям. Лето – это время некоего расслабления, нарушения привычного ритма жизни, распорядка дня и занятий. Пост – это время ограничений, добровольных ограничений ради Господа. Для детей вполне допустимы послабления в пище, но в смысле ограничения обычного порядка жизни пост должен ощущаться и нашими детьми. И им надо обязательно об этом говорить: наши дети на многое способны ради Христа.
Очень важно, чтобы в период поста родители помогли своим чадам подготовиться к новому учебному году.
В этом смысле хорошо бы начать ложиться спать и вставать в одно и то же время, близкое ко времени подъема в учебный год. Возможно, стоит освежить в памяти знания прошедшего учебного года. Самое время ограничить пребывание за компьютерами и иными «пожирателями времени».
Ну и, конечно, ритм жизни духовной в случае его летнего нарушения также должен быть восстановлен. Молитвенное правило и более частое посещение храма должны снова вернуться в жизнь, благо Успенский пост богат на особые торжественные дни богослужений.
Говоря о том, как должна меняться жизнь детей, призываю родителей показывать пример, а не просто директивно воспитывать своих чад. Только совместно проходя подвиг поста, мы сможем передать нашим детям опыт жизни духовной.
Всем помощи Божией. Постимся постом приятным!!!
Протоиерей Андрей Ткачев:
– Исходя из того, что «наше северное лето – карикатура южных зим», конец августа и начало осени нужно ловить. Это краткие деньки. Подлинное «бабье лето», то есть нечто последнее, уходящее, остаточно жаркое и оттого грустное и прекрасное.
Но наслаждаться природой, во-первых, нужно уметь, а во-вторых, иметь для этого время. Человек, замотанный в суету, трясущийся в транспорте, мучительно думающий о проблемах, склонен не особо отличать июль от августа. И таких людей большинство. Зимой и летом у них есть асфальт, бетон и выхлопные газы, а кроме этого даже не знаю, что у них еще есть. Разве что вечно звонящий мобильник.
Но счастлив, кто имеет кусочек земли с крышей над головой вдали от города, на природе. Счастлив тот, кто ходит босиком по росе и собирает ягоду со своих кустов. Если при этом он почитывает Псалтирь или размышляет над Евангелием, то он уже не счастлив, а блажен. Но и тот, кто собирает детей в школу, тоже счастлив. Не потому, что наслаждается покоем (какой покой при словах «школа» и «дети»!). Счастлив потому, что инвестирует в будущее и не даром живет. Тратит силы, время и деньги не на себя, любимого, а на плод чрева своего, что есть первый шаг в сторону прочь от разъедающего эгоизма.
Но над всем сим – великий праздник Преображения и умилительный праздник Успения, которыми венчается лето. Пусть каждый выучит наизусть тропарь и кондак обоих праздников. Пусть каждый поймет, что значит «На горе преобразился еси…» и «В молитвах неусыпающую Богородицу…» Пусть каждый будет в эти дни в храме – и с вечера накануне, и с утра на Литургии. Тогда лето у него закончится хорошо, независимо от того, есть ли у него дача, есть ли у него дети и переходят ли эти дети в очередной класс.
Протоиерей Александр Авдюгин:
– Святой Симеон Солунский пишет: «Некоторые, впрочем, говорят, что Успенский пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».
Итак, изначально – освящение Богом урожая этого года. Ведь сколь ни совершенствуй технологии, как ни придумывай различные пищевые заменители и добавки, если Господь не благословит произрасти и не освятит плоды, Им данные, то вкушать нам нечего будет.
Это факт всем понятный.
Затем ходатайствуем пред Пречистой, чтобы уговорила Она Сына Своего нас помиловать.
Почему именно в эти дни? Так ведь зима впереди. В дни холода и замирания природы одной шубой и печкой не обойдешься. Потрудиться надобно, чтобы не дуло, не мочило и не замерзало.
В государственных и светских организациях мероприятия к грядущей зиме еще весной разрабатывают, чтобы после счета осенних цыплят авралы не устраивать. Да вот беда: как ни планируй, без очередных ежегодных «катаклизмов» не обходится. Человек же духовный, православным себя определяющий, прекрасно понимает, что без Бога зиму можно и не пережить. Обращаться же к Нему в дни скоромного отдохновения толком не выходит.
Так что Успенский пост – мудрое установление. Рискну даже добавить к словам святительским народное определение: «Успение – ума прозрение».
Для священника же после празднования трех праздников Спаса и Богородичного Торжества детские глазенки на молебнах пред началом учебного года о многом говорят и искренне молиться невольно заставляют.
Грех тогда начинается, когда за суетой развлечений забывается, что уже настали дни, когда слово «надо» превышает глагол «хочу»
Нет беды поправлять свое здоровье и сил набираться на отдыхе или на курорте в дни Успенского поста. Грех тогда начинается, когда за суетой удовольствий, неги и развлечений забывается, что уже настали дни, когда слово «надо» превышает глагол «хочу».
Золотая осень лишь для тех «отговорит березовым веселым языком», кто стрекозу крыловскую, которая «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», помнит.
Так что Успенский пост хоть и древнее установление, но всегда актуален и вполне современен.
Священник Димитрий Шишкин:
– Цель поста в том, чтобы приблизиться к Богу, ограничив себя во всем, что мешает духовной жизни, и, напротив, больше времени, внимания и сил уделяя молитве, чтению Священного Писания, посещению храма, делам милосердия… В этом смысле при искреннем желании поста по-настоящему препятствующих ему обстоятельств совсем немного. И в подготовке к новому учебному (рабочему) году пост, конечно, не помеха, потому что ничто так не способствует любой подготовке к доброму делу, как сосредоточенность, воздержание и молитва, к которым призывает нас пост. То же можно сказать и о сельской страде: работай себе и молись – что может быть лучше?! Работа помогает не отвлекаться на суетные и пустые разговоры. Подготовка же к школе, хождение по школьным базарам хоть и кажется делом суетным, но и тут можно быть внимательным и проводить свои подготовительные мероприятия с молитвой и вниманием сердечным, воздерживаясь, прежде всего, от суеты внутренней.
Если же говорить об отпусках и туристических поездках, то надо, прежде всего, избавиться от иллюзии. Человеку иногда кажется, что ему нужно «расслабиться по полной», то есть дать свободу страстям, для того чтобы отдохнуть и набраться сил на предстоящий год. Но это именно иллюзия и ничего больше. Пост – это как бы некая таинственная дверь, которая со стороны кажется чем-то скучным и тягостным, но стоит только сделать над собой усилие и приблизиться к ней, взяться за ручку, открыть и войти – как человек оказывается в мире настолько родственном, близком душе, что очень скоро начинает понимать: именно это и есть то, в чем он по-настоящему нуждается. При честном и добросовестном отношении к посту он способен доставить душе – да и телу – действительную отраду, здоровье и крепость. Так что в конце поста человек испытывает не радость от того, что «наконец-то можно всё», а тонкую грусть, что пост уже заканчивается и в силу природной немощи трудно будет продолжать то восхождение горе, которому пост как некое внешнее, дисциплинирующее средство так удобно содействовал. Мы, может быть, и имеем благое желание, но сил недостает его осуществить, в то время как пост, установленный Церковью, нам в этом добрый и надежный помощник.
А всего-то и нужно – настроиться со всей решимостью проводить пост как подобает. Не страшиться его строгости, а полюбить и принять ее, обратиться к Богу за помощью – и мы увидим, насколько пост на самом деле радостен! У вас выпал отпуск на это время? – Прекрасно! Проведите его не в безумной гульбе, а в памяти о Боге, в благоговейном сосредоточении и в разумном воздержании; свободное время заполните чтением святых книг и размышлением о прочитанном; наслаждаясь красотой природы, восполните свои переживания молитвой; в общении с близкими будьте сознательно снисходительны, терпеливы и благожелательны – вот и будет вам пост. Даже если вы в столовой вынуждены будете есть что-то скоромное – соблюдите меру воздержания: не упивайтесь спиртным, не чревоугодничайте, а, может быть, можно будет избрать и постное меню – смотря по обстоятельствам. Если же нет – пусть это будет поводом укорить себя лишний раз: почему не подумал заранее о том, что грядет строгий пост? почему не позаботился о том, чтобы попоститься как следует? Вот ешь теперь и укоряй себя, неразумного(ную), потому что в самоукорении и сокрушении сердечном состоит во многом цель поста. Отцы святые говорят: «Лучше немощная совесть, нежели тщеславная добродетель». Лишь бы мы эти слова не использовали для оправдания своей беспечности.
Из любых ситуаций можно извлечь пользу. Было бы желание! Вы отправились в путешествие? Чудесно! А есть ли там храм? Есть. Так найдите время посетить его, скажем, в воскресный день, может быть всей семьей, побудьте на службе не десять минут, а от начала и до конца, вкусите сладость полноты богослужения! Разве это не прекрасно? Разве это не отдых и отрада для души?
Словом, всё дело в расположении сердца, в вере и благой решимости. И если расположение души согласно с установлением Церкви – такое сочетание и согласие принесет только пользу, причем пользу, бесконечно превосходящую всё то, что может доставить нам вся индустрия «отдыха и развлечений». Да поможет нам Господь извлечь из грядущего поста тот благословенный нектар радости, который так необходим омраченной страстями, уставшей от греховной жизни душе.
14 августа 2019 г.