Проповедь Епископа Пахомия в праздник Успения Пресвятой Богородицы
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня великий двунадесятый праздник – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Сегодня мы вспоминаем Ее смерть. Но наша Церковь называет смерть – переход от жизни временной в жизнь вечную – Успением. Сравнивает смерть со сном. И, действительно, Матерь Божия, как праведница, засыпает тихим сном. Она не умирает – Она переселяется в вечность. Ее Сын, Господь наш, душу Ее, словно младенца, берет на Свои руки и возносит на небеса.
Этот праздник – праздник тихой радости, спокойствия, молитвы. Но когда мы говорим о смерти, погребении, все равно в сердце рождается печаль, чувство расставания, утраты. В Успении этого нет. Матерь Божия – в молитвах неусыпающая Богородица. Переселяясь на небеса, Она не оставляет мира, не перестает быть нашей Помощницей, Молитвенницей, Заступницей. И мы, дорогие братья и сестры, это, конечно, чувствуем.
Каждый человек, прожив жизнь, приобретает друзей, знакомых, родственников. Приобретает о себе добрую или злую память. Когда человек умирает, все это открывается без всяких прикрас. Часто мы думаем о людях в определенном ключе – не важно, положительном или отрицательном, но смерть, погребение открывает нам истинную картину. В одно мгновение мы вдруг понимаем, кого мы потеряли, кто покинул нас. Думаю, дорогие братья и сестры, каждый из вас видел смерть молодых и старых, родных и незнакомых людей. Каждый может сказать, что смерть, переселение из временной жизни в жизнь вечную, открывает истинное знание о том, каким был умерший человек на самом деле.
Мне приходилось видеть разных людей. Я видел бедняков и людей богатых, людей простых и очень славных, образованных и простецов, но, как я уже сказал, смерть их открывала глаза на то, какими людьми они были.
В патерике есть удивительное сказание о неком монахе, который подвизался в пустыне, был человеком святой жизни. Был у него друг-мирянин, который приносил ему пищу для поддержания сил. И вот однажды этот мирянин пришел в пустыню и увидел, что дикий зверь разорвал отшельника. Он похоронил его и, поскорбев о нем, вернулся в город. В дороге он размышлял, почему Господь послал такую страшную смерть человеку, который всю жизнь прослужил Ему? Тут же он увидел выходящую из города процессию – шли священники, солдаты, чиновники, сам архиерей, толпа народу, музыканты. Люди несли гроб, украшенный цветами. Увидев, кого хоронят, мирянин заплакал, потому как умерший был человеком грешным, скупым, суровым, жестоким, но богатым и знатным. Мирянин взмолился: «Господи! Почему так? Почему тот, кто служил Тебе всю жизнь, удостоился смерти страшной, а тот, кто Тебя всю жизнь не знал, кто не исполнял Твоих заповедей, грешил, удостоился таких пышных похорон?»
На свое прошение мирянин получил ответ. Он услышал голос, который сказал, что умерший богач был человеком грешным и заслужил огненную геенну. Душа его отправилась на вечные мучения. В жизни он совершил один хороший поступок, за это что Господь решил его вознаградить – дал ему хорошие похороны. А отшельник был человеком святым – он подвязался, служил Господу и, конечно, Господь переселил его в райские обители. Но у отшельника был один грех, был один проступок, за который ему нужно было претерпеть, чтобы полностью свою совесть и душу очистить. Мораль сей притчи такова: мы должны поступать так, как Господь нас учит, как говорит нам Церковь. Мы должны жить по совести, жить так, чтобы она нас не обличала. Мы должны жить и помнить, что Господь смотрит на наши поступки. И тогда, как бы ни было тяжело, какая бы смерть не ждала нас, будем верить, что Господь спасет нас.
Мы сегодня вспоминаем Успение Божией Матери. Пресвятая Богородица была человеком великой, святой жизни. Мы называем ее Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. Это значит, что Церковь наша почитает Ее превыше ангелов. Матерь Божия жила праведно и очень скромно. Предание нашей Церкви рассказывает о том, как она жила, прежде чем поселиться в Иерусалимском храме, как о Ней заботился праведный Иосиф Обручник, как к Ней явился Архангел Гавриил, как Она воспитывала Христа, как жила после Его смерти в доме апостола Иоанна Богослова. В отличие от Предания Евангелие очень скупо повествует о жизни Божией Матери. Первое событие, о котором мы узнаем из Священного Писания, – Благовещение. Мы читаем, как Божия Матерь обращается к Архангелу Гавриилу и спрашивает: как будет это, когда Я мужа не знаю? (См. Лк. 1, 34). Тот говорит ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (См. Лк. 1, 35). В ответ Она молвит: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (См. Лк. 1, 38). Первое качество, которое проявляет Пресвятая Дева, есть величайшее смирение. Часто, братья и сестры, когда мы слышим в свой адрес какие-то неприятные слова, мы, как правило, раздражаемся, обижаемся. Но почти так же мы реагируем, когда слышим похвалу. Мы начинаем надмеваться, гордиться. А Матерь Божия полагается на волю Божию. Да, Она пророчествует о Своем Сыне при рождении, пророчествует о том, что Ее будут ублажать все роды (См. Лк. 1, 48). Но в этом кратком и очень мудром слове нет ни гордости, ни тщеславия, есть только смирение.
В Евангелии упоминается еще один случай. Христос, будучи отроком, остается в Иерусалимском храме, где беседует с мудрецами. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева, могут найти Его и очень беспокоятся о Нем, а когда находят, укоряют, но без гнева, раздражения и обиды.
И, конечно, братья и сестры, нельзя не вспомнить другое событие: встречу Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном. Он говорит Ей: Тебе Самой оружие пройдет душу (См. Лк. 2, 35). Он говорит, что Ее ждет такая скорбь, какую человеку тяжело перенести. В ответ Матерь Божья все эти слова слагает в сердце Своем и не ропщет.
Во всех этих ситуациях Пресвятая Богородица проявляет себя человеком смиренным, послушным, скромным и незаметным. Даже когда Господь говорит, указывая на учеников Своих: вот матерь Моя и братья Мои (См. Мф. 12, 46), Пресвятая Дева смиряется. И такой Она остается в нашей памяти. Такой Она предстает перед нами, когда мы к Ней обращаемся. Обратите внимание, все чудеса Она являет через чудотворные иконы. Она никогда не являет их напрямую даже праведникам. Она продолжает оставаться незаметной, продолжает оставаться в тени Своего Сына.
Покидая этот мир, человек хочет оставить о себе добрую память. Кто-то оставляет заповеди своим детям, внукам, близким. А что оставляет нам Пресвятая Богородица? Какие слова и заповеди? Здесь уместно вспомнить евангельское повествование о чуде в Канне Галлилейской. Тогда Матерь Божия произносит важные слова: что скажет Он вам, то сделайте (См. Ин. 2, 5). Она говорит, что нужно слушаться Ее Сына во всем. И потому эти слова мы должны помнить на протяжении всей жизни, стараться исполнять их. Исполнять то, что говорит нам Господь: соблюдать святые заповеди, жить по совести и поступать так, чтобы в конце не стыдно было предстать перед Ним и людьми без прикрас.
Дорогие братья и сестры, сегодня Успение – великий день. Сегодня у нашего Успенского храма престольный праздник. Я сердечно поздравляю отца Димитрия и матушку Георгию с сестрами и, конечно, всех прихожан и гостей храма, пришедших сюда помолиться и разделить радость этого праздника. Я благодарю наш архиерейский хор за сегодняшнюю молитву, за прекрасное молитвенное, яркое пение. Сегодняшняя служба, дорогие братья и сестры, утешает, дает силу и надежду. Еще раз поздравляю вас с праздником! Желаю сил и помощи Божьей в повседневных делах и напоминаю, что для христианина самое главное, самое важное в жизни – делать то, что говорит Господь, исполнять его святые заповеди. Храни вас Господь, дорогие братья и сестры!
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска
28 августа 2019 года
28 августа 2019 г.