Тихий и радостный Оптинский старец
Его имя переводится с греческого как «тихий» и «радостный». Оно как будто передает то главное, что стяжал Оптинский старец Иларион. Через всю жизнь он пронес тихую, смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в Пасхальной радости о Воскресшем Христе. Память святого Церковь чтит 10 июля и 1 октября.
Правило благочестия
С ранних лет мать Родиона (мирское имя святого) предрекала ему монашеский путь. Вдумчивый, послушный и трудолюбивый сын благочестивых родителей и сам с детства думал об иночестве. Несколько неловкий, он избегал игр со сверстниками, выбирая обучение у отца портновскому мастерству.
До двадцати лет он проживал с родителями в Воронежской губернии, а затем переехал в Москву, чтобы совершенствовать ремесло. Юноша положил себе за правило добросовестное исполнение любого дела. «Что делаешь, надо стараться делать хорошо», – повторял он. Отчасти из-за этого в московских мастерских ему пришлось столкнуться с искушениями. Но Господь ограждал чистую душу Родиона. «Один мастер вечерами вел жизнь очень неназидательную, – вспоминал святой. – Мне приходилось ходить к нему по поручению хозяина. Обстановка его домашней жизни не согласовалась с нравственностью. И я наталкивался на сцены, которые могли повредить моему устроению. По милости Божией я держался правила не задерживаться у него. Скажу, что нужно от хозяина, да и домой. Господь и сохранил меня среди этих искушений».
Саратовский миссионер
На двадцать пятом году жизни Родион с родителями переехал в Саратов, где стал управлять артелью из тридцати человек. На подчиненных он смотрел, как на своих детей, за которых будет давать отчет Богу. Он наблюдал за их нравственностью, вместе с ними в воскресные и праздничные дни ходил на всенощные и Литургии. При помощи знакомого дьячка он обучил рабочих церковным песнопениям, которые они потом распевали за работой. Обращался он со всеми мягко и миролюбиво, не наказывая за провинности, а наставляя деликатно и ласково.
В эти годы Саратов был наводнен множеством раскольников. Секты враждовали между собой, но сходились в ненависти к православным. Тогда Господь открыл Родиону новую возможность миссионерского, апостольского служения. По совету одного старца он вел с раскольниками беседы о вере, основываясь на слове Божием и толкованиях святых отцов. Отпавшим от истины он помогал осознать, что, оспаривая Священное Писание и святоотеческое изъяснение, они превращались в противников Христа.
Когда о братстве, возглавленном Родионом, узнали за пределами Саратова, Синод благословил учредить в епархии миссию для обращения раскольников. Сохранились достоверные сведения о том, что Родион Пономарев был одним из самых ревностных ее миссионеров.
Жизнь, полная трудов
Так прошло несколько лет. «Хотя мы и богоугодно старались жить, – вспоминал отец Иларион в монастыре, – и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут».
В тридцатилетнем возрасте он отправился в паломничество и познакомился со знаменитыми русскими обителями Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозерска, побывал на Соловках, Валааме и других святых местах. В этих поездках он получил благословение побывать у оптинских старцев Льва и Макария. Он нашел в них то, чего искала душа. Вскоре, управившись с мирскими делами в Саратове, Родион снова приехал в Оптину, чтобы вступить на трудный путь подвижнической жизни.
После пострига инок Иларион двадцать лет служил келейником старца Макария, у которого учился богоугодной жизни, исполненной любви, смирения и простоты, отсечению страстей и своеволия. Инок Иларион ухаживал за садом: прививал деревья, обмазывал яблони, сажал цветы. По благословению старца он завел аптечку и лечил братий обители и скита, исполнял дело фельдшера. Время, назначенное для отдыха, он употреблял для чтения отеческих писаний.
Трудовая жизнь отца Илариона была заметна для всех, но отец Макарий разглядел и его преуспеяние во внутреннем делании. Перед кончиной он передал уже иеромонаху Илариону продолжение своей старческой деятельности и вручил его духовному руководству многих своих духовных детей. Отец Иларион, став позже скитоначальником и духовником обители, и по управлению, и по духовничеству поддерживал порядки, заведенные его учителем. Старец выстаивал все церковные службы, принимал монахов, сестер близлежащих женских обителей, многочисленных мирян.
Говорил святой чаще не от себя, а приводил слова и примеры из Священного Писания или припоминал, что в подобных случаях советовал его наставник. Наставления старца Илариона были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что он сам первый исполнял то, что советовал другим.
Врачество души
Как и другие старцы Оптиной, преподобный Иларион стяжал дар прозорливости, исцеления душевных и телесных недугов. Их причину прозорливец чаще всего видел во вражде с ближними и тяжких нераскаянных грехах. А потому и врачевал старец болящих, при помощи Божией, благодатью Таинства Покаяния. Когда заболевание возникало, как сейчас говорят, «на нервной почве», святой обычно объяснял, что это из-за уклонения от воли Господа и Его заповедей. К примеру, одного московского студента святой исцелил от неверия в Бога. В ту пору атеизм, который в XX веке назвали «право личности иметь свои убеждения», относили к болезням души.
Кроме братии обители и приходящего народа, старец вел со многими переписку, отвечая не только на вопросы духовной, но и вдумчиво рассматривая самые различные житейские обстоятельства, искушения, нужды людей.
Предсказав за месяц свою кончину, преподобный Иларион тихо и мирно отошел ко Господу 1 октября. Мощи преподобного покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни. И сегодня по молитвам у них происходит множество чудес и исцелений. Не утратили духовной значимости и сохранившиеся письма старца.
1 октября 2019 г.