Проповедь Епископа Пахомия в канун праздника Казанской иконы Божией Матери
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с днем празднования Казанской иконе Божией Матери! Завтра большой праздник. По традиции 4 ноября наша Церковь вспоминает освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков. Это событие стало финалом очень долгого и трудного периода, названного Смутным временем. Временем, когда и государственная, и общественная, а в каком-то смысле и церковная жизнь, погрузились в пучину хаоса. По свидетельству многих современников, у народа не оставалось надежды на то, что может что-то измениться. И, наверное, если бы русские люди тогда не обратились за помощью к Господу и его Пречистой Матери, то вполне вероятно, сегодня наше государство и Церковь были бы совсем другими.
4 ноября (по новому стилю) Москва была освобождена от поляков. Воины, военачальники, как и весь народ, приписывали эту победу, которая по человеческому рассуждению вряд ли могла случиться, заступлению милостивой Матери Божьей. Ибо с русским ополчением от самого Нижнего Новгорода до Москвы шествовала Казанская икона Божией Матери, которая в 1579 году была обретена в городе Казани и прославлена массой чудес. До сегодняшнего дня наш народ благоговейно почитает этот образ. Это не случайно, потому что каждый человек чувствует, что Матерь Божия всегда рядом, что Она заступается, молится, укрепляет нас.
Последние несколько лет кроме церковного праздника, который мы все любим и к которому привыкли с детства, в этот день совершается еще и светский праздник – День народного единства. Я думаю, этот праздник был введен в нашей стране для того, чтобы дать людям некий внешний образ, символ, на который они могли бы взирать и объединяться. Идея, безусловно, правильная и важная. Ведь если говорить, положа руку на сердце, то сегодня в нашем государстве, за исключением Дня Победы, не осталось практически ни одного события, образа в самом широком смысле слова, на который могли бы взирать все без исключения люди разных национальностей.
Но поверьте, что пройдет еще пять, десять, двадцать лет, и эта дата будет уходить из народной памяти. Произойдет это в силу большого промежутка времени, которое разделяет нас с Победой и победителями. Все мы прекрасно понимаем, что нет уже такого благоговения ко дню победы русского воинства в войне 1812 года или же в русско-турецкой войне 1874 года.
Что будет объединять наш народ, когда мы, наши дети, внуки останутся без этой даты? Вопрос очень серьезный. На самом деле не нужно придумывать новшества, изобретать очередной «велосипед» – нужно всего лишь обратиться к истории, посмотреть на святыни нашего христианского православного народа. И для людей, которые живут сегодня с нами и исповедуют другую веру, тоже не будет ничего зазорного в том, чтобы с уважением отнестись к своей истории, почтить молитвой, либо просто своим присутствием память Казанской иконы Божией Матери. На самом деле я знаю многих неправославных людей, которые говорят, что если бы вы, русские люди, больше почитали собственные святыни, относились более горячо к вере своих отцов, дедов, то вас бы больше уважали, в том числе и иноверцы. Нам действительно часто не хватает благоговейного отношения к памяти своего Отечества, к памяти своих предков и к своей вере. Давайте не будем этого забывать.
Поэтому завтра мы придем в храм, помянем наших благочестивых предков, помолимся Казанской иконе Божией Матери, попросим Ее о заступничестве, и дай Бог, чтобы по Ее молитвам наша Русская Церковь, наше государство, наш народ всегда благоденствовали, умели видеть и исправлять ошибки, которые, безусловно, в нашей жизни присутствуют.
Ежегодно этот праздник собирает несколько тысяч человек у Казанского храма. Что самое главное – это абсолютно добровольное стремление наших горожан прийти помолиться, почувствовать локоть и плечо своих братьев и сестер.
Хотел бы еще заострить ваше внимание на том, что во вторник, 5 ноября, в нашем Кафедральном соборе, по сложившейся традиции, будем служить Литургию апостола Иакова. Думаю, многие из вас уже бывали на этой службе и знают, что она совершается по древнему чину. Это своего рода реконструкция Литургии, которую когда-то служили в Православной Церкви. Сегодня она совершается всего лишь в нескольких храмах – в Иерусалиме, на острове Закинф в Греции. В последние годы эта традиция появилась и в нашей Русской Православной Церкви, в том числе в Покровской епархии. Главная особенность – во время Причастия отдельно вкушается частица Тела Христова, а затем из чаши испивается Честная Кровь. Конечно, это многим может показаться непривычным, но, я думаю, что для любителей церковного Устава, для людей ищущих глубокой духовной жизни это неоценимый опыт.
Еще раз сердечно поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником! Помоги вам всем Господь!
4 ноября 2019 г.