Казанские храмы российских столиц
Они такие разные… В своем внешнем архитектурном облике и внутреннем убранстве, в своей подчас трагичной истории, культурном и общественном значении. Даже в прихожанах и экскурсантах. Они такие же разные, как и две столицы нашей страны. Москва – горячее сердце и щедрая душа всей Руси. И Санкт-Петербург, европейская торжественность и гранитный холод которого понятны не каждому. В день памяти Казанской иконы Божией Матери, мы вспоминаем столичные храмы, освященные в честь прославленного чудесами образа.
«Щит и меч» России
И начать хотелось бы с Казанского собора на Красной площади. Сгоревший и отстроенный заново, разрушенный и восстановленный, уже четыре века он выражает благодарность нашего народа Царице Небесной за избавление России от польско-литовских захватчиков.
Народная любовь и почитание Казанской иконы в Москву пришли вместе с Патриархом Гермогеном. По его приказу на помощь защитникам России из Казани доставили список обретенной в 1579 году иконы Божией Матери. В марте 1612 года ее встретили полки под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправились с ней в освободительный поход на Москву, занятую поляками.
В октябре перед Казанской иконой отслужили молебен, предваряя штурм осажденного Китай-города. В ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней замученные голодом захватчики сдались. В благодарность за заступничество князь Дмитрий Пожарский построил деревянный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Вскоре деревянный храм сгорел, и позже был восстановлен уже из царского кирпича.
Собор представляет характерный для первой половины XVII века тип одноглавого храма с горкой кокошников. Исследователи замечают, что его цвета вторят цветам военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Воинство Христово, отстаивающее Русскую землю и веру. Ведь еще в византийской православной традиции золото было символом Божественного сияния. Красный цвет символизировал огонь, карающий и очищающий, а также – кровь Христову, искупляющую грехи человечества. Белый цвет – святость и чистоту, устремленность к духовной простоте и возвышенности. Символика отражает и замысел Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» России и христианского мира.
Дважды в год – на престольные праздники – к Казанскому собору из Кремля проходил крестный ход с участием царя. Часть духовенства шла «по градам» – крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя всех святой водой. В 1755 году он стал приходским храмом для преподавателей только открывшегося тогда и еще не имевшего собственной церкви Московского университета. В ту пору он располагался в здании Земского приказа, на месте нынешнего Исторического музея.
После революции собор разделил участь большинства русских святынь. Правда, в 20-е годы подвижник русской культуры архитектор П.Д. Барановский отреставрировал его первоначальный облик и снял бесценные чертежи и замеры. Казанский собор сперва превратили в столовую и склад, а в 1936 году сломали, так отметив его трехсотлетие. Через год на его месте появился павильон III Интернационала, позднее здесь было открыто летнее кафе. В начале 90-х по проекту ученика Барановского Олега Журина Казанский собор на Красной площади восстановили. Он стал первым храмом, восстановленным в Москве после десятилетий гонений.
Один храм – два великих образа
Еще один Казанский храм расположился в Коломенском. В древней Москве – дворцовом царском селе, а сегодня – историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике.
Строительство церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы было задумано первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Но храм был заложен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению наследника – царевича Димитрия.
Строительство здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. С дворцом царя храм соединяла закрытая галерея-переход. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь стала приходским храмом Коломенского. Первоначально стены храма не были расписаны, фрески появились на них только к 1910 году. Через 30 лет храм закрыли большевики, но с 1942 года службы в нем возобновились и более не прекращались.
Возможно, этот храм – не самый яркий объект музея, но верующему человеку он дорог еще и из-за значимой святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Державная». Само название которой так и направляет ум и сердце к молитве за родную страну.
Матерь Божия явила этот образ в Коломенском в 1917 году, в день отречения императора Николая II от престола. Крестьянка Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «черную» (то есть старую) икону и сделать ее «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви нашли почерневшую от времени икону. На доске проступало изображение Богородицы со Христом на коленях и царскими регалиями – скипетром и державой – в руках. Икона быстро обрела народное почитание, а служба и акафист «Державной» были составлены с участием святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель призывал православных молиться перед образом «Державной» и особо вверял Россию Матери Божьей, как истинной Правительнице.
После начала гонений советской власти на Церковь икона была изъята и находилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году Державный образ передали в Казанскую церковь Коломенского. Сегодня в этом храме Матерь Божия, взирая на молящихся с чудотворных Казанской и Державной икон, призывает народ к покаянию и единству.
Музей, памятник, символ
Казанский собор в Санкт-Петербурге – еще один памятник русской воинской славы. Доказательством тому служат военные трофеи – вражеские знамена и жезлы, принесенные русскими солдатами после победы в Отечественной войне 1812 года, могила героя-полководца М.И. Кутузова. Но главное – Казанская икона Божией Матери. Образ, по молитвам у которого Царица Небесная столько раз даровала победу нашему народу.
Список с иконы принес в град апостола Петра император Петр I. В 1709 году накануне Полтавской битвы он долго молился пред этим образом, затем повелел обнести его пред полками и взять на поле сражения.
Сам же собор построили позже, в 1811 году, на месте обветшалой Рождественско-Богородичной церкви. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на собор святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведенная архитектором А.Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада, раскрывающаяся к Невскому проспекту. Собор дал название Казанской площади, прилегающей улице, острову в дельте Невы и мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. А история его возведения стала важной вехой в истории петербургского градостроительного искусства. Отстроенный за короткий срок, величественный памятник зодчества поражает своим великолепием и остается одним из символов города.
Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. В 1923 году он перешел к обновленцам, в январе 1932 года был закрыт, а в ноябре в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В начале 90-х годов XX столетия богослужения в нем возобновились, на купол вновь водрузили крест. В 2000 году собор вернули Церкви в статусе кафедрального.
Помимо любимого Казанского образа Божией Матери, паломники могут помолиться и у других святынь. Это образ святителя Николая Чудотворца и Ченстоховская икона Божией Матери, подаренные М.И. Кутузовым, в иконостасе храма расположена почитаемая икона Спасителя. В числе древних святынь – Голгофа и икона Воскресения Христова с частицами Гроба Господня.
3 ноября 2019 г.